Проект «Береза-символ Родины моей»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Брякотнина Елена Викторовна

Проект «Береза-символ Родины моей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_proekt_bereza.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

Проект «Береза-символ Родины моей»

для детей старшей группы № 11 "Звездочки"

Подготовила  и провела воспитатель:

Брякотнина Елена Викторовна

г. Бердск 2017г

Исследовательская деятельность в природных условиях

Паспорт проекта

  1. Тема: « Берёза – символ Родины моей»
  2. Вид проекта: долгосрочный (март - май )
  3. Тип проекта: творческо-исследовательский
  4. По количеству участников: групповой

Участники проекта:

  • воспитанники старшей группы,
  • воспитатель,
  • родители
  1. Предмет исследования: дерево берёза.

Актуальность

        Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством   и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.


    В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Экологическое воспитание также формирует у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление и познания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовью к Отечеству.

« Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. 

Проблема

1.  «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

2.  Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

3. Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

4. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

5. Береза – символ России – ее верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта « Берёза – символ Родины моей»

Задачи  проекта:

1. Сформировать представления о:

• жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…);

• строении, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол...);

• развитии дерева;

• влиянии света, тепла, воды;

• изменении жизнедеятельности в разные времена года;

• связи дерева с другими живыми организмами;

• экологически грамотном поведении человека с растением.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.

3.Формировать логическое мышление, через составление  экологических кроссвордов.

4.Познакомить со стихами, песнями, загадками о березе, решить предлагаемый экологический кроссворд.

5. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

6. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза — это символ страны, национальное дерево.

7. Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края.
  • Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
  • У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, составлять кроссворды на экологические темы.
  • Дети  узнают много интересного из жизни деревьев.
  • Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  •  К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

•Постановка цели и задач ее решения;

•Определение срока реализации проекта и его участников;

•Составление перспективного плана;

•Распределение материала между педагогами, родителями и детьми;

•Наблюдение за березой;

•Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки);

•Рассматривание «березовых» пейзажей известных художников;

•Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок;

•Слушание музыкальных произведений.

Основной этап

  • Знакомство детей с березой и ее значением в жизни человека;

Наблюдения. Экскурсии.

  • Экспериментальная деятельность (Приложение №1)
  • Оформление фотоальбома «Береза под моим окном»
  • Знакомство с народными приметами о березе;
  • Составление описательных рассказов о березе;
  • Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (Приложение №1);
  • Составление кроссвордов «Березовый кроссворд» (Приложение №2).

Заключительный этап

Фотовыставка «Люблю русскую красавицу»;

•Экологический праздник «Береза – символ Родины моей»

•Конкурс чтецов «Русская береза»

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

• Создание презентации «Береза - русская краса».

• Составление кроссвордов: «Березовый кроссворд».

• Оформление фотоальбома «Береза под моим окном»

• Создание картотеки подвижных, дидактических, речевых игр про березу.

• Продукты детского творчества (рисование, аппликация, лепка и пр.).

• Фотовыставка «Люблю русскую красавицу»;

•Экологический праздник «Береза – символ Родины моей»

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Что знаем?

Береза – это дерево;

Есть черные черточки;

Береза растет из земли;

Есть сережки;

Тонкие ветки, белый ствол;

Береза красивая;

В древности писали на бересте;

Птички любят сидеть на березе;

Можно спрятаться от жары;

Про березу много стихотворений

Что хотим узнать?

Откуда взялись черные полосочки?

Почему есть сережки?

Почему белый ствол?

Можно ли есть бересту?

Как собирать березовый сок?

Почему под березой прохладно даже в жару?

Какую пользу приносит береза?

Что можно сделать из березы?

Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?

Расскажет воспитатель.

Спрошу у бабушки/ родителей.

Узнаем из энциклопедии/интернета.

Узнаем из познавательного фильма/передачи

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:

Социально-коммуникативное развитие

1. Экскурсии: по участку детского сада, в парк.

2. Посещение библиотеки.

3. Наблюдение за работой дворника.

4. Сюжетно-ролевые игра: «Магазин «Семена», «Озеленитель» и др.

5. Хороводные игры, игры с правилами, настольные игры.

6. Беседы: «Почему береза – символ России».

7. Просмотр презентации о березе.

8. Беседа с детьми:

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

9. Знакомство с профессиями –/дворник/лесник

Познавательное развитие

1. Рассказ воспитателя и чтение познавательной литературы.

2. Наблюдения за березой на участке детского сада.

3. Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.

4. Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

5. Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку».

6.Оформление фотоальбома «Береза под моим окном»

7. Беседы о: «Настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулки в парке, лесу, березовой роще».

8. Беседы: «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников».

Речевое развитие

1. Речевые игры: “Как ещё можно назвать берёзу?”, «Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы».

2. Дидактические игры: «Опиши дерево», «Отгадай растение, «Собери картинку»,«Четвёртый лишний»,« Что сначала, что потом?»

3. Составление кроссвордов: «Березовый кроссворд».

4. Составление рассказов, сочинение сказок о березе.

 «Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование)

5. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

Художественно-эстетическое развитие

1. Подбор художественной литературы о берёзе.

2. Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др.

3. “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).

4. Оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе».

5. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.

6. Пение: «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).

7. Хороводы:  «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

8. Игра на музыкальных инструментах.

9. Рассматривание иллюстраций, репродукций о березе.

10. Рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов.

11. Берёзовый пенёк” (изготовление поделки из берёзового пенька с применением солёного теста).

Физическое развитие

1. Помощь дворнику в уборке листьев на участке д/с

2. Сбор листьев для гербария.

3. Сбор материала для изготовления поделок, заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)

4. Ручной труд: изготовление весенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа

6. Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны».

7. Физкультминутки: «Листья».

8. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

9. Спортивные игры и соревнования.

10. Дыхательные гимнастики.

 

Экспериментирование

  1. Рассматривание бересты под лупой.
  2. Опыт с корой «У кого прочнее».
  3. Опыт «Определи возраст березы»

Результаты проектной деятельности

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. На основании исследований пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березе, потому что она красивая и имеет целебные свойства. Данный проект способствовал развитию творческого, интеллектуального и логического мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе.

3. Развитие исследовательской, логической и практической деятельности в ходе проведения проекта.

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу:

- Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза. – сказала Рита У.

- Я знаю о целебных свойствах березы. Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды. – сказала Даша Н.

- Из березы делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик. – сказал Гордей С.

- Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит. - сказала Полина З.

Список литературы

1. Береза // Свирелька. – 2000. – №8 (38). – с. 22-26.

2. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение.

3. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

5. Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.

6. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. – СПб. : «Литера», 2007.

Приложение №1

Конспект интегрированного занятия с экспериментированием «Береза – русская краса»

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много узнали о березке и сейчас поделимся нашими знаниями.

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, за пользу, которую она приносит. Растет она во всех уголках нашей необъятной родины.

Ребята, послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?

1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин)

(Ответ: зимой)

Воспитатель демонстрирует дерево – зимой (картинка)

- Зимой – на веточках лежит белый снег.

2. Как у нашей у березки

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла. (А Тесленко)

(Ответ: весной)

Воспитатель демонстрирует дерево – весной (картинка)

- Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

3. Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы. (С. Есенин)

(Ответ: летом)

Воспитатель демонстрирует дерево – летом (картинка)

- Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

4. Стало вдруг светлее вдвое, 

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах. (Е. Трутнева)

(Ответ: осенью)

Воспитатель демонстрирует дерево – осенью (картинка).

- Осенью – береза покрыта золотистой листвой.

- Ребята, давайте вспомним, что покрывает стволы деревьев? (кора)

- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)

- Верхний слой коры, как называется? (береста)

- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Приглашаю вас пройти в наш центр Науки.

  1. Рассматривание коры березы

Цель: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Оборудование: микроскоп,  береста на каждого ребёнка,  лупы. 

Воспитатель: - Дети посмотрите на кору березы. Давайте потрогаем её. Скажите: какая она?

Дети отвечают.

Дать детям лупы и рассмотреть кору дерева через лупы.

Ребята, а что за черные пятнышки на бересте? Кто-нибудь знает, как они называются?

Дети отвечают.

Это чечевички, через них березка дышит

  1. Опыт «Определи возраст березы»

- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло)

- Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец)

- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца, сколько колец, столько и лет).

  1. Опыт «У кого прочнее».

- Ребята, береста - верхний слой коры, защищает березу не только от жары и холода, но еще не пропускает вредные вещества и воду. Давайте проверим, действительно ли это так?

- Посмотрите, у вас на столах есть емкости и мензурки с водой. Возьмите в одну руку бересту, а в другую мензурку с водой. Держите бересту над емкостью и полейте ее водой. 

Дети выполняют задание.

- Ребята, что вы увидели, когда поливали бересту? Береста воду пропустила?

(Нет, береста воду не пропустила)

- А как вы это заметили?

(Вода стекла с бересты)

-  Береста – это защитный покров дерева. Она защищает березу от жары, холода, не пропускает вредные вещества и воду.

- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)

- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые  были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (березовая кора не пропускает воду, кора других деревьев стала хрупкой)

- Вот сколько пользы приносит людям береза.

- Посмотрите, какое замечательное дерево – береза. Оно дает тепло, лечит людей, радует сувенирами. Недаром русский народ назвал березку символом нашей Родины.

-  Будем березку любить, охранять

Будем мы взрослым во всем помогать

Реки, поля и леса сбережем

Помним о том, что природа наш дом.

Приложение №2

Предварительная работа перед разгадыванием кроссворда – беседа.

Необходимый материал: картинки.

В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб, из коры – бересты получали березовый декоть для хозяйства и смазки колесных осей на телегах, из березового дектя  делают дегтярное мыло, еще  наши предки делали легкую и прочную обувь.

Из бересты изготавливают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.

Березка – не только красивое дерево, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний.

Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и взрослые и дети, лакомится этим вкусным полезным напитком.

                     

                             «Березовый» кроссворд

Первое слово сверху – верхний слой коры с берёзы.

Второе слово сверху – черные пятнышки на бересте.

Третье слово сверху – семена березы.

Четвертое слово сверху – лекарственное средство, получаемое из коры березы.

Пятое слово сверху – цвет листьев березы летом.

Шестое слово сверху – березовый гриб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект береза-символ России

проект береза-символ России...

Проект Береза - символ России

Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и ...

познавательный проект "Береза - символ России"

приобщение к русской народной культуре....

Педагогический проект «Береза – символ России».

Направление деятельности проекта: расширение знаний детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом....

Проект "Береза - символ России"

Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представл...

Эколого-патриотический проект «Береза - символ России»

Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начин...