методическая разработка к занятию нод по познавательному развитию
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

виртуальное путешествие по Санк-Петербургу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл виртуальное путешествие52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания  детей о родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

2.Обогащать  и активизировать  словарь  детей за счет использования слов петербургской тематики: проспект, шпиль, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, сфинкс, зодчий  и т.д..

3. Продолжать формировать умение рассуждать, делать выводы

Развивающие:

1. Продолжать развивать разговорную речь детей.

2. Продолжать формировать умение слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.

3. Продолжать формировать умение у  детей координировать речь с движением.

Воспитательные:

1.Воспитывать  чувство гордости, любви и интерес к родному городу и уважение к его истории.

2.Продолжать воспитывать   умение работать сообща, договариваться во время трудовой деятельности и совместных игр.

Использование современных образовательных технологий:

  • ИКТ- презентация
  • мнемотехника
  • технология музыкального воздействия
  • игровые технологии
  • проблемные ситуации
  • здоровьесберегающие технологии
  • гимнастика для глаз
  • дыхательная гимнастика
  • динамические паузы

Оборудование и материал: ноутбук, экран, проектор, магнитола, презентация  Power point «Необыкновенное путешествие по Санкт-Петербургу», звукозапись на цифровом носителе: гимн города  Санкт-Петербурга, гудок корабля; карта – путеводитель с изображением символов города (кораблик на шпиле, ангел Петропавловской крепости) в конвертиках с цифрами и знаками  вопросов, картинки  с изображением: «Летний сад», «Медный всадник», «Стражи города», «Адмиралтейство»,  колокольчик, стулья с геометрическими фигурами по количеству детей, «билеты» на корабль с изображением геометрических фигур,  разрезные картинки (изображение памятника «Медный всадник»), вертушки для игры с ветром  маленькие по количеству детей, кораблик-игрушка, кораблик – картинка на держателе для проведения гимнастики для глаз, мнемотаблица по стихотворению  Н. Нищевой о городе, штурвал, имитация корабля (в виде небольшой ширмы), капитанская фуражка, лист ватмана в виде большого сердца для изготовления коллективного коллажа, фотографии и картинки с видами города, листы для рисования, обводки, клей и ножницы  по количеству детей, салфетки, клеенка.

Предварительная работа:

  • Тематические беседы о нашем городе, его достопримечательностях, Петре I;

  • Прослушивание гимна Санкт-Петербурга — оркестровое исполнение «Гимна Великому городу» из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник». Автор слов Гимна — О.А. Чупров; 

  • Рассматривание иллюстраций (фотографий) с достопримечательностями города Санкт – Петербурга;
  • Рассматривание герба и флага города Санкт – Петербурга;
  • чтение  и разучивание стихов о родном городе  С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; В. Брюсов «К медному всаднику»;
  • разучивание стихотворения по мнемотаблице  о Санкт-Петербурге Н.Нищевой
  • Загадки о Санкт –Петербурге
  • конструкторские игры: «Строим город», аппликация с элементами рисования «Медный всадник», рисование «Летний сад», сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по любимым местам Санкт-Петербурга», «Семья на прогулке по городу»
  • Дидактические игры:

- «Я покажу, а ты назови»;   «Угадай картинку», «Собери целое» (флаг города, герб, Медный Всадник)  

  • П/и «Крепость»,  игра – хоровод «По болоту Петр шел…»; «Каменные львы»;
  • Выставка детских рисунков  на тему:  «Мой  любимый  город Санкт –Петербург»
  • Беседы на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Мое любимое место  в Санкт-Петербурге»                                                     

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Дети входят в группу под  фрагмент  гимна  города СПб.  Какая замечательная торжественная музыка звучит! Как вы думаете, что это за музыка? Это не просто музыка, это Гимн – Гимн нашего города. Все мы с вами живем  в очень большом и красивом городе  (каком?) – Санкт – Петербурге.  Как же  называют жителей нашего города? (петербуржцы) Стук в дверь, получение письма и посылки. Ребята,  к нам пришло письмо и посылка, от кого же это? Давайте узнаем. Читаем  письмо: «Дорогие, ребята! Меня зовут кот Василий. Я не просто  кот, я кот -  Питерский! Очень люблю  гулять по нашему городу и любоваться его красотой!  Приглашаю вас в путешествие по нашему городу! В коробке  есть  волшебная   флешка, с помощью, которой вы сможете начать путешествие вместе со мной! Подпись: кот Василий». А что же в коробке? Давайте посмотрим? Как интересно, ребята! В коробке флешка, карта и билеты. Вы хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Давайте сначала вспомним, какие виды транспорта используют для путешествия по городу? (автомобиль, корабль, ракета, речной трамвайчик). А для чего же нам будет нужна карта, как вы думаете? Чтобы знать по какому маршруту мы отправимся в путь. А билеты? Чтобы занять свои места! Послушайте загадку: 

Средь петербургских берегов,
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята? (Нева!)

Речевая игра «Назови какая река» (просторная, широкая, бурливая, холодная, серая, раздольная и. т. д.).  Где  протекает река Нева? На чем  можно путешествовать по реке? (лодке, корабле) Можем ли мы поплыть в лодке? Почему? (нас много и мы возможно не поместимся все в лодку – она маленькая) Тогда на чем же поплывем, чтобы поместились все? мы поплывем на корабле! Как это можно сделать? Дети высказывают свое мнение, приходим к общему выводу: «строим» свой корабль! Дети ставят стульчики, впереди макет  - нос корабля, штурвал.  Дети берут «билеты»  из коробочки и   занимают свои места на смоделированном пространстве корабля, стульчики помечены разноцветными геометрическими фигурами, повторяем, что изображено на билете: цвет, форма, размер фигур и занимают места согласно изображению на билете и стуле. Звучит звукозапись «гудок» корабля. Капитаном корабля назначается ребенок с помощью считалки «По болоту Петр шел…», он надевает фуражку, проверяет билеты и  правильно ли «пассажиры» заняли свои места.

Воспитатель: Но как у каждой дружной команды на корабле теперь у нас есть карта нашего путешествия. Именно по ее маршруту мы и будем путешествовать. Капитан дает команду: «Полный вперед!»  и  звенит в колокольчик.  Ребята, по какой реке мы с вами отправляемся в путешествие?  (По Неве) На чем мы будем путешествовать? На корабле! Откуда отчалил наш корабль? (От пристани)  Кто управляет кораблем? (Капитан)

 Слайд № 1  Начало презентации.

 Слайд № 2     Кот: Привет, ребята! Я рад, что мы встретились!  Во время путешествия по городу я позабыл некоторые названия.  Буду рад, если вы мне их будете подсказывать! Мяу! Желаю приятного путешествия!

Звучит запись шум волны, звуки чаек.

Капитан открывает карту  и дети называют  первую остановку (цифра №1) в конверте иллюстрация « Медный всадник». Как называется наша первая остановка? Первая остановка: « Медный всадник»!

Слайд  № 3. «Медный всадник».

Воспитатель:  Кому посвящен этот памятник? Петру 1.  Кто был Петр 1? Основатель нашего города. На чем стоит конь, почему конь придавил змею?

(Памятник Петру 1. Памятник создан по приказу дочери Петра 1- царицы Екатерины; памятник стоит на «Гром камне»  на трех точках опоры (хвост, и две ноги); конь придавливает копытами змею, что говорит о победе  России над врагами).

Воспитатель: Послушайте, какие красивые слова сказал об этом памятнике великий русский поэт А.С. Пушкин. Ребенок рассказывает отрывок  стихотворения о памятнике.

« Какая сила в нем сокрыта,

  А в сем, коне какой огонь!

  Куда ты скачешь, гордый конь,

  И где опустишь ты копыта?»

Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть «Медный всадник» еще и на картинке.

Ой, а картинка рассыпалась!  Помогите собрать ее (детям предлагается из частей собрать целое изображение памятника).

Дидактическая игра «Рассыпающиеся картинки»

Воспитатель: Молодцы, дети, но нам пора отправляться дальше. Капитан, полный вперед! Капитан звенит в колокольчик.

Слайд № 4 «Петр I» Ребенок читает стих

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец? (Петр I)

 игра  «Хорошо-плохо»

1. Петр любил трудиться…

2. Петр дружил со всеми детьми, простыми и знатными…

3. Петр любил учиться…

4 Царь построил флот…

5 Петр победил турок и шведов

6. Петр построил Санкт-Петербург…

«Каким был царь Петр I?» мнения, рассуждения детей

Посмотрим на нашу карту. Какая  же следующая остановка? Дети ищут вторую остановку на карте (цифра № 2)  и называют ее.

Вторая остановка: слайд № 5  «Петропавловская крепость» 

Царь остров в устье указал, 
И поднялись за валом вал 

Шесть бастионов над рекой…

Теперь врагов и на порог 
Не пустит русская река, 
Пускай смирят свирепость, 
Узнав, что стала на века 
Здесь… (Петропавловская крепость.)

Что вы можете рассказать о Петропавловской крепости? Петропавловская крепость- это первое каменное строение нашего города. Где построена крепость?  Существует легенда о том, почему место, где построили крепость назвали – Заячий остров. Расскажите легенду.

Смотрите, ребята! Что там на шпиле?  (золотой ангел!)  Ангел  на шпиле Петропавловского собора является историческим символом нашего города. Ангел, какой?

 Золотой, большой, красивый, Что он держит в руках? Ангел  держит крест.

Задумал, видно, ангел улететь…

И вдруг, застыл,

 Пространства неосиля,

Ему на город весело глядеть с вершины Петропавловского шпиля.

А ровно в 12 часов каждый день, что можно услышать, находясь рядом с Петропавловской крепостью?  (стреляет пушка) 

слайд № 5  «Пушка Петропавловской крепости»

Стреляет в полдень пушка

Скрывается в дыму,

Когда стреляет пушка,

Не страшно никому…

Шумит волна речная

У крепостной стены,

А пушка то ручная,

Она не для войны.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, мимо   нас проплывает кораблик, давайте, проводим его взглядом.

Гимнастика для глаз «Кораблик»

Дети следят глазами за траекторией движения  корабля-картинки, прикрепленного к держателю, воспитатель сопровождает словами движения глаз детей (влево, вправо, вверх по волне, вниз…).  Наши глазки отдохнули и нам снова пора двигаться дальше.  Какая же следующая остановка? Дети ищут остановку вместе с капитаном на карте и называют ее.

Остановка третья, слайд № 5 « Адмиралтейство».

Воспитатель: Правильно, на карте мы увидели еще один символ нашего города, какой? - золотой кораблик. На каком здании нашего города можно его увидеть? (здание Адмиралтейства) Давайте вспомним, что мы знаем о нем? Ребенок рассказывает стих-загадку:

В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине,
Горит кораблик золотой,
Весь в солнечном огне.
(Адмиралтейство)

 Рассказы детей с использованием алгоритма последовательности по мнемотаблице.

Здание Адмиралтейства, построенное по приказу царя Петра 1. Здание было предназначено для строительства кораблей. На шпиле Адмиралтейства находится золотой кораблик - это флюгер. Зачем нужен флюгер? (Флюгер  помогает определить направление ветра в городе.

Игра «Сила ветра» дыхательная гимнастика

Дети берут вертушки и показывают, как дует ветер по просьбе воспитателя: сильно, слабо, слева, справа, по центру, ветер утих…

Воспитатель: Правильно, а какие стихи о золотом кораблике вы знаете? Дети рассказывают стихи.

 «Маленький кораблик в городе огромном

В небе над Невою синем и просторном.

Маленький кораблик высоко плывет.

Это - символ города! Здесь родился флот!»

«Адмиралтейская игла кораблик в небо подняла»

«Адмиралтейства зданье славное –

 Постройка зодчего Захарова»

Воспитатель: Молодцы, ребятки, а кого мы можем назвать «зодчим?» (архитектор, создатель) Правильно, зодчий - это человек, который является автором. Это создатель, архитектор. Сейчас мы с вами превращаемся в зодчих красивых слов. Мы будем придумывать красивые слова о нашем городе.

Дидактическая игра «Назови красиво» (детям предлагается подобрать красивые слова характеризующие город  Санкт – Петербург) проводится игра:

«К кому кораблик приплывет, тот красиво город назовет!» Дети встают в круг и передают друг другу игрушку-кораблик, у кого он в руках, тот называет слово. Как много красивых слов  о городе вы знаете, молодцы!

Посмотрите на карту. Какая остановка ждет нас?

Четвертая  остановка: слайд №  8. «Стражи города».

Воспитатель: Кого вы видите? Сфинксы!

Да, правильно, мы видим еще один символ нашего города – сказочное существо сфинкса. А что значит, сказочное? (Ответы детей). Правильно, несуществующее, необычное. Посмотрите внимательно, а что же в нем необычного? (у этого сфинкса тело льва, а голова человека). А где расположены эти скульптуры? Эти сфинксы находятся на набережной Невы. Как  еще называют Сфинксов? их  называют «стражами» нашего города. Существует миф (сказка) о том, что когда наступает ночь, то они охраняют наш город от бед и неприятностей.

 Четыре стража у Невы,
Волною невскою омыты,
О чём же думаете вы,
Любуясь берега гранитом?

Предлагаю сойти с корабля на берег и прогуляться!

Физкультурная пауза.

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать                 (дети шагают на месте)

Невский - раз, Зимний - два,

Три - красавица Нева.

А четыре - мост Дворцовый.

Пять - гуляю по Садовой                             (дети пересчитывают пальцы рук)

                                     

Шесть - к Исакию схожу

И на купол погляжу.                                      (повороты направо и налево)

Семь, конечно, Летний сад,

Как красив его наряд

Восемь - крепость у Невы,

Были там, наверно, Вы                                    (дети шагают по кругу)

Девять - повстречался мне

Медный всадник на коне                                (изображают  «Медный всадник»)

Продолжаем наше путешествие? 

Вместо номера остановки дети открывают конверт со знаком вопроса

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, вместо следующего пункта нашего путешествия знак вопроса. А что бы узнать, что это за секрет там спрятался нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно

Есть в Петербурге чудо – сад 
Украшен кружевом оград 
Дворец в нём есть царя Петра, 
И статуи, как божества. 
В тени аллей, возле оград, 
Скажите, что это за сад?
(Летний сад)

слайд № 9. «Летний сад»

Летний сад не зря называют музеем под открытым небом. Это необыкновенное и чудесное место в нашем городе. Здесь, много красивых старинных скульптур

На чугунную ограду Летнего сада приезжают любоваться  люди со всего мира.

 А еще в Летнем саду есть очень красивый памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

 Продолжаем наше необычное путешествие и смотрим на карту! Опять знак  вопроса…

А вот и загадка.

Шестая  остановка слайд 10. «Невский проспект»

Красивый, просторный и главный проспект, и лучше, чем он в другом городе – нет!
(Невский проспект)

Физминутка «Прогулка по Невскому»

Давайте мы по Невскому отправимся гулять (маршируем)

Мы очень любопытные и все хотим узнать (движения рук в стороны)

Начнем - ка мы с Восстания и до Невы дойдем (маршируем)

И много интересного узнаем и поймем (движения головой – наклоны)

Игра «Узнай картинку по ее части»

Дети по очереди берут фрагмент картинки какой- либо достопримечательности города и называют, что это может быть.

Слайд № 11.

Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?

Если ты знаешь тот город, мой друг, 
Мне подскажи. Это …  (Санкт –Петербург)

  Слайд № 12.  Кот: На этом наша  игра-путешествие заканчивается. Вы много знаете о своем родном городе, узнаете его на картинах, знаете много стихов, загадок! Мне было с вами очень приятно путешествовать! Всем ребятам большое спасибо! До скорых встреч!

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, дети! Наше путешествие по городу подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?  Почему? Что нового вы сегодня узнали?

Давайте вспомним, где мы сегодня путешествовали и на чем? Какие достопримечательности  нашего города вы запомнили? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии?

Выделить каждого ребенка в отдельности и похвалить за те задания, с которыми он справился или постарался справиться.

         Предлагаю детям сделать красивый коллаж из иллюстраций и их  рисунков о городе и пригласить  родителей на нашу выставку! Дети вырезают картинки с изображением  видов города, рисуют свои, наклеивают на большой лист ватмана предварительно вырезанном в виде сердца, договариваясь друг с другом. Затем рассказывают, кто что вырезал, наклеил или нарисовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы

Методическая разработканепосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе  логопедической группы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»

Организуя позна­вательно-исследовательскую деятель­ность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ХОРОШО НАМ В САДИКЕ: И БОЛЬШИМ И МАЛЕНЬКИМ!»

   Методическая разработка предназначена для детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 15 детей и воспитатель. Место проведения - групповое ...

Собственная методическая разработка конспект занятия НОД ОО познавательное развитие "Самое дорогое на свете здоровье"

1.   Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, соот­нести знания ребенка о культуре тела и гигиене с реальными действиями по уходу за собой, развивая и закрепляя умени...

Методическая разработка новых форм работы в познавательном развитии по теме «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»

Методическая разработка  новых форм работы в познавательном развитии по теме «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»Цели и задачи :1.      Заинтересовать каждого...

Методическая разработка Конспект занятия по области "Познавательное развитие" "Игрушка-погремушка".

. Дать знания об игрушке - погремушке и ее особенностях. Обратить внимание на то, что погремушка может звучать «тихо» и «громко»....

Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»

Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...