"Что мы Родиной зовём?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сунгатуллина Райса Фахрисламовна

Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_rodinoy_zovem.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Что мы Родиной зовем?»

Конспект ОД по формированию целостной картины мира с учетом ЭРС и использованием УМК по изучению татарского языка

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана.

Задачи:        

1. Дать детям представление, что такое страна, Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой Татарстана.

3. Познакомить с государственными флагами России и Республики Татарстан.

3. Расширить знания детей о родной республике.

4. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

5. Развивать речь детей, память, мышление.

6. Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке, интерес и любовь к татарскому языку

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предшествующая работа: Рассматривание альбома о Казани, знакомство с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: Флаги России и республики Татарстан, слайдовая презентация, магнитные полоски для составления государственного флага России и Татарстана, игрушки для дидактической игры «Магазин игрушек».

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!

Дети: - Исәнмесез!

Воспитатель: Как дела? Хәлләр ничек?

Дети: Хорошо, спасибо! Әйбәт, рәхмәт! Хәлләр ничек?(Спрашивают у воспитателя)

Воспитатель: - Әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель: Ребята, я вижу у вас хорошее настроение. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и похвалим себя.

Воспитатель: Скажем: «Я - хороший!». «Мин – яхшы, мин әйбәт».

Дети: «Я - хороший!». «Мин – яхшы, мин әйбәт».

Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть Родина. Страна, в которой он живет. Для Россиян, а мы с вами Россияне, - это Россия.  Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос. Это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город.  Это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая вас окружает. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан.

Слайд 1. Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница. На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают? (реки). Правильно, это реки.

Слайд 2. Какая самая широкая река протекает по нашей республике? (река Волга). Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (река Казанка). Верно.

Слайд 3. Зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике, и мы стараемся их беречь и приумножать.

Кружочками обозначают города. Дети, какой город является столицей России? (Москва).

Слайд 4. Дети, а какой город является столицей нашей республики Татарстан? (Казань). Правильно. Казань - столица Республики Татарстан.

Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек.

Слайд 5. Наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало.

Много легенд связано с названием нашего города.

Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

 А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют ---каз. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой.

Слайд 6. В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей. Назовите их (татары, русские, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры). Все живут в дружбе и согласии, как одна большая семья. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома. Все гордятся республикой Татарстан.

Ребята, давайте вспомним кто живет в вашей семье?

                          Пальчиковая гимнастика «Моя семья»(“Гаилә”)

 (Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы.)

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:

Это–мама(әни),
Это – папа (әти),

Это - бабушка (әби),

Это – дед (бабай),

Это – я (мин).

Слайд 7. Ребята, вы знаете, что у каждой страны есть свой государственный флаг. Это флаг России. Какие цвета есть на флаге? (Белый (ак), красный (кызыл), синий (зәңгәр).)  Белый цвет значит - благородство, синий цвет - верность и честность, красный цвет – мужество, смелость и любовь.

(выкладывают на доске флаг России)

Слайд 9. Ребята, посмотрите, а вот так выглядит государственный флаг Татарстана. Флаг разделен на три части: верхняя часть – зеленая (яшел), нижняя – красная (кызыл), а в середине - узкая белая полоска (ак).

Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

(выкладывают на доске флаг Татарстана)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Давайте немного отдохнем

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду давать команду на татарском языке, а вы будите внимательно слушать и выполнять.

Утыр – сядь, Уйна – играй, Йокла – спи, Аша – ешь, Эч – пей, Сикер – прыгай, Бит ю – лицо мой, Кул ю -  руки мой. (дети выполняют команды).

Ребята, нашу республику посещают очень много туристов. Давайте мы с вами тоже отправимся на экскурсию по городу Казань.

Слайд 10. Ребята, смотрите! Это -  белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Казанского Кремля. Древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости охраняются государством.

Слайд 11. При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. На самом верху расположены часы. Спасская башня Кремля построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших памятников нашего города.

Слайд 12. Еще есть одна знаменитая башня - башня Сююмбике. Сююмбике - это имя прекрасной царицы, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике. Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера (считаем по татарски - Бер, ике, өч, дүрт, биш,алты, җиде). Башня Сююмбике - символ города Казани.

Слайд 13. На территории Кремля есть очень красивая мечеть Кул - Шариф,

Слайд 14. Благовещенский собор.

Слайд 15. В Казани много театров национальный татарский театр Г. Камала,

Слайд 16. Оперный театр,

Слайд 17. Кукольный театр.

Слайд 18. В Казани есть цирк.

Воспитатель: Еще в Казани есть много магазинов. Давайте заглянем в магазин игрушек.

Слайд 19. Дид. уен “Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”к проекту «Уйный – уйный үсәбез»

Воспитатель: Дети, наша экскурсия закончилась.

Слайд 20.Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о нашей Родине. Скажите, в какой стране мы живем? В какой республике? Назовите столицу России? Республики Татарстан?В какие цвета окрашен Государственный флаг России и Татарстана? Какие достопримечательности города Казани вы запомнили?

Воспитатель: Ребята, во время нашей экскурсии я сделала много фотографий это – Спасская башня, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор, кукольный театр, цирк.  Но они получились бесцветными.  В свободное время вы сможете раскрасить их и вспомнить о нашей интересной экскурсии.

Слайд 21. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда,

В свободном Татарстана.

Воспитатель: А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями!

Дети: До свидания! Сау булыгыз!

Воспитатель: До свидания! Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...