Методическая разработка новых форм работы в познавательном развитии по теме «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ефремова Светлана Андреевна

Методическая разработка  новых форм работы в познавательном развитии по теме

 «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»

Цели и задачи :

1.      Заинтересовать каждого ребенка, подобрать индивидуальный подход к процессу изучения.

2.      Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление , память, внимание на материале  Петербуржской тематики.

3.      Расширение и активизация словаря по теме.

4.      Формировать начальные знания о родном городе.

5.      Формировать гражданскую позицию, воспитывать бережное отношение к городу.

 

Используемы технологии.

1.      Игровая.

2.      Работа с компьютером.

3.      Работа с кроссвордами, ребусами, изографом.

4.      Мнемотехника.

5.      ТРИЗ-технология.

6.      Здоровье сберегающая.

 

Оборудование.

1.      Компьютер, программа Санкт – Петербург.

2.      Магнитная доска.

3.      Наглядные пособия (кроссворды по теме).

4.      Карточки с ребусами, изографами, логическими заданиями.

5.      Рабочие листы.

6.      Демонстрационные изображения видов города.

7.      Конверт на каждого ребенка (два цвета – разные уровни сложности).

8.      DVD – проигрыватель. Тематические видеозаписи.

В нашей группе основные  программа коррекционное – речевая, общеобразовательная. На дополнительные программы остается мало времени. Дети набираются на один-два года.

Информация по Санкт–Петербургу совершенно новая для детей, поэтому заинтересовать их легче. Географически наш район расположен в удаленном доступе от исторического центра города.

Дети бывают там не часто вместе с родителями, поэтому знания детей о городе поверхностны.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, остаются с человеком на всю жизнь, формируют гражданскую позицию и духовный кругозор человека. Не может петербуржец вырасти образованным, добрым и отзывчивым, не замечая красоту родного города.

Развивающие, словесно логические, дидактические, математические игры с элементами мнемотехники, моделирования и ТРИЗ-технологий, головоломки, кроссворды, ребусы, задачи с петербуржской тематикой допускают включение петербуржского материала во все виды детской деятельности  - совместную и самостоятельную. Достаточная умственная нагрузка, содержащаяся в каждом шаге «логических тропинок» позволяет добиваться нужного обучающего результата, поддерживать познавательный интерес и давать начальные знания о родном городе на сжатом учебном материале. То, о чем ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, а то о чем  он догадался сам, его собственные открытия, остаётся надолго в его памяти. В играх возникает уверенность в своих силах, развиваются волевые качества, навыки общения, партнерства. На этой благодатной теме мы, на основе синтеза, анализа, обобщения, сравнений, обогащаем лексику детей, развиваем образное мышление. Работая с развивающим материалом, шагая «логическими тропинками» по Санкт–Петербургу, дети знакомятся с достопримечательностями города, узнают много интересного об истории, архитектуре, людях, прославивших город. 

Без помощи родителей нам не обойтись. Преследуя цели познавательного характера, мы надеемся и на их разностороннее развитие. Без их знаний невозможно достичь желаемых результатов. Нам приходится привлекать родителей к творческому, образовательному процессу:

 

1. Предлагаем разработанный график экскурсий согласно годовому плану по данной работе с приложением адоптированного  текста.

2. Практикуем групповые и  индивидуальные консультации устные и в папках-передвижках, открытые занятия с включением тематического материала.

3. Родителям предложено по результатам экскурсий принять участие совместно с детьми в создании группового альбома «Где мы были, мы расскажем, и что видели – покажем…»

4. Организуем тематические семейные вечера

5. Посещение библиотеки-залог любознательности ребёнка.

6. Рекомендации по просмотру домашнего ВИДео по теме города.

7. Участие в выставке совместных с родителями детских работ, посвящённых рождению города  «Мой любимый город»

 

На фоне экскурсий с родителями ребенок исследует, познает, накапливает запас знаний, формирует интеллект.   По наблюдениям Монтесори – стоит погрузить ребенка в соответствующую развивающую среду, обустроить его культурно-эстетическое, познавательное и он начнет исследовать среду, человеческие отношения. Станет проявлять интерес к окружающему миру. Сейчас мир информации стал наиболее доступен любому возрасту. Используя технологию развивающего обучения Никитина, технологию проблемного ТРИЗовского обучения Занкова, Эльконина, Довыдова, Глоголевой, Воскобовича и др. интегрировали тему города в логические игры, эвристический способ познания в изучении лексических тем. К примеру:

1)    расшифруй и найди лишнее: дас, толе, вордец, дова.

2)    Составление телеграммы-приглашения. Все слова на звук «П». Определили набор слов на петербургскую тематику и составили текст: «Презжайте, Погулять, по Проспектам, Петербурга, Посмотреть, Петропавловку, Памятники, Пушкину, Петру I».

 

Организация занятия сводится к следующему:

1)    Этап вхождения (Сюрпризный момент, Мотивация)

2)    Видеоряд из 3х картинок с крупной подписью внизу (показывается без объяснений, только читаются названия).

3)    Познавательный этап. Узнайте куда мы сегодня отправимся по тропинкам Санкт-Петербурга (работа с таблицами мнемотехника, с ребусами, лабиринтами, логическим и развивающим материалом)

4)    Практический этап. Работы с операционными и рабочими картами.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskayarazrabotkalogicheskimitropinkami.pdf1.01 МБ

Предварительный просмотр: