Конспект НОД "Мир дерева и металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Некрасова Ольга Александровна
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. Само занятие было выстроено на экспериментальной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  Продолжать знакомить с различными предметами, их свойствами и качествами. Используя прием сравнения, продолжать знакомить детей с деревом и металлом, качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее, звонче дерева; Обогащение и активизация словаря.

Задачи:

  • Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
  • Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
  • Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
  • Развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт.
  • Использовать опыт для нахождения истины.
  • Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за деревьями, за металлическими предметами.

Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».

Развивающая среда:

-  «Волшебный слон», цветные карандаши, таблицы наблюдения, гвоздь, молоток, карандаш простой, тазики с водой, свечка, ложки деревянные и металлические, металлические пластины и деревянные бруски по количеству детей, магниты, бросовый материал, подносы.

Методы и приемы:

Опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Форма работы с детьми:

Фронтальная и групповая.

Технология:

Исследовательская деятельность.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную лабораторию., но для того , что бы в нее попасть, вам необходимо отгадать загадки.

  1. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне      ( Емеля)
  2. Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
    Какой?                          (Ступа)
  3. Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали? (Репка)
  4. Жил в каморке 
    С папой Карло,
    Знал о жизни 
    Очень мало.
    Всюду нос совал 
    Он длинный…
    Кто же это?        (Буратино)

Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, а теперь отправляемся в сказочную лабораторию. Нужно всем  крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:

Сила знаний появись,

Дверь в науку отварись!

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И в лаборатории окажись.

Воспитатель: Вот мы и попали в лабораторию. А кто это нас встречает? (ответы детей). Это не простой слон, а «волшебный», из сказки Редьярда  Киплинга «Слоненок». И у него для нас задание, нужно определить, что находится у этого слоненка внутри. А узнать это, мы сможем с помощью его волшебного хобота.

(Воспитатель просит одного ребенка засунуть руку в хобот слона и на ощупь определить что находится внутри).

Воспитатель: Сколько предметов внутри? Опиши пожалуйста, какие они на ощупь?

(Ребенок описывает предметы находящиеся внутри слона).

Воспитатель: А теперь достань пожалуйста эти предметы.

Воспитатель: А вот и наши гости, посмотрите, как они нарядились для нашей встречи.

Воспитатель: Из чего сделан карандаш?  (Ответы детей).

Из чего сделан гвоздь?  (Ответы детей).

А что изготавливают из дерева?  (Ответы детей).

А какие предметы вы знаете из металла?  (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю рассказать нашим гостям, чем дерево отличается от металла. Для этого нужно вспомнить свойства материалов. А что такое свойство? (Свойство – это то, что отличает один предмет от другого).

Воспитатель: Правильно. И любому ученому в этом помогут опыты. А что такое опыты? Опыты – это наблюдение за предметом в различных условиях, чтобы изучить его.

Воспитатель: сядьте поудобнее за столы. У вас на столах есть все необходимое для изучения, а также таблицы, в которых мы будем отмечать свои наблюдения.

Воспитатель: Жили – были два друга: дерево и металл. И были они «не разлей вода». Вот однажды они поспорили, у кого свойства лучше. И отправились тогда друзья в путешествие, и попали в наш детский сад. Ребята, поможем нашим гостям в их споре?

Воспитатель: и первое наше исследование называется

 «Определи  на ощупь»

Возьмите в руки металлическую пластину и деревянный брусок. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках, есть ли разница в ощущениях?

Металл какой? (Гладкий)

А дерево какое? (Шероховатое, шершавое)

Давайте отметим свои ощущения в таблице. В первой колонке напротив металла поставим прямую линию, а напротив дерева шероховатую линию.

Воспитатель: теперь давайте определим следующее свойство «Твердое – мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент у меня в руках? (молоток)

Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину.

Получается? Почему нет? (Ответы детей)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Ответы детей)

Снова отмечаем наши наблюдения в таблице.

Воспитатель: следующее свойство  «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.

Дети опускают материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском?  Почему он не утонул, плавает?

(Дерево  - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.)

Ребята, давайте и эти свойства материалов отметим в таблице.

Воспитатель: А как вы думаете, смогут ли  наши  друзья  вместе  перебраться через речку? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический - металл не утонет).

Воспитатель: и следующее свойство которое мы изучим  «Горит - не горит»

Давайте, проверим.

Воспитатель зажигает свечку, поочередно нагревает кусочек  дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).

Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные).

Физминутка «Право-лево»

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Справа стена, слева окно,

Это знаем мы давно (Руки перед грудью, повороты вправо, влево)

Головой теперь вращаем

Вправо – влево, а потом, (Вращение головой вправо, влево)

Три, четыре, приседаем,

Наши ножки разомнем. (Приседания)

Мы размяться все успели,

И  на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, могут ли дерево и металл издавать звуки? Давайте проверим, какой материал самый звонкий?

«3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, металла)

Возьмите  деревянные ложки и постучите  ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево - глухой.

Данные свойства отмечаются в таблице.

Воспитатель: Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

 «Теплый - холодный»

Возьмите в руки деревянный брусок. Аккуратно приложите его к щеке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической  пластиной. 

Воспитатель:  какой мы делаем вывод, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из .... (дерева)

Давайте отметим это в нашей таблице.

Воспитатель: Я в магазине купила волшебную рукавичку. Почему она волшебная, вы сейчас узнаете.

 «Волшебная рукавичка»

Воспитатель надевает рукавицу и проводит рукой над подносом с бросовым материалом.

Что произошло? Почему предметы прилипли к рукавичке? А почему не все предметы прилипли? (размышления и ответы детей)

А что действует на металл? (магнитная сила).

Давайте отметим еще одно свойство наших материалов в таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл.

Понравилось ли вам  быть учеными, если «да» то постучите железными ложками, если « нет» постучите деревянными ложками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

КОНСПЕКТ НОД "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10478718","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10478720","...

Конспект занятия "СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА"

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла....