Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Что мы знаем о воздухе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Краморенко Наталья Николаевна

   Цель: закрепление и уточнение знаний о свойствах  воздуха

 Задачи:

- расширить представления детей о свойствах воздуха ( имеет вес, при нагревании расширяется):

- уточнить знания о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Форма работы: беседа

Организация детских видов деятельности: исследовательская деятельность

Методические приемы: игровой, наглядный, практический и словесный  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной  группе «Что мы знаем о воздухе?

   Интеграция: социализация,  коммуникация

   Образовательная область:  познание

   Цель: закрепление и уточнение знаний о свойствах  воздуха 

 Задачи:

- расширить представления детей о свойствах воздуха ( имеет вес, при нагревании расширяется):

- уточнить знания о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Форма работы: беседа

Организация детских видов деятельности: исследовательская деятельность

Методические приемы: игровой, наглядный, практический и словесный  

Предварительная работа

  1. Проведение беседы « Воздух на Земле».
  2. Разучивание двух дидактических игр: «Отвечай быстро, «Да – нет».
  3. Проведение занятия – экспериментирования « Свойства воздуха».
  4. Организация консультации для родителей «Занимательные эксперименты».

Оборудование: карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; мантия, шапка ученого; книги о нашей планете; сумка-холодильник; воздушные шарики; палка (60 см); миска, пластиковая бутылка.

                                ***

    Дети сидят на стульях полукругом, перед ними стоят стол и планшет.

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как  это делают настоящие взрослые ученые?

   Дети отвечают.

Тогда я открываю заседание ученого совета. (Выбирает помощника)

   Помощник занимает место за столом.

Помощник символами будет зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. Слушайте внимательно.

         Через нос проходит в грудь

         И обратный держит путь.

         Он невидимый, но все же

         Без него мы жить не можем.

                                              (воздух)                   

    Исследователи, ваша задача – получить как можно больше  новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т.е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.

   На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:

       - подумать самому;

       - провести эксперимент;

       - взять информацию из компьютера;

       - посмотреть в книгах;

       - спросить у другого человека.

Обратите внимание на эти методы. С чего мы начинаем собирать материал?

Дети. Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.

 

     Помощник символами фиксирует высказывания.

 Воспитатель. Следующий этап- эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.

 Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываем два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.

   Представьте, что это  весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

   Дети. Шары весят одинаково.

   Воспитатель. А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?

   Дети высказывают предположения.

Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)

     Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.

    Почему изменилось положение весов?

   Дети. Шарик без воздуха стал более легким.

   Воспитатель. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?

  Дети. Палка выровняется.

  Воспитатель проверяет предложения детей на практике. Равновесие снова восстанавливается.

  Воспитатель. Что же произошло?

Дети высказывают предложения.

Воздух имеет вес, поэтому надутый шар весит больше, чем не надутый. Когда из шара выходит воздух, остановится легче.

  Помощник символами фиксирует полученную информацию

А вы знаете, какой воздух легче- теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?

 Опыт 2 . На пустую охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой, воздух нагревается, ему становится тесно, и он устремляется в вверх. Шарик надувается.

  Видите, значит, можно сделать вывод: теплый воздух легче, чем холодный.

   Помощник символами фиксирует полученную информацию

Где мы еще можем найти информацию о воздухе?

   Дети. В компьютере.

Дети подходят к мультимедийному экрану и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов- флейты, кларнета, трубы.

Проводится физкультминутка.

    Воспитатель

    Руки подняли и покачали.

   Дети качают поднятыми вверх руками.

   Это деревья в лесу.

   Плавно опускают руки вниз.

  Руки согнули, кисти встряхнули –

  Трясут кистями рук.

 Ветер сбивает росу.

Машут руками перед собой.

 В стороны руки, плавно помашет –

Руки разводят в стороны.

Это к нам птицы летят.

Поворачивают туловище с раскинутыми в стороны руками.  

Как они сядут, тоже покажем,

Приседают

Крылья сложили назад.

Встают, прячут руки за спину.

Также мы можем посмотреть то, что нас интересует в книгах. (зачитывает отрывок) « Когда встречаются теплый и холодный воздух начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, в на смену ему из полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей.

    Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает Людмила Анатольевна.

Может, спросим  у нее?

Людмила Анатольевна Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его. Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали  общество охраны природы.    

В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

    Воспитатель. Сейчас я  попрошу вас занять свои места.

    Дети размещают на планшете свои заметки-пиктограммы так, чтобы их видели все.

Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследования?  

   Дети расшифровывают пиктограммы. Если забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону.

Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?

   Дети. Воздух надо беречь.(Выбирают главный и второстепенные признаки изучаемого объекта)

   Воспитатель. Наступило время научного доклада.

    Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию и головной убор ученого. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.

Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?

    Дети высказываются.

О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях?

    Дети отвечают.

 

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...