Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «День леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колмакова Ирина

Интегрированное занятие по  ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_den_lesa_v_starshey_gruppe.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в старшей группе по теме «День леса»

Подготовили и провели: Колмакова Ирина Сергеевна, Русяева Светлана Николаевна, воспитатели ОЧУ ПМГ, 2013-2014 учебный год.

Тема: «День леса»

Задачи:

  • обобщить знания детей о лесе и его обитателях;
  • закрепить правила поведения в лесу;
  • активизировать и обогащать словарь детей;
  • Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику;
  • формировать бережное отношение к живой природе.

Материалы и оборудование:

Оформление зала: деревья, силуэты птиц, цветы, мольберты, указка, магниты.

Сюжетные картинки:

задание №1 – Деревья;

задание №2 – конверты с разрезными картинками Цветы;

задание №3 – Птицы: запись голосов птиц (соловей, грач, кукушка, сова, дятел) – картинки с изображением этих птиц.  

Шапочки для зверей: Заяц, Медведь, Волк, Лиса.

Костюмы для взрослых:

дед Лука – рубашка, жилетка, соломенная шляпа, украшенная шишками, корзина с карточками, конверты с разрезными картинками.

мальчик Гришка – рубашка, брюки, кроссовки

Музыкальное оформление:

«Звуки леса» - выход деда Луки;

«Музыка пробуждения» - диск, трек 1;

«Голоса птиц» – диск;

музыкальный центр.

Конструирование:

Картина

Конверты с бумагой для оригами, образец птицы;

Ножницы, клей, дощечки для клея, фломастеры.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: 1991.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 .
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997. - №2 .
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002.  - №10.
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М.: Карапуз, 2005.

Ход нод:

Музыкальный зал разделен на две зоны: учебная и лес.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в лес. В этом лесу живет Лесовик, он знает о лесе все и знаком со всеми лесными жителями.

В лесу с утра до вечера

Дежурит Дед Лука…

Дремучий лес доверчиво

Встречает лесника.

А дед глазами добрыми

Глядит на темный лес.

Живет в лесу он издавна,

Следит за лесом пристально:

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Звучит музыка  (диск «Музыка пробуждения» - выход Лесовика – трек 3) и появляется Дед Лука – Лесовик.

Дед Лука: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель и дети: Здравствуй, Дед Лука!

Дед Лука: Слышал, вы  в лес собрались. А что вы про лес знаете? Порядки лесные соблюдаете?

Дети: Да.

Дед Лука: Вот я сейчас это и посмотрю.

Задание 1: Деревья.

Дед Лука:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это?

Дети: Дерево.

Дед Лука: А какие деревья вы знаете? Назовите их.

Воспитатель  выставляет мольберт с  сюжетными картинками  деревьев, дети называют изображенные на них деревья:

Береза, Дуб, Клен, Ель,  Сосна, Осина, Липа.

Дед Лука:

- Чем деревья похожи между собой?

- Чем отличаются друг от друга?

Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей), называются хвойными.

Дед Лука: 

- Как будет называться лес, в котором растут хвойные деревья? – хвойный.

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные деревья? – лиственный.

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?

Дети: Смешанным.

Дед Лука: Случается, что в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели.

Дети: Ельник.

Дед Лука: Вот давайте поиграем, я называю деревья, а вы лес, состоящий из них.

  • Дидактическое упражнение «Какой бывает лес?»

Лесовик называет деревья, дети лес, состоящий из них:

Береза – березовая роща

Дуб – дубрава

Осина – осинник

Сосна – сосновый бор

Ольха – ольховник.

Задание № 2: Кустарники.

Дед Лука: Молодцы, справились с моим первым заданием! Отгадав загадки, вы узнаете, что еще растет в лесу.

Дед Лука загадывает загадки о кустарниках. Дети называют отгадку. В это время воспитатель убирает с мольберта  деревья и выставляет на него картинки с птицами.

  • Отгадывание загадок:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Черемуха.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками …

- Малина.

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач не велик,

А орешками наделит.

- Орешник

Дед Лука: Черемуха, малина, орешник – как это назвать одним словом?

Дети: Кустарники.

Дед Лука: Ребята, а чем деревья отличаются от кустарников?

Дети: У деревьев – один толстый ствол, у кустарников – несколько более тонких стволов.

Задание 3: Цветы.

Дед Лука: Какие молодцы! Все знают! Но в лесу растут еще травы и цветы. А какие, узнаете, рассмотрев эти картинки.

Дед Лука раздает детям конверты с разрезными картинками. Конверты подписаны для каждого ребенка. Задание для каждого ребенка по степени сложности.

Дед Лука: Ай-ай-ай! Картинки все рассыпались. Давайте, ребята, их скорее соберем.

Дети выполняют задание. Звучит тихая музыка: диск «Музыка пробуждения» - трек 3

  • Дидактическое упражнение: «Собери картинку»:

Колокольчик, одуванчик, гвоздика, ромашка, Иван-да-Марья, лесная фиалка, ландыш, незабудка, лютик едкий, клевер.

После выполнения задания Дед Лука опрашивает детей, кто какую картинку собрал.

Дед Лука: Как одним словом это назвать?

Дети: Цветы.

Дед Лука: Если много разных трав растет на опушке леса или на лугу, то их называют красивым словом «Разнотравье».

Дед Лука: Травы, кустарники, деревья – что это?

Дети: Растения.

Дед Лука: Ребята, лес – это дом, в котором живут звери и птицы.

Воспитатель: Дед Лука, я предлагаю тебе и ребятам немного поиграть. Игра называется «Прилетели птицы». Ребята, покажем деду, каких птиц мы знаем. Если я буду произносить названия птиц – машем руками, как птицы крыльями. Если я назову что-то другое – хлопайте в ладоши.

Дети выходят из-за столов, проводится игра «Прилетели птицы».

  • Игра малой подвижности «Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны

Прилетели птицы: голуби, куницы

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и скворцы,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Дятлы и стрижи, вороны, грачи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки – и спасибо шутке!

Поставить мольберт с картинками птиц. Дети и дед Лука остаются перед мольбертом.

Задание 3: Птицы.

Дед Лука: Вижу, вижу. Птиц знаете. А сможете птиц по голосам узнать? Вот вам следующее задание: Узнайте птицу по голосу, назовите ее и выберете правильно картинку с этой птицей.

  • Дидактическое упражнение «Узнай по голосу»

Дятел, Кукушка, Соловей, Сова, Скворец

Воспитатель включает треки по мере ответов детей: диск «Голоса птиц»: трек 1 – ДЯТЕЛ, трек 2 - КУКУШКА, трек 3 – СКВОРЕЦ, трек 4 – СОВА, трек 5 – СОЛОВЕЙ.

Дети слушают голос птицы, называют и показывают ее.  

Дед Лука: Молодцы, все мои задания выполнили. Дед Лука замечает в зале картину. А это что? Деревья, цветы, звери, а про птиц-то вы забыли.

Воспитатель: А птиц мы сейчас с ребятами сделаем и тебя научим!

Во время выполнения детьми работы звучит музыка: диск «Музыка пробуждения» - трек 1.

Конструирование птиц из бумаги способом оригами

  • Правила оригами. Правила работы с ножницами.

Воспитатель:

- Вы сейчас, ребята, будете делать птиц из бумаги. Давайте повторим правила, которые мы соблюдаем при изготовлении поделок способом оригами:

1. при сгибании углы и стороны совмещаются

2. сгибы необходимо хорошо проглаживать

3. работаем на столе.

- Для работы нам сегодня также понадобятся ножницы. Вспомним правила безопасной работы ножницами:

1. ножницами нельзя размахивать

2. ножницы нужно направлять вперед

3. закончив работать, ножницы кладем на стол от себя, сомкнув лезвия.

  • Изготовление птиц способом оригами.

На столах – тарелочки с заготовками для работы, клей, ножницы, бумажные салфетки, дощечки.

Воспитатель:

- У вас на столе тарелочки с двумя квадратами черного и коричневого цвета. Возьмите тот квадрат, из которого вы будете делать вашу птицу. Кто из вас закончит работу, промажьте клеем с одной стороны свою птицу и приклейте к картине.

- Приступаем к выполнению работы.

По мере изготовления птиц дети подходят и приклеивают птиц на картину. Воспитатель спрашивает, кто какую птицу сделал.

Любование готовой работой.

Придумывание названия картине.

Дети после продуктивной деятельности остались перед мольбертом. На детей, исполняющих роль зайцев, надеть шапочки зайцев. В это время убрать мольберт с картиной в сторону.

Инсценировка сказки

В зал вбегает Заяц.

Заяц:

Дедушка Лука, ведь у нас в лесу беда:

Пришел в лес злой мальчишка,

Хулиган по имени Гришка,

Он по лесу бродит,

Страх на всех наводит,

Кустики ломает, гнезда разоряет,

Всех птиц распугал,

Весь валежник раскидал.

Дед Лука: Лес нужно выручать. Ребята, поможете нам?

Дети: Да!

Дед Лука: По лесу идти нужно осторожно. Идите, как я.

Воспитатель надевает на детей шапочки зверей и уводит их за деревья. Звучит музыка леса: диск «Музыка пробуждения» - трек 3.

Дети и Дед Лука выполняют упражнения.

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Навстречу детям и Деду Луке выходят звери – дети в шапочках зверей.

Заяц:

Ведь у нас в лесу беда!

Что же делать нам, друзья?

Медведица:

Напугать его смогу.

Зареву: «У-у-у!»

Он от страха задрожит

И из леса убежит!..

Заяц:

Нет, он не испугается.

Волк:

Тогда я его испугаю,

За шиворот поймаю.

Все как надо объясню

И из леса прогоню.

Заяц:

Нет, он не испугается.

Лиса:

Я его перехитрю,

В лес поглубже заманю,

Попрошу детей кричать

И как эхо отвечать.

Заяц:

Нам, детишки, помогайте

И как эхо отвечайте.

Звери и дети прячутся за деревьями. Входит Гришка.

Гришка:

В лес пришел я погулять,

Буду все зверье пугать,

Ветки я ломаю,

Птичек разгоняю.

Вот я смелый какой!

Эхо: Ой-ой-ой!

Гришка:

Ой! Это кто такой?

Эхо:

Тако-ой! Тако-ой! Тако-ой!

Гришка:

Ой, боюсь!

Эхо:

Боюсь! Боюсь! Боюсь!

Выходит Дед Лука.

Дед Лука:

Это кто в лесу шумит?

Гришка:

Дедушка, мне страшно…

Дед Лука:

Ты лес обидел, вот он тебя и напугал!

Если в лес с добром придешь,

Много здесь друзей найдешь.

На поляну выходят все звери и дети.

Дед Лука: Ребята, расскажите Грише правила, которые надо знать тем, кто приходит в лес.

Дети: Не сори, не шуми, не губи!

Дед Лука: В лесу нет ничего лишнего. Не рви цветы, не ломай ветки, не бросай камни в лягушек, не разоряй муравейники.  Все живое связано между собой.

Дед Лука: А теперь, детвора, вам пришла пора возвращаться в детский сад. Спасибо, что помогли нам.

Дед Лука уходит за деревья. Воспитатель с детьми и Гришкой  подходят к картине.

Воспитатель: Понравилось ли вам в лесу? Ребята, подумайте, где мы поместим нашу картину? Она будет напоминать о нашем лесном путешествии.

Дети решают, где поместить картину и вместе с воспитателем уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "День народного единства".

Цель занятия - закрепить представления дошкольников об истории возникновения праздника , его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "День снятия блокады Ленинграда"

Цель: познакомить детей с жизнью города во время блокадыюИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическо...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности на тему: «День рожденья Колобка».

Возрастная группа: дети 2 младшей группы.Тема: «День рожденья Колобка».Цель: развивать творческие способности детей.Задачи:Образовательные : Совершенствовать технику рисования ки...

Методическа разработка.Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по теме: «День рождения Мишутки»

Закреплять знания детей о цвете. Сравнивать предметы по величине и толщине....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «День народного единства»

Возраст детей: старшая группа.Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «День рождения детского сада» в младшей группе структурного подразделения «Детский сад»

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к детскому саду у детейЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересо...