Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему

Возмищева Татьяна Сергеевна

Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это есть воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань вечной и такой актуальной теме – теме человека и природы.  Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Возмищева Татьяна Сергеевна

Воспитатель I кв.к.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Свердловская область, г. Асбест  

Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это есть воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань вечной и такой актуальной теме – теме человека и природы.  Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Надо тренировать в детях  наблюдательность,  сочувствие,  сопереживание.  Каждый  выход  на  улицу  для  ребенка  должен  оборачиваться  увлекательной  прогулкой,  дающей  возможность  наблюдать,  познавать,  запоминать...  [6]

 Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: 

создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии.

Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Для воспитателя важно научить  детей  видеть, ценить тихую  прелесть  крохотного  полевого  цветка,  трудолюбивого  муравья  или  паучка  на  лесной  тропинке,  слышать  чарующие  звуки  природы  –  пение  птиц,  шелест  листьев  и  трав,  журчание  воды...  Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её – дело  сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое её движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, и познание [2].

Общение  с  растениями  и  животными,  звуки  природы  помогают  снять  у  детей  стресс,  восстановить  эмоциональный  комфорт.  Ребенок  должен  иметь  возможность  непосредственно  «вблизи»  наблюдать  жизнь,  развитие  и  рост  живых  объектов,  учиться  заботиться  о  них [1]. 

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств [3].

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Часто в непосредственно образовательной деятельности я использую художественную литературу. Эта литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?».  Очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Тает снежок, ожил лужок» или конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец, или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Таким  образом,  забота  взрослых  и  дошкольников  о  растениях  и  животных,  создание  и  поддержание  необходимых  условий  для  всех  живых  существ,  находящихся  в  жизненном  пространстве  детей,  являются  главным  методом  экологического  воспитания  –  методом,  который  обеспечивает  развитие  начального  экологического  сознания,  формирование  первых  практических  умений  должного  взаимодействия  с  природой  ближайшего  окружения [6]. 

Список  литературы

1. Горбатенко, О.Ф. Система  экологического  воспитания  в  ДОУ/ О.Ф.  

    Горбатенко. – М.: ТЦ  Сфера, – 2008. –  221 с. 

2. Ёлкина, Н.В., Мариничева, О.В. Учим  детей  наблюдать  и  рассказывать/  

    Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева. – Ярославль: Академия  развития, –1997.

    – 224 с. 

3. Иванова, А.И. Экологические  наблюдения  и  эксперименты  в  детском   

    саду:  Мир  растений/ А.И. Иванова. – М.: ТЦ  Сфера, – 2007. – 240 с. 

4. Коломина, Н.В. Занятия  по  экологии  в  детском  саду/Н.В. Коломина.

    – М.: ТЦ Сфера, – 2008. – 144 с. 

5. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы  в  детском  рисунке: 

    пособие  для  воспитателя  детсада/ Л.В. Компанцева. – М.: Просвещение,   

    – 1985. – 96 с. 

6. Костюченко,  М.П.  Эколого-валеологическое  воспитание  дошкольников.   

    Раздел 5: «Гармония  природы  и  человека»/ М.П. Костюченко.– Братск,

    – 2000. –138 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....