НОД по экологии в подготовительной группе: "Лес — наше богатство."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

занозина наталья валентиновна
            НОД по экологии в подготовительной
                   группе: "Лес — наше богатство."
 
Образовательная область: "Познавательное развитие".
Цель: Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их внешним видом, повадками.Учить детей организовываться для работы в пары.Развивать у детей устную речь.
Материалы и оборудование: Иллюстрации различных деревьев,карточки с изображением кустарников.Шаблоны часов на каждого ребенка и конверты с фото детей. Колокольчик.
Ход занятия.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живёт Лесовик. Он знает всё о лесе и знаком со всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать нам много интересного. Давайте его позовём.
(Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме.)
Лесовик.
Это я, седой старик,
По прозванью Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт.
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я не один здесь живу, со мной мои друзья – растения и животные.
Есть у людей зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. Кто это?
(Дерево).
(Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображённые на них деревья).
Лесовик. Чем деревья похожи между собой и чем отличаются?
Дети. У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей, называются хвойными.
Лесовик. Случается, в лесу растёт какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели? (Ельник).
Лесовик называет деревья, дети – лес, состоящий из них: берёза – березняк (берёзовая роща, дуб – дубрава, осина – осинник, сосна – сосновый бор, ольха – ольховник (ольшаник).
Лесовик. Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу. (Ответы детей).
А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным).
Что ещё растёт в наших лесах?
Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».
Дети рассматривают и называют кустарники (багульник, бузина, орешник, жимолость, ягодные кустарники (черника, голубика, брусника, костяника) и находят карточки с их изображением.
Лесовик. Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (Ягодами, грибами). Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята).
Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?
Дети. Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.
Лесовик. Назовите растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств. Сначала деревья, затем кустарника и, наконец, травы.
Дети. Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.
Лесовик. Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые. Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя.
Физкультминутка.
В лес гулять мы пошли,
(Маршируют на месте)
Вброд ручей перешли,
(Шагают, высоко поднимая ноги)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам?
(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)
Наклонись, сорви малинку
И клади её в корзинку.
(Наклоняются вправо – влево)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.
(Выполняют приседания).
Лесовик. В нашем лесу много птиц. Назовите их.
Дети. Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки.
Лесовик. Молодцы! А теперь вспомните животных, обитающих в лесу.
Проводится игра «Изобрази животное».
Воспитатель загадывает загадки о животных. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, изображает животное и отвечает на вопросы:
- Что ты делаешь в лесу?
- Есть ли у тебя жилище и как оно называется?
- Чем ты питаешься?
- Кого боишься?
Лесовик. Некоторые лесные обитатели опасны для человека.
Энцефалитный клещ может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.
В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.
Помните: змеи никогда не нападают первыми.
Воспитатель. Лесовик, расскажи нам, без чего лес не может существовать?
Лесовик. Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу? Ответы детей.
Проводится  игра «Встречалки».
Дети объединяются в пары. Назначая друг другу встречи на 3,6,9,12 часов, обмениваясь  друг с  другом фотографиями. Воспитатель задает вопрос и дает время на обдумывание.Дети по очереди отвечают на вопрос . Очередность определяется по характерным особенностям детей( выше ростом,светлее вволосы,и.т.д ) Затем воспитатель повторяет вопрос . Отвечает другой ребенок в паре. После обсуждения дети благодарят друг друга (обнимаются). Игра продолжается снова.
Вопросы воспитателя: 
- Как надо себя вести в лесу?
- Какую пользу приносит лес ?
- Какие насекомые обитают в лесу?
Лесовик. Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.
Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг.
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где – то звучит.
Зелёный кузнечик в Зелёной стране
Играет зелёную музыку мне.
Лесовик. Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и надеюсь, что мы скоро увидимся.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Лес – наше богатство!».

middot;        Вызвать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения)....

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему:"Лес наше- богатство.Правила поведения в лесу"

Прведено в рамках экологического месячника на тему:"ЖИВИ ЛЕС!"...

Открытое занятие по экологии «Лес наше богатство»

laquo;Лес наше богатство»Программное содержание:1.     Закрепить знания детей об окружающем мире;2.     Воспитывать бережное отношение к природе;3....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет. «Лес – наше богатство».

Программа развития воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром.     Проблема нашего времени – проблема взаимодейст...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе Тема: «Лес – наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Совершенствоват...

Экология проект 2 младшая группа "Лес- наше богатство"

Проект в течениие года с детьми 2 младшей группы...