«Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проект по экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_opyty_stavim_i_nablyudaem.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Проект по экспериментальной деятельности дошкольников.

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

       Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

   Возраст: 4 – 5 лет

   

     Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

   

                                       

                              

Оглавление

  1.  Целеполагание
  2.  Разработка проекта
  3.  Выполнение проекта
  4.  Презентация проекта
  5.  Подведение итогов
  6. Приложение
  1. консультация для педагогов «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности»
  2. консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  3. консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством  экспериментирования»
  4. анкетирование родителей «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде…Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

1.Целеполагание

  Тема:    Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

  Цель:   формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

   Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого  состава педагогического сообщества.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Задачи:

Линии развития

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

                       Физическое

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

        Социально –     личностное

Воспитывать интерес к организации  игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Формировать и расширять  представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно –   речевое

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения   и аргументировать своё решение

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

               Художественно –                     э              эстетическое

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивать творческую активность, образное мышление.

Формировать познавательный интерес в области художественного

творчества.

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация  предметно – развивающей среды для реализации проекта

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем»

Центры развития

Материал, подготовленный педагогом

Материал, подготовленный родителями

Центр книги.

Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки), пипетки.

Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

Для детей

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями  в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

2.Разработка проекта

1.    Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы.                                                                 3.     Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

4.     Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

5.     Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

6.     Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

7.     Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

    3.Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами:

Консультации  для  педагогов:

 «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности»,                                                                                                     «Развитие познавательной активности дошкольников посредством  экспериментирования

 Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
  2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  3. Создание  сюжетно-игрового центра «Лаборатория»
  4. Конкурс  работ «Я – любознательный»
  5. Родительское  собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

Формы работы с детьми:

        - Игровая деятельность

                         Дидактические игры:

 «Отгадай загадку»

«Кто что считал?»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

                                                  Сюжетно – ролевые игры:

  «Лаборатория»

  «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

 «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

 «Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

- Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

  2.  Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

  3.  Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

- Коммуникативная деятельность

Развитие речи:  ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?»,  «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

- Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги), «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань), «Мамина работа»  С.Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня..» А. Барто (резина)

-  Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

-  Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

Просмотр мультфильмов  «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

      4 . Презентация проекта

  1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»
  2. Представление педагогами уголка экспериментирования в  группе
  3.  Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

      5. Подведение итогов

    - Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета                                                                                                       - Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»,  награждение победителей и участников.

Приложение 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

 Тема: «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности»

 Форма:                      консультация для воспитателей

 Возраст:                    средняя группа №5   (4 – 5 лет)

Исполнители:                    воспитатели группы№5 

                                 Захарова Ирина Анатольевна

                                 Смирнова Юлия Викторовна

МАДОУ  г. Владимир

«Центр развития ребёнка - детский сад №125

2012 год

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» (с. 1). Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь». Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Приложение 2

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

 Тема: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

     Форма:                       консультация для родителей

     Возраст:                    средняя группа №5   (4 – 5 лет)

     Исполнители:                    воспитатели группы№5 

                                     Захарова Ирина Анатольевна

                                     Смирнова Юлия Викторовна

МАДОУ  г. Владимир

«Центр развития ребёнка - детский сад №125

2012 год

          Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Приложение 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

 Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством  экспериментирования»

       Форма:                        консультация для педагогов

     Возраст:                    средняя группа №5   (4 – 5 лет)

    Исполнители:                    воспитатели группы№5 

                                     Захарова Ирина Анатольевна

                                     Смирнова Юлия Викторовна

МАДОУ  г. Владимир

«Центр развития ребёнка - детский сад №125

2012 год

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

На первой ступени мы большое внимание уделяли созданию информационной среды и информационного обеспечения, определению стратегии развития по данному направлению. Образовательная деятельность в данном направлении представляет собой комплекс интегрированных занятий с дошкольниками и кружковой работы «Удивительный мир». Выстраивая проект занятия с учетом дифференцированного подхода к ребенку в ходе развития познавательной активности средствами экспериментирования, мы детально продумывали выбранные методы и приемы обучения. Мероприятия проходят в увлекательной игре, в которой участвуют и дети, и педагоги. Мы всегда ставим задачу или проблемный вопрос, на который дети сами ищут ответ. Этот процесс представлен в игровой форме: дошкольники помогают сказочным персонажам решить задачу, спорную ситуацию, выйти из затруднительного положения; сказочные герои могут ошибаться и высказывать неправильное мнение, в этом случае дети помогают им обнаружить ошибку.

Педагоги нередко обходят стороной методы, направленные на развитие умения высказывать свою точку зрения, рассуждать, доказывать, спорить, делать выводы, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь видеть предметы с новой необычной и неожиданной стороны. Именно это направление реализуется методом экспериментирования. Ребенок не получает готовых ответов, а учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, находить собственные ответы на сложные вопросы. Подсознательно удовлетворенность от этого помогает ребенку расти нравственной личностью. Каждый развивается по своему индивидуальному плану, здесь нет места страху, неуверенности, тревоге, подавленности.

Наши наблюдения за экспериментированием дошкольников показали, что у большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на нем длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому, до того как интерес у детей угаснет, мы предлагаем им решить какую-либо изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Так, экспериментирование переходит на «утилитарный» уровень (в работах Н.Н. Подьякова экспериментирование дошкольников подразделяется на «бескорыстное» и «утилитарное»). Дети  решают проблемную задачу, например, как изобразить оперение утенка, выбирают найденные в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом и т.д.

«Утилитарное» экспериментирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. Поэтому нужно иметь в своем арсенале необходимые материалы и средства рисования и вовремя ввести их для исследования детьми в свободное время.

При «бескорыстном» экспериментировании ребенок выявляет свойства предметов и материалов вне контекста решения какой-либо задачи, а при «утилитарном» поиск ребенка направлен на решение конкретной проблемы. Первый тип экспериментирования дает большие возможности для изучения традиционных изобразительных материалов и тех, которые являются ими потенциально (сок ягод, листва, чайная заварка и др.). Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалов и инструментов.

Детские экспериментирования не ограничиваются рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (хвою сосны в лепке ежика, бусинки — глаза у человека, кусочек газеты — в композицию «Папа в кресле читает газету» и т.д.), используют в аппликационных и коллажных работах. Наши любимые темы: «Нетрадиционные способы рисования, или Чем занять ребенка дома», «Мукосольки – мир чудес в твоих ладошках», «Бумагопластика или волшебные полоски», «Мастерская удивительной ладошки». Кстати, и взрослые и дети отмечают, что совместное творчество сближает, раскрепощает и приносит массу положительных эмоций.

Как показали наши наблюдения, особую выразительность аппликационным работам придают нетрадиционные для нее материалы. Одним из наиболее популярных у детей вариантов является использование клеевого фона и мелкого природного или бросового материала (опилки, высушенные чаинки, семена растений, чешуйки еловых шишек, нарезанные нитки из распущенных трикотаж-ных изделий и т.д.).

Интересный вариант — введение в композицию нарисованной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания (одежда у людей из кусочков ткани, плетеная из соломки корзинка, ватная борода у Деда Мороза, а валенки из кусочков войлока и т.д.).

Следует помнить, что необходимо предоставить детям максимально разнообразный материал в свободное пользование. В группе создан сенсомоторный уголок, главное назначение которого: вернуть ребенку всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными предметами. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую вос-приимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.

Таким образом, мы делаем вывод об эффективности своей педагогической деятельности по развитию познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования и считаем, что необходимо широко внедрять этот метод работы в практическую деятельность педагогов ДОУ.

Девиз для педагога должен звучать так: «Помоги мне сделать это самому!». Общение «на равных» основано на понимании, задушевности и любви. Между внутренним духовным миром педагога и формирующимся миром внутренней культуры ребенка, как показала моя работа, существует теснейшая взаимосвязь: выше уровень культуры педагога – богаче мир культуры ребенка. В процессе этого взаимодействия развивается как обучаемый, так и обучающий, что является основой эмоционального комфорта для всех, в том числе и родителей, побуждает их к творчеству. Таким образом, дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты. Задача взрослого – поддержать и направить интерес ребенка по пути наиболее эффективного развития. Следует максимально обеспечить самостоятельность ребенка в выборе интересующих его объектов познания; если же проблема исходит от воспитателя, то она должна быть для ребенка в определенной степени «ожидаемой», т.е. органически вытекающей из содержания проводимых бесед, наблюдений, экспериментов, познавательных игр.

Нужно уважать право детей быть непохожими друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять малыша, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для самостоятельных решений. Главное – ребенку должно быть интересно.

Наблюдения за детьми во время совместной деятельности (на интегрированных занятиях, в кружковой работе), изучение продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей – все это позволяет отметить наличие у всех участников субъект-субъектного взаимодействия повышения уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.

Приложение 4

Анкета

«Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде…Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

Цель: выявить отношение родителей к поисково–исследовательской деятельности детей.

  1. В чём проявляется исследовательская активность Вашего ребёнка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш  ребёнок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребёнок продолжает дома? Если да, то как часто?
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
  5. Делится ли ребёнок с Вами результатами эксперимента?
  6. Любили ли вы в детстве ставить опыты и эксперименты? Если да, то какие, с чем?
  7. Всегда ли Вы можете объяснить ребёнку полученные результаты. помочь сделать выводы?
  8. Как Вы относитесь к тому, что занятия исследовательской деятельностью приводят к «хаосу» в квартире? Готовы ли Вы терпеть данные неудобства?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыты ставим дома»

Совместная исследовательская деятельность родителей и детей ...

Конспект НОД «Как дети Незнайке помогали» старший дошкольный возраст. образовательная область «Безопасность»

Конспект НОД "Как дети Незнайке помогали" Образовательная область "Безопасность" старший дошкольный возраст...

НОД "Полезные продукты знаем и Незнайке помогаем"

Закрепляем с детьми знание полезных и вредных для организма человека продуктов питания....

Консультация для родителей «Учимся делать выводы и умозаключения»

Статья об обучении детей процессу самостоятельного приобретения знаний путём собственного исследовательсского поиска....

Наблюдаем, делаем открытия и познаём сами. "Как растут цветы"

Наблюдать, экспериментировать, добывать знания самим - всё это возможности и необходимые условия, созданные педагогами, для взращивания творческих и самостоятельных личностей.Но вопрос, как вызвать ин...