Конспект по кружковой деятельности На тему: «Приди, Весна красна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черевашенко Евгения Васильевна

Программные цели и задачи:

I часть

·        приобщать детей к истокам народной культуры;

·        расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;

·        закреплять знания детей о народных играх;

·        формировать желание использовать в речи фольклор;

·        продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

·        воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;

·        воспитывать патриотов.

II часть

·        закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;

·        совершенствовать навыки работы с бумагой;

·        воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                           С.Ю. Месикова

«        »                             2017  г.

Конспект  по кружковой деятельности

На тему:  «Приди, Весна красна!»

для детей средней группы

Подготовил воспитатель:

Черевашенко Евгения Васильевна

Категория: в соответствии с занимаемой должностью

Ессентуки

2017 г.

Программные цели и задачи:

I часть

  • приобщать детей к истокам народной культуры;
  • расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
  • закреплять знания детей о народных играх;
  • формировать желание использовать в речи фольклор;
  • продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
  • воспитывать патриотов.

II часть

  • закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;
  • совершенствовать навыки работы с бумагой;
  • воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Предварительная работа:

  • беседы о праздниках и традициях русского народа;
  • чтение художественных произведений;
  • заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
  • рассматривание иллюстраций ;
  • разучивание хороводов, подвижных игр;
  • прослушивание музыкальных произведений о природе;
  • занятия по конструированию из бумаги;
  • проведение праздников и досугов.

Словарная работа:

Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:

Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр,  аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:

1 часть занятия.

Звучит музыка.

Дети рассаживаются на стульчики.

Слайд 2.

Воспитатель:   «Она приходит с ласкою

                              И со своею сказкою.

                              Волшебной палочкой взмахнет,

                              В лесу подснежник расцветет»

Воспитатель:   - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)

Воспитатель:  - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и

хорошую погоду.

    Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые         передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и  обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.

Воспитатель:  - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

Воспитатель: - «Март, март пришел

                            Белый снег сошел.

                            А за ним апрель,

                            Отворил окно и дверь.

                            А за ним пришел и май

                            Солнце в терем приглашай!»

Воспитатель:  Матушка весна, всем красна!

Слайд 3.

Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.

Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?

Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.

Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.

  « Ой, весна моя

             Ты, весняночка!

             Из-за темных лесов,

             Из-за синих морей приходи!

             Солнцем, светом озари!»

                                                         ***

Весна, весна красна,

Тепло солнышко,

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом богатым!

         

Воспитатель:  - Весну на Руси встречали трижды, когда?

 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);

           22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);

           7 апреля - в Благовещенье.

Воспитатель:  - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.

Воспитатель:  ребята сейчас я вам расскажу о приметах марта?

Слайд 5.

  • увидал грача- весну встречай;
  • сухой март- плодородие, дождливый — неурожай;
  • сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.

Воспитатель: Назовите второй весенний месяц (Апрель).

Воспитатель: - Вот такие названия имел апрель в народном календаре?

Слайд 6.

Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.

Воспитатель: -  Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).

Воспитатель: -. В апрели отмечали праздник Благовещение- третья встреча весны?

Слайд 7.

Слайд 8.

- Существовал обычай  выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.

- Люди примечали:

  • гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
  • как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.

- Люди пели заклички, закликали птиц.

Слайд 9.

Воспитатель: Ребята давайте выучим с вами закличку ?

  «Жаворонки прилетите,

              Студену зиму унесите,

              Теплу весну принесите:

              Зима нам надоела:

              Весь хлеб у нас проела!»

***

Жаворонки, перепелушки,

Птички, ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

 Весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: - Еще один праздник Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.

Слайд 10.

Воспитатель: - Есть приметы связанные с вербой? 

  • без вербы - не весна;
  • верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
  • если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.

Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который  будем отмечать в воскресенье,  мы не поговорили?  (О Пасхе.)

Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный.  Расскажите, что вы знаете о нем!

Слайд 11. 

- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.

- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.

- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.

Слайд12.

- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.

- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.

Воспитатель: -Назовите последний месяц весны? (Май)  Как в старину называли май?

Слайд 13.

Дети:  - Травень, розоцвет, цветень.

Воспитатель: - Вот что говорил народ про месяц май?

  • май леса наряжает, лето в гости  ожидает;
  •  май холодный - год хлебородный;
  • много майских жуков - к засухе;
  • запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.

Воспитатель: - А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.

Физминутка:

Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.

Слайд 15.

Дети садятся за столы:

Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».

Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.

Я предлагаю каждому сделать свою птичку.

Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.

Вспомните,  с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.

Слайд 16.

Воспитатель: - Молодцы,  дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (ответы детей). Птицы у всех получились разные.

Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).

Воспитатель: - Наше занятие законченно.

Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность по теме: «Приди, весна красная».

Конспект комплексного занятия по познаватльному развитию детей младшей группы....

Методическое пособие по теме "Приди, весна! Сороки"

Материалы для музыкальных руководителей для фольклорного интегрированного занятия по теме "Приди, весна! Сороки" для детей 5-6 лет...

Конспект игрового занятия коррекционно-развивающей направленности для детей от 2-х до 3-х лет Тема: «Приди весна с радостью»

это игровое занятие развивает понимание эмоционального состояния радости, учит различать и сопоставлять цвета, воспитывает бережное отношение ко всему живому, развивает эмоциональную сферу детей, подв...

Весенний праздник во 2 младшей группе на тему: «Приди весна ясная, приди весна красная…»

Весна, весна, идет весна,            Тепло и свет несет она....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Приди, Весна, с радостью"

Занятие     уточняет  и закрепляет представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепяет приметы весны, названия весенних месяцев.   Воспитывает бережное...