Тема: «Моя Родина».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ольга Викторовна Мищенко

План-конспект НОД для детей средней группы

Автор: Мищенко Ольга Викторовна:  воспитатель 
Место работы: МБДОУ ЦРР Д/С №16 г.Белореченск Краснодарский край.
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками средней группы. Занятие помогает познакомить детей с родным городом и его культурой и историей. А также расширяет знания детей о видах транспорта и его назначении.

Тема: «Моя Родина».

Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Цель: знакомство с родным городом.
2. Задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви к родному краю;
- знакомить с достопримечательностями родного города; 
- формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре 
- расширять представления о видах транспорта и его назначении;
- расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения;
- расширять представления о профессиях;
- обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края;
- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
- формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей; 
- закреплять счёт до пяти;
- изображать предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- закреплять умения правильно держать кисть, создавать коллективные произведения.

- приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3. Методы и приёмы:

- практические: аутотренинг, дидактические игры и упражнения, динамическая пауза, релаксация, физкультминутка, подвижная игра, создание художественного продукта.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, слушание музыки, песни, наблюдение.
- словесные: беседа, объяснение, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихов и загадок.

4. Материалы и оборудование:

- запись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»; плакаты с растениями (подснежник, ландыш, василек, берёза); мягкие игрушки, изображающие животных (лисица, волк, заяц, белка), картинки с изображением птиц (кукушка, сорока, дятел, тетерев, утка, ворона, грачи, синица,, жаворонок, воробей),запись голосов птиц, плакат с надписью «Тот свой край не любит, кто его природу губит», запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы», краски, карандаши, бумага, цветная бумага, ватман, ножницы, клей, кисти для рисования и для клея.

5. Формы организации совместной деятельности.

• двигательная
Подвижная игра, игровые упражнения, физкультминутка, динамическая пауза. 
• игроваяЛепка животных и птиц, коллективная работа по рисованию «Город будущего»,
Дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетная игра «Улица».
• продуктивная

• коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок, чтение стихов.
• Музыкально - художественная
Слушание музыкальных произведений.

6. Логика образовательной деятельности

1 Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит стенд с фотоснимками достопримечательных мест города.
Дети рассматривают фотографии, узнают знакомые места. Активно обсуждают.
Дети включаются в образовательную деятельность.

2 Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается Родина»

Дети слушают.
Приобщение детей к музыке.

3 Беседа.

Вопросы:- О чём поётся в этой песне?- Как вы думаете, что такое Родина?
Отвечают, рассуждают.
Учатся высказывать свои мысли.

4 Беседа.

У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина?
Дети называют город. 
Ребёнок читает стихотворение.
(М. Пляцковский)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина
Развитие интереса к изучению родного края.

5 Беседа

об истории нашего города. Как строился. Достопримечательные места Кто здесь живёт? Почему называют наш город - Белореченском. Что добывают на территории нашей Родины. Какие реки протекают по нашему краю. 
Показывает книгу и фотографии города.
Дети участвуют в беседе. Рассказывают про профессии своих родителей.
Рассматривают книгу и фотографии.
Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре.

6 Физкультминутка.

Здравствуй небо голубое, (Поднимают правую руку)
Здравствуй солнце золотое,(Поднимают левую руку)
Здравствуй матушка – Земля,(Разводят руки от себя)
Здравствуйте мои друзья.(Обнимают себя.)
Проговаривают слова.
Развитие активности детей в двигательной деятельности

7 Продуктивная деятельность.

Конструирование: «Улица». Постройка из крупного деревянного строительного материала перекрёстка дороги и гаража.
Дети выполняют коллективную работу из строительного материала.
Закрепление навыков и умений конструирования; развитие способности различать строительные детали, использование их с учётом конструктивных свойств, устанавливая ассоциативные связи.

8 Ситуативный разговор.

Воспитатель задаёт вопросы:
- Ребята, что вы будете делать, если вам нужно перейти дорогу?
- А в каком месте переходят дорогу?
- Можно ли ребёнку самостоятельно переходить дорогу?
- На какой цвет светофора безопасно переходить улицу?
- Как называется место на дороге где можно переходить улицу?
- Можно ли без присмотра взрослых находиться на улице и кататься на велосипеде мешая окружающим?
Дети отвечают на вопросы.

9 Сюжетно – ролевая игра «Улица»

Дети распределяют роли, выполняют игровые действия (при затруднении обращаются к педагогу)
Закрепление правил поведения на дорогах.
Совершенствование умения объединяться в игре, расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

10 Продуктивная деятельность.

Коллективное рисование: «Город будущего»
Дети рисуют на ватмане  цветные овальные, многоугольные и треугольные дома.
Закрепление умений; правильно держать кисть, создавать коллективные произведения.

11 Аутотренинг.

«Мы - друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой, 
И будем с друзьями защищать всё живое.
Дети закрывают глаза.
Позитивный настрой.

12 Сюрпризный момент.

Животные нашего края.
В гости к детям приходит белка со своими друзьями (лисица, волк, заяц, белка - мягкие игрушки).
Рассказывают о некоторых животных (предварительно даются небольшие рассказики о животных).
Закрепление знаний о животных родного края.

13 Беседа.

Воспитатель спрашивает. – Как животные готовятся к зиме? – Где звери будут прятаться от зимней стужи? Чем будут питаться?
Дети отвечают на вопросы.
Расширение представлений об условиях жизни зверей зимой.

14 Дидактическая игра.

«Чей домик?»
Воспитатель устанавливает на фланелеграфе картинки; логово для волка, нора для лисы, куст для зайца, дерево с дуплом для белки. 
Задание: найти для каждого зверя домик.
Дети разбирают нарисованных зверей и подбирают им жильё, прикрепляя животных на фланелеграфе к «домикам».
Закрепление знаний о местах жительства животных.

15 Дидактическое упражнение.

«Сосчитай грибы»
Создаёт проблемную ситуацию:
«Хватит ли белке грибов на зиму?».
Решают проблему.
Закрепление счёта до 5-ти.

16 Дидактическая игра

"Птицы нашего края".
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
Дети рассматривают картинки, называют птиц и стараются узнать их голоса.
Обобщение знаний о птицах родного края.

17 Продуктивная деятельность.

Лепка: «Птицы и животные нашего края» (из солёного теста).
Лепят животных или птиц по желанию.
Раскрашивают поделки гуашью.
Формирование умения вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывание мелких деталей.

18 Подвижная игра.

«Зайцы и волк» 
Воспитатель вносит шапочку волка..Выбирают «волка» считалкой. Играют в игру.
Закрепление правил игры и бега с прыжками.

19 Растения нашего края.

Воспитатель вывешивает плакат с растениями.
Загадывает загадки:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.(подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные … (ландыши)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый…(василёк)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки
Белоствольные…(берёзки)
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины.
Находят ответ на плакате с растениями
Ребёнок читает стихотворение.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками. 
Развитие логического мышления.
Развитие памяти, знаний о растениях родного края, становление личностного отношения к произведению.

20 Динамическая пауза

«Берёзка».
Имитируют покачивание веточек на ветру.
Релаксация

21 Беседа.

воспитатель привлекает к плакату, на котором написано «Тот свой край не любит, кто его природу губит»
Как вы понимаете эту пословицу? Многие виды растений и животных исчезают из нашего края. Они занесены в Красную книгу. Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Участвует в беседе.
Ребёнок читает стихи:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок читает стихи:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Формирование осознанного действия к природе родного края, желание беречь и охранять её

22 Звучит песня Ю. Антонова

«Не рвите цветы»
Слушают.
Дети говорят хором:
«Наш девиз – любить и охранять природу нашего края».
Развитие умения чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.

23 Итоговое мероприятие:

Воспитатель организует выставку коллективной детской работы по теме «Город будущего»
Дети организуют показ своих работ.
У детей сформированы начальные представления о родном крае вызывающие чувство гордости и любви.

Используемая литература:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2009 (Вместе с детьми)
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. (Логопед в ДОУ)
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д, : Феникс, 2010.-251с.
4. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД для детей средней группы

Автор: Мищенко Ольга Викторовна:  воспитатель 
Место работы: МБДОУ ЦРР Д/С №16 г.Белореченск Краснодарский край.

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками средней группы. Занятие помогает познакомить детей с родным городом и его культурой и историей. А также расширяет знания детей о видах транспорта и его назначении.

Тема: «Моя Родина».

Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Цель: знакомство с родным городом.
2. Задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви к родному краю;
- знакомить с достопримечательностями родного города; 
- формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре 
- расширять представления о видах транспорта и его назначении;
- расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения;
- расширять представления о профессиях;
- обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края;
- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
- формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей; 
- закреплять счёт до пяти;
- изображать предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- закреплять умения правильно держать кисть, создавать коллективные произведения.

- приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3. Методы и приёмы:

- практические: аутотренинг, дидактические игры и упражнения, динамическая пауза, релаксация, физкультминутка, подвижная игра, создание художественного продукта.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, слушание музыки, песни, наблюдение.
- словесные: беседа, объяснение, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихов и загадок.

4. Материалы и оборудование:

- запись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»; плакаты с растениями (подснежник, ландыш, василек, берёза); мягкие игрушки, изображающие животных (лисица, волк, заяц, белка), картинки с изображением птиц (кукушка, сорока, дятел, тетерев, утка, ворона, грачи, синица,, жаворонок, воробей),запись голосов птиц, плакат с надписью «Тот свой край не любит, кто его природу губит», запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы», краски, карандаши, бумага, цветная бумага, ватман, ножницы, клей, кисти для рисования и для клея.

5. Формы организации совместной деятельности.

• двигательная
Подвижная игра, игровые упражнения, физкультминутка, динамическая пауза. 
• игроваяЛепка животных и птиц, коллективная работа по рисованию «Город будущего», 
Дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетная игра «Улица».
• продуктивная

• коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок, чтение стихов.
• Музыкально - художественная
Слушание музыкальных произведений.

6. Логика образовательной деятельности

1 Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит стенд с фотоснимками достопримечательных мест города.
Дети рассматривают фотографии, узнают знакомые места. Активно обсуждают.
Дети включаются в образовательную деятельность.

2 Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается Родина»

Дети слушают.
Приобщение детей к музыке.

3 Беседа.

Вопросы:- О чём поётся в этой песне?- Как вы думаете, что такое Родина?
Отвечают, рассуждают.
Учатся высказывать свои мысли.

4 Беседа.

У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина?
Дети называют город. 
Ребёнок читает стихотворение.
(М. Пляцковский)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина
Развитие интереса к изучению родного края.

5 Беседа

об истории нашего города. Как строился. Достопримечательные места Кто здесь живёт? Почему называют наш город - Белореченском. Что добывают на территории нашей Родины. Какие реки протекают по нашему краю. 
Показывает книгу и фотографии города.
Дети участвуют в беседе. Рассказывают про профессии своих родителей.
Рассматривают книгу и фотографии.
Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре.

6 Физкультминутка.

Здравствуй небо голубое, (Поднимают правую руку)
Здравствуй солнце золотое,(Поднимают левую руку)
Здравствуй матушка – Земля,(Разводят руки от себя)
Здравствуйте мои друзья.(Обнимают себя.)
Проговаривают слова.
Развитие активности детей в двигательной деятельности

7 Продуктивная деятельность.

Конструирование: «Улица». Постройка из крупного деревянного строительного материала перекрёстка дороги и гаража.
Дети выполняют коллективную работу из строительного материала.
Закрепление навыков и умений конструирования; развитие способности различать строительные детали, использование их с учётом конструктивных свойств, устанавливая ассоциативные связи.

8 Ситуативный разговор.

Воспитатель задаёт вопросы:
- Ребята, что вы будете делать, если вам нужно перейти дорогу?
- А в каком месте переходят дорогу?
- Можно ли ребёнку самостоятельно переходить дорогу?
- На какой цвет светофора безопасно переходить улицу?
- Как называется место на дороге где можно переходить улицу?
- Можно ли без присмотра взрослых находиться на улице и кататься на велосипеде мешая окружающим?
Дети отвечают на вопросы.

9 Сюжетно – ролевая игра «Улица»

Дети распределяют роли, выполняют игровые действия (при затруднении обращаются к педагогу)
Закрепление правил поведения на дорогах.
Совершенствование умения объединяться в игре, расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

10 Продуктивная деятельность.

Коллективное рисование: «Город будущего»
Дети рисуют на ватмане  цветные овальные, многоугольные и треугольные дома.
Закрепление умений; правильно держать кисть, создавать коллективные произведения.

11 Аутотренинг.

«Мы - друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой, 
И будем с друзьями защищать всё живое.
Дети закрывают глаза.
Позитивный настрой.

12 Сюрпризный момент.

Животные нашего края.
В гости к детям приходит белка со своими друзьями (лисица, волк, заяц, белка - мягкие игрушки).
Рассказывают о некоторых животных (предварительно даются небольшие рассказики о животных).
Закрепление знаний о животных родного края.

13 Беседа.

Воспитатель спрашивает. – Как животные готовятся к зиме? – Где звери будут прятаться от зимней стужи? Чем будут питаться?
Дети отвечают на вопросы.
Расширение представлений об условиях жизни зверей зимой.

14 Дидактическая игра.

«Чей домик?»
Воспитатель устанавливает на фланелеграфе картинки; логово для волка, нора для лисы, куст для зайца, дерево с дуплом для белки. 
Задание: найти для каждого зверя домик.
Дети разбирают нарисованных зверей и подбирают им жильё, прикрепляя животных на фланелеграфе к «домикам».
Закрепление знаний о местах жительства животных.

15 Дидактическое упражнение.

«Сосчитай грибы»
Создаёт проблемную ситуацию:
«Хватит ли белке грибов на зиму?».
Решают проблему.
Закрепление счёта до 5-ти.

16 Дидактическая игра

"Птицы нашего края".
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
Дети рассматривают картинки, называют птиц и стараются узнать их голоса.
Обобщение знаний о птицах родного края.

17 Продуктивная деятельность.

Лепка: «Птицы и животные нашего края» (из солёного теста).
Лепят животных или птиц по желанию.
Раскрашивают поделки гуашью.
Формирование умения вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывание мелких деталей.

18 Подвижная игра.

«Зайцы и волк» 
Воспитатель вносит шапочку волка..Выбирают «волка» считалкой. Играют в игру.
Закрепление правил игры и бега с прыжками.

19 Растения нашего края.

Воспитатель вывешивает плакат с растениями.
Загадывает загадки:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.(подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные … (ландыши)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый…(василёк)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки
Белоствольные…(берёзки)
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины.
Находят ответ на плакате с растениями
Ребёнок читает стихотворение.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками. 
Развитие логического мышления.
Развитие памяти, знаний о растениях родного края, становление личностного отношения к произведению.

20 Динамическая пауза

«Берёзка».
Имитируют покачивание веточек на ветру.
Релаксация

21 Беседа.

воспитатель привлекает к плакату, на котором написано «Тот свой край не любит, кто его природу губит»
Как вы понимаете эту пословицу? Многие виды растений и животных исчезают из нашего края. Они занесены в Красную книгу. Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Участвует в беседе.
Ребёнок читает стихи:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок читает стихи:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Формирование осознанного действия к природе родного края, желание беречь и охранять её

22 Звучит песня Ю. Антонова

«Не рвите цветы»
Слушают.
Дети говорят хором:
«Наш девиз – любить и охранять природу нашего края».
Развитие умения чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.

23 Итоговое мероприятие:

Воспитатель организует выставку коллективной детской работы по теме «Город будущего»
Дети организуют показ своих работ.
У детей сформированы начальные представления о родном крае вызывающие чувство гордости и любви.

Используемая литература:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2009 (Вместе с детьми)
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. (Логопед в ДОУ)
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д, : Феникс, 2010.-251с.
4. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели по теме: "Моя Родина Россия"

Планирование воспитательно-образовательной работы Группа: старшая       Тема:  "Моя Родина Россия"Цель: углублять и уточнять представления о Родине — России, По...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

План работы по теме календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Моя Родина"

В материале автор предлагает вариант работы по теме "Моя Родина" из собственного опыта работы. План содержит игры, беседы, художественную литературу, дидактические игры и практическую деятел...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...