Кладовая Земли
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маматкина Алена Юрьевна

Информационно-практико ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kladovaya_zemli.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 1273

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Кладовая земли»

Подготовила: воспитатель

СП № 3 группа №6

первой квалификационной категории

Маматкина А. Ю.

Москва 2017

Технологическая карта работы над проектом.

Возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Разработчики проекта: воспитатель Маматкина Алена Юрьевна

Участники проекта: дети старшей группы № 6 «Утята», родители.

Тема проекта: «Кладовая земли»

Обоснование темы.

  1. Актуальность.
    В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, сделанных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми.
Введение Федерального   Государственного Стандарта Дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Важно найти интересующую тему, создать условия для активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто-коричневый кремень, то черную, прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по-своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделия из камней? Вы попадаете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.

Знакомя детей с новыми понятиями, названиями камней, полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, педагог формирует активный словарь детей, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

  1. Цель проекта.
    Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
  2. Задачи проекта.
    - формировать первоначальные представления о внутреннем строении Земли;
    - побуждать к поисковой деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем самостоятельно;
    - способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- обогащать словарный запас дошкольников;
- развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
- формировать экологическую культуру дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов.

Предполагаемый результат:

 - дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослому , проявляют больше самостоятельности в разных видах деятельности , в случае затруднения обращаются ко взрослому;

- знают что такое полезные ископаемые, а так же некоторые виды полезных ископаемых (уголь, газ, нефть, песок, глина), как их добывают и где используют;

- проявляют познавательные способности;

 - демонстрируют предпосылки поисковой деятельности.

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Содержание работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Подготовительный этап

Постановка проблемы.
Играя в песочнице, дети находят обломок кирпича. Они уверены, что это камень.

Примерные вопросы:
- Подумайте, это действительно камень? Он является природным объектом или его делают люди? Что мы знаем о камнях? Какие камни бывают? Какие камни вы знаете
?

Включение детей в сбор материала по проекту. Выявление уровня знаний детей по данной теме.

Самостоятельные суждения, высказывания детей. Поиск ответов на вопросы

  1. Планирование

Составление модели трех вопросов. Что мы знаем по теме проекта? Что мы хотим узнать? Что нужно для этого сделать?

Руководство составлением модели трех вопросов. Направлять детей, поощрять детскую инициативу, помогать в правильном построении вопросов.

Составление модели трех вопросов по теме проекта. Распределение ответственных за выполнение и поиск ответов на вопросы, поиск материала.

  1. Исследование

  1. Занятия (интеграция продуктивной и познавательной деятельности): «Что у вас под ногами?» (познавательное и художественно-эстетическое развитие), «Камни. Как человек использует камни» (познавательное развитие), «Обитатели гор» (познавательное, речевое развитие).
  2. Опыты и практические задания: «Почему камни бывают разноцветными», «Какие бывают камешки», «Изготовление макета «Вулкан»».
  3. Организация предметно-развивающей среды: оформление альбома «Драгоценные камни», раскраски «Украшения», изготовления макета «Вулкан», рассматривание коллекции камней.
  4. Чтение художественной литературы:  П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», И. Н. Рыжов «О чем шептались камушки?»

Рассказ воспитателя по теме занятия,  постановка проблемных вопросов, помощь детям в поиске ответов на вопросы, подготовка демонстрационных материалов.

Постановка проблемы, задачи исследования, подготовка раздаточных материалов.

Включение детей в деятельность, руководство и направление.

Читает художественную литературу, объясняет неизвестные слова, задает вопросы по содержанию.

Поиск ответов на вопросы, решение проблемы, составление рассказов, делятся знаниями и личным опытом.

Исследование, изучение предложенных объектов, поиск решения проблемы, выводы.

Дети активно учувствуют, изготавливают макет «Вулкан», раскрашивают рисуют, рассматривают альбомы и изучают камни.

Слушают предложенные литературные произведения, отвечают на вопросы по тексту, пересказывают фрагменты и короткие рассказы и сказки.

4. Результаты

  1. Успешно проведены занятия.
  2. Оформлен альбом «Драгоценные камни».
  3. Оформлен мини-музей «Мир камней».
  4. Изготовлен макет «Вулкан»
  1. Отчеты, презентации
  1. Открытое занятие для педагогов учреждения «Кладовая Земли»
  2. Презентация музея «Мир камней»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Кладовая земли"

Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"

Раздел "Познание".  Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием че...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....

Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"

Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...