Главные вкладки

    НОД по познавательному развитию "В гости к кузнецу"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Гусева Наталья Викторовна

    для детей средней группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_kuznets.docx44.62 КБ
    Файл prezentatsiya_v_gosti_k_kuznetsu.pptx800.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная  деятельность по познавательному развитию

     с элементами экспериментирования в средней группе

     «В гости к кузнецу»

    Воспитатель 1- й

    квалификационной категории:

    Гусева Наталья Викторовна

    Канск 2016г.

    Цель: Ознакомление детей со свойствами металла.

    Задачи:

    ОО "Познавательное развитие"

    - учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства;

    -развивать логическое мышление у детей.

    ОО "Социально – коммуникативное развитие"

    -расширять знания детей оприменении металла в быту;

    -  развивать интерес к профессии кузнеца;

    -воспитывать доброжелательные  взаимоотношения, дружбу, взаимопомощь

    ОО "Физическое развитие"

    -формировать у воспитанников потребность в двигательной активности;

     ОО " Художественно – эстетическое развитие"

    -закреплять умения детей использовать подручный материал;

    - развивать творческое воображение; мелкую моторику пальцев;

    ОО "Речевое развитие"

    - формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

    -пополнить словарный запас детей словами: кузнец, кузница, ковка, куёт, наковальня, молот, очаг, клещи, подкова, магнит.

    Предварительная работа: разучивание физминутки.

    Методы:

    1. Словесный метод  (вопросы к детям, беседа по слайдам, рассказ);

    2. Наглядно-демонстрационный  (показ слайдов);

    3. Практический метод (самостоятельная деятельность – украшение ключей, проведение экспериментов);

    4. Игровой метод  (пальчиковая и подвижная игра);

    5. Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии;

    6. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности);

    7. Проблемно-поисковый метод (умственная деятельность детей- как открыть сундук).        

    Оборудование и материалы: Проектор, экран, деревянные палочки, металлическая чашка и ложка, металлические и деревянные шарики, магниты, рукавичка, подносы, скрепки, болты, гайки, заготовки ключей из картона, семена и крупы, емкости с водой.

                                                   Ход занятия:

     Организационный момент:

    Воспитатель:

    Утром встали малыши,

    В детский садик все пришли.

    Вам мы рады как всегда.

    Гости здесь у нас с утра,

    Поздоровайтесь друзья !

    Дети входят в группу, здороваются.

    Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад,  возле дверей нашей группы нашла сундук. А на нем надпись: «Открыть любознательным детям средней группы»

     (обращаю внимание на сундук с замком) Там,  наверно что то интересное? Но здесь замок! Как открыть его?

    Дети: Нам нужен ключ.

     Воспитатель: -Как вы думаете, из чего сделан замок?

    Дети: из железа

     Воспитатель: -Если он сделан из железа, Значит он какой?

    Дети: Железный.

    Воспитатель:   А железо что это.....?

    Дети:   Железо- это металл.

    Воспитатель:   -Кто нам может помочь? Как вы думаете? Кто может сделать металлический ключ?

    Проблемная ситуация

    Дети: (ответы, предположения)

    Воспитатель:   -Может врач?

    Дети: Нет, он лечит людей.

    Воспитатель:   -А в далекие времена ключ из металла изготавливал кузнец.

    А вы знаете, что профессия кузнеца считается одной из древнейших и необычных профессий.

    -Усаживайтесь на ковер и я познакомлю вас с профессией кузнеца (Дети садятся перед экраном, смотрят слайды, задают и отвечают на вопросы)

     

    Слайд №1 Кузница у воды.

    Воспитатель объясняет детям, что на картинке изображена кузница.  В ней работает кузнец. Он  имеет  дело с огнем и раскаленным металлом, а это  всегда опасно. Поэтому  кузницу строили  на краю деревни возле реки, чтобы в момент возгорания огонь не перебрался на соседние дома, а водой из реки можно было потушить пожар

    Слайд№2 Внутренняя обстановка  кузницы.

    Воспитатель поясняет, что кузница обязательно включает в себя очаг (показывает его на картинке) и наковальню.

    Воспитатель: Ребята, что такое очаг? Как можно сказать по другому?

    Дети: Костер, камин, огонь.

    Дети повторяют новые слова за воспитателем: Кузница, кузнец, очаг, наковальня.

    Слайд№3 Кузнецы за работой.

    Кузнецы занимаются обработкой металлических заготовок и производством металлических изделий.  У этих людей стихия- огонь.

    Воспитатель поясняет, что для кузнеца необходимы физическая сила, умелые руки, осторожность, внимательность, организованность и терпение.

    Ребята, посмотрите, какая форма у кузнеца?

    Дети: фартуки

    Воспитатель отмечает, что в кузнице очень жарко, поэтому одежда у кузнецов очень легкая.

    Слайд № 4 давайте рассмотрим  инструменты кузнеца.

    Опорным инструментом является наковальня, на ней выполняются основные работы. Качество наковальни определяется по звуку: если молоток отскакивает со звоном, значит наковальня хорошая.

    Слайд№5 Клещи

    Для работы с раскалённым железом используются клещи или щипцы. Они нужны, чтобы кузнец не обжёгся.

    Слайд №6 Молотки

    К ударному инструменту кузнеца относят молоток, который является основным. С помощью него кузнец куёт изделия. Молотки бывают как маленькие, легкие, так и большие, тяжелые.

     -Видите ребята как кузнецам не легко, какими они должны быть сильными.

    Слайд№7

    К вспомогательным инструментам относят кочергу, совок и метелку. С их помощью в кузнице мастера всегда царит идеальная чистота.

    Слайд №8 Изделия кузнеца.

    Кузницы умеют  делать не только подковы, гвозди, колёса для телег, но и украшения, ворота, замки и ключи.

    Слайд№9  Заставка кузнеца. Слышится голос: Кузнец дает задание: «Здравствуйте  Ребята, я узнал что вам нужна моя помощь.  Я могу вам помочь, сделать ключ к замку. Но вам нужно выполнить несколько заданий. Подсказки вы найдете на столах и готовый ключ тоже.»

    Воспитатель:  Ребята, давайте выполним задания, которые предлагает нам кузнец и отыщем ключ.

    Дети: да

     Воспитатель:  А вы хотите побыть помощниками кузнеца, давайте поиграем. Вставайте в кружок.  

    Физминутка:

    Я стучу, стучу, стучу (наклоны вперед, руки, как-будто, (держат молот)

    Кузнецом я быть хочу. (показать какие сильные)

    Раздувайтесь меха (развести руки в стороны)

    Разгорайся огонь (руки снизу вверх, потрясти ладошками)

    Постучи мой молоток (кулачок о кулачок)

    Получись-ка завиток. (показать завиток в воздухе)

    Воспитатель: Ну что же представили, что мы кузнецы! (Да).

    Предлагаю надеть фартуки. Помогаем друг другу. Дети надевают фартуки, подходят к столу с заданием.

    -1 задание Подсказка от кузнеца: « Ребята, разберите предметы по материалу изготовления»

    Объясняю: На столе лежат предметы разные по материалу изготовления, 2 коробочки, в одну нужно собрать деревянные, в другую металлические предметы. Дети делятся на 2 подгруппы, подходят к своим столам, выполняют задания, обсуждают. В процессе работы  команды меняются- проверяют друг друга. Делают  вывод: из дерева – деревянные, из металла- металлические предметы.

    Воспитатель: Справились мы с заданием? да

    -2 задание Подсказка от кузнеца:  «Самые тяжелые предметы положите в зеленую коробочку»

     Воспитатель: А как нам узнать какие тяжелые предметы?

    (На столах стоят емкости с водой, металлические и деревянные шарики на каждого ребенка, салфетки)

     -Ребята, давайте, возьмем в одну руку деревянный шарик в другую металлический и взвесим их . Как вы думаете, какой шарик тяжелее?

    Дети: говорят свои варианты.

    Воспитатель: Чтобы нам точно определить, мы в емкость с водой сначала опустим  деревянный шарик, а потом металлический. Деревянный шарик плавает, а металлический утонул в воде. Почему?

    Подвожу детей к выводу что, металлический шарик тяжелее деревянного.

    - 3 задание  Подсказка от кузнеца:  « Ребята определите, что звучит громче?»

    Воспитатель раздает деревянные палочки каждому ребенку.  Какие палочки у вас в руках?

    Дети: Деревянные.

     Постучите ими. Громко? А у меня, посуда какая?

    Дети:  Металлическая.

     Воспитатель стучит  металлической ложкой по чашке, Дети делают вывод, что металл звучит громче, чем дерево.

    Воспитатель:  В давние времена металлический звон разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

     Задание на счет: Ребята,  ударьте столько раз, сколько раз ударю я. 5 раз бью по металлу, дети слушают, считают и  повторяют деревянными полочками.

    Воспитатель: Хотите, я покажу вам фокус?

     Надевает рукавичку (внутри магнит) и проводит рукой над мелкими металлическими предметами. Что произошло и почему?

    Дети: Думают, высказывают предположения.  

    Показываю, что внутри рукавички магнит, закрепляем новое слово.

    -4 задание Подсказка от кузнеца:  «С помощью магнита соберите все  металлические предметы»

    Работа парами.  Дети собирают магнитами металлические  предметы, лежащие на подносах.  Находят ключ от замка (притягивается магнитом).  Делаем совместный  вывод: магнит притягивает предметы из металла.

    Воспитатель: Ну вот, все задания выполнили, ключ получили.  Давайте вернемся в группу: Покружись, покружись в нашу группу возвратись.

    Снимаем фартуки и идем открывать сундук.

    Открыли, Достали ключи (заготовки обтянутые пластилином)

    Воспитатель: Ребята, вы узнаете ключи? Мы не успели доделать их на прошлом занятии,  давайте украсим ключи и подарим нашим гостям. Чем можно украсить?

    Дети: говорят свои варианты.

    Воспитатель:  У нас есть семена и крупы, можно ими украсить?

    Дети: да

    Дети проходят за столы. Ребята, давайте разомнем наши пальчики:

    Пальчиковая гимнастика    

    Большой палец встал один.

    Указательный- за ним

    Средний будит безымянный,

    Тот поднял мизинчик малый

    Встали братцы все –ура!

    На работу им пора.

    Включаю спокойную музыку,   дети украшают заготовки ключей,  дарят гостям.

    Вывод: Ребята , вам понравилось  выполнять задания кузнеца? Что больше понравилось?

     -О какой новой профессии мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)

    - Что нового вы узнали о металле? (ответы детей)

    Воспитатель: Кажется, в сундуке еще что то есть? А здесь и для вас подарки есть. (магнитики)

    Ребята, вы дома можете показать фокус с магнитом своим родителям, а потом  мы с вами в группе с помощью магнитов будем искать металлические предметы.

    (самоанализ)

    занятия в средней группепо

    познавательному развитию

    с элементами экспериментирования

    «В гости к кузнецу»

    1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?

    Деятельность с детьми осуществлялась в соответствии с их возрастными особенностями и задачами основной общеобразовательной программы.  Учитывала  пространство в группе, подбирала атрибутику.

    1. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?

    Предварительная работа с детьми не проводилась. На предыдущем занятии затягивали ключи пластилином.

    3.Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие? Были ли обеспечены их комплексность, взаимосвязь?

    Цель: Ознакомление детей со свойствами металла.

    Задачи:

    ОО "Познавательное развитие"

    - учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства;

    -развивать логическое мышление у детей.

    ОО "Социально – коммуникативное развитие"

    -расширять знания детей оприменении металла в быту;

    -  развивать интерес к профессии кузнеца;

    -воспитывать доброжелательные  взаимоотношения, дружбу, взаимопомощь

    ОО "Физическое развитие"

    -формировать у воспитанников потребность в двигательной активности;

     ОО " Художественно – эстетическое развитие"

    -закреплять умения детей использовать подручный материал;

    - развивать творческое воображение; мелкую моторику пальцев;

    ОО "Речевое развитие"

    - формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

    -пополнить словарный запас детей словами: кузнец, кузница, ковка, куёт, наковальня, молот, очаг, клещи, подкова, магнит.

    Все задачи поставленные мной , были реализованы. Имели взаимосвязь между собой.

    4.Рационально ли выбраны структура, время, место, форма организации занятия?

    По длительности деятельность проходила 20 минут,в соответствие  санитарным нормам.

            В занятии можно выделить три основные части. Первая часть –организационный момент, введение детей в тему занятия, затем я настроила внимание детей на знакомство с профессией кузнеца и путешествие в кузнецу.

    Вторая часть была направлена на проявление самостоятельности в выполнении заданий- Экспериментов от кузнеца.

    Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

    Занятие было  организованно по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.

    Группа делилась на подгруппу. В деятельности был сюрпризный момент– появление в группе сундука с замком.  У детей проявился интерес. На занятии использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Материал для образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

            Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач.

    5. Оцените содержание, использованные методы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.

    Методы:

    1. Словесный метод  (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

    2. Наглядно-демонстрационный  (показ слайдов, новый материал);

    3. Практический метод (самостоятельная деятельность – украшение ключей, проведение экспериментов);

    4. Игровой метод  (пальчиковая и подвижная игра);

    5. Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии;

    6. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности, вывод после экспериментирования );

    7. Проблемно-поисковый метод (умственная деятельность детей- как открыть сундук).        

    6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?

    Я учитывала индивидуальные особенности детей, давала каждому свои Знания, умения и навыки применить на практике.

    На занятии использовала следующие средства: мультимедиа, средства наглядности, музыкальное сопровождение, которое усиливала эмоциональное восприятие. Образовательная деятельность осуществлялась в игровой форме, что соответствует  требованиям ФГОС  .  

    7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течении всего занятия?

    Формы

    1. Совместная деятельность взрослого и ребенка (объяснение нового материала , игры, экспериментирование )

    2.Самостоятельная деятельность (лепка- ключи)

    ВИД деятельности  - Познавательно-исследовательская деятельность

    Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа, объяснение, показ слайдов, закрепление,  игра, поощрение, практические действия. Перемещение по группе, быстрая сменяемость приемов в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

    8.Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

    Считаю, что поставленные мной  задачи были полностью реализованы.

    Занятие осуществлялось в соответствии  с возрастными особенностями детей и задачами основной общеобразовательной программы «Детство». Учитывала  пространство в группе, подбирала атрибутику. На занятии  рационально  использовала раздаточный материал для экспериментов.

            Предварительная работа с детьми не проводилась.

    По длительности деятельность проходила 20 минут,в соответствие  санитарным нормам.

            В занятии можно выделить три основные части. Первая часть –организационный момент, введение детей в тему занятия, затем я настроила внимание детей на знакомство с профессией кузнеца и путешествие в кузнецу.

    Вторая часть была направлена на проявление самостоятельности в выполнении заданий- опытов от кузнеца.

    Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

    Занятие было  организованно по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.

            Группа делилась на подгруппу. В деятельности был сюрпризный момент– появление в группе сундука с замком.  У детей проявился интерес. На занятии использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.Материал для образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

            Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач.

            Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа, объяснение, показ слайдов, закрепление,  игра, поощрение, практические действия. Перемещение по группе, быстрая сменяемость приемов в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

    В образовательной деятельности я применяламетоды:

     1. Словесный метод  (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

    2. Наглядно-демонстрационный  (показ слайдов);

    3. Практический метод (самостоятельная деятельность – украшение ключей, проведение опытов);

    4. Игровой метод  (пальчиковая и подвижная игра);

    5. Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии;

    6. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности);

    7. Проблемно-поисковый метод (умственная деятельность детей- как открыть сундук).

            

    На занятии использовала следующие средства: средства наглядности, музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Использовала методы и приемы, которые были доступны детям этого возраста.В течение всей образовательной деятельности формировалась игровая деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС.  

            Считаю, что поставленные в  образовательной деятельности задачи были выполнены.

    -1 задание Подсказка от кузнеца: « Ребята, разберите предметы по материалу изготовления»

    2 задание «Самые тяжелые предметы положите в зеленую коробочку»

    3 задание « Ребята определите, что звучит громче?»

    4 задание «С помощью магнита соберите все  металлические предметы»

    «Открыть любознательным детям средней группы»

    Экспертный лист

    оценивания занятия на муниципальном этапе конкурса

    (по направлению: дошкольное образование)

    Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________

    Образовательная организация__________________________________________________

    Тема занятия________________________________________________________________

    № п/п

    Критерий оценки

    Возможное количество баллов

    Фактическое количество баллов

    Соблюдение санитарных норм и правил безопасности

    0-1

    Соответствие поставленных задач теме занятия и возрасту детей

    0-2

    Целесообразность использования отобранных материалов и оборудования для проведения занятия на заявленную тему:

    - ТСО;

    - раздаточный, наглядно – демонстрационный материал.

    0-2

    Реализация поставленных задач

    0-2

    Применение педагогом образовательных технологий (чистота использования, оправданность)

    0-2

    Владение педагогом эффективными способами, приемами, методами для развития детской инициативы и самостоятельности.

    0-6

    Использование детьмисвободного образовательного пространства

    0-1

    Субъективные критерии

    Творческий подход к проведению занятия

    Выразительность и четкость речи

    Эмоциональность

    0-3

    Использование рефлексивных приемов

    0-2

    Общий балл:

    ФИО эксперта

    Роспись

    Дата рецензирования


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД по Познавательному развитию "Гостья из прошлого"

    Это занятие можно проводить в старшей группе ДОУ....

    Занятие познавательного цикла "Гости голубой планеты"

    Занятие расчитано на детей 6-7 лет и содержит богатый познавательный материал....

    Кузнецы

    Проектная деятельность на тему «Кузнечное дело». Актуальность проекта: заинтересовать дошкольников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, убедительно рассказать о существующей вы...

    Конспект познавательного занятия "Гость группы"

    В предложенном материале мы предсталяем такую форму работы с родителями как "Гость группы". Наиболее тесное сотрудничество с вовлечением родителей в образовательный процесс позволяет повысить познават...

    Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитиюв младшей группе «Мойдодыр в гостях у нас!»

    Данное занятие способствует формированию культурно-гигиенических навыков у детей, положительному отношению к здоровому образу жизни....

    НОД по познавательному развитию"Гости"

    НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста"Гости"...