Познавательно игровой проект "Берёзка русская моя"
проект по окружающему миру по теме

Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей  с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Берёзка русская моя"

     Тип проекта: познавательно игровой.

     Вид проекта: творческий, исследовательский.

     Продолжительность проекта: долгосрочный.

     Предмет исследования: берёза.

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0604.JPG

Задачи исследования.

     1. Сформировать представления о:

  • жизни растения, как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным...); строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол...)
  • развитии дерева; влияние света, тепла, воды;
  • изменении жизнедеятельности в разные времена года; связи дерева с другими живыми организмами;
  • экологически грамотном поведении человека с природой.

     2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навык                                                                                                                                                                                 3. Вызывать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.

     4. Расширить представление об искусстве, музыке. Берёза - это символ страны, национальное дерево.

Предполагаемый результат:

Музейный праздник "Дерево года";сценарий праздника; выставка: продукты детской творческой деятельности (альбом о берёзе, газета, рисунки, поделки из берёзы);совместные работы родителей и детей; дидактические игры, пособия.

Перспективное планирование работы с детьми по проект

Разделы

 планирования

                             Природный мир. Труд

Осень

1.Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья).

2. Организация в группе уголка"Белоствольная красавица".

3. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" (опавшие листья).

Зима

Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" (снежное одеяло).

Весна

1. Побелка стволов известью.

2. Исследование - для чего дереву почки?

Лето

Организация выставки "Берёза в косметике и фармакологии.

Художественно - продуктивная деятельность.

Осень

1.Изготовление панно из берёзовых листьев.

2. Берёзовый чай.

Цели: Познакомить детей с процессом приготовления берёзового чая, познакомить и научить детей работать с пооперационной картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Закрепить последовательность действий при заваривании чая. Формировать устойчивый интерес и желание работать с электрическими приборами (чайник).

Закрепить правила работы и  меры безопасности с горячими предметами. Воспитывать в детях самостоятельность.

Зима

"Белая берёза", Беседа и рисование по стихотворению С.Есенина.

Цели: Учить создавать образ к стихотворению. Совершенствовать технику рисования гуашью по цветному фону. Развивать любознательность, интерес к овладению способами познания.

Весна

Напиток из берёзовых почек.

Цели: Научить детей готовить и процеживать настойку из почек. Учить определять по вкусу основную составную часть напитка (почки, мёд), уточнить знания об устройстве, эксплуатации и мерах безопасности при работе с блендером. Воспитывать желание быть творцом, как взрослый. Изготовление цветов для мамы из прутиков берёзки.

Лето

"Берёзовая рапсодия"(изготовление панно на срезе берёзы с применением соленого теста).

Цели: Закреплять и совершенствовать моторную последовательность пластических действий с тестом. Использовать широкий спектр материалов  и приемов оформления и декорирования изделий из теста.

             Музыкальное развитие

Осень

Хоровод "В золоте берёзонька",

 слова и музыка Г.Вихаревой

Зима

"Песня о родине",

слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.

Весна

Пение без сопровождения р.н.м. ".

Во поле берёзка стояла".

Лето

Хоровод "Ай да берёзка",

музыка Т.Потапенко.

  Художественная   литература

Осень

Подбор и выставка художественной литературы о берёзе. Стихотворение П.Воронько "Берёза"

Зима

Заучивание стихотворения С.Есенина

 "Белая берёза"

Весна

Оформление альбома "Люблю русскую красавицу"

Лето

Чтение книги К.Паустовского "Подарок"

                        Игровая деятельность

Осень

"Найди листок, какой покажу"

Зима

Играй по модели строения берёзы (корень, ствол, ветви, листья)

Весна

"Карлики - великаны"

Лето

"Раз, два, три - к берёзе беги"

                 Экспериментирование

Осень

Рассматривание бересты под лупой.

Цели: Дать детям знания о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Зима

Какой стороной дышат листья?

Цели: Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предложения. Выяснять с детьми, с какой стороны листа в растения проникает воздух.

Весна

Вода в жизни растений.

Цели: Представление о потребности растения в воде.

лето

Жизненный цикл растений.

                                                Познавательно - тематические занятия

Осень

1. "Встреча с русской красавицей"

Цели: Определить с детьми, какое дерево в народе называют руской красавицей. Почему? Развитие представления у детей о дереве, как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение).

2. "Почему берёзы белые?".

Цели: Развитие представления о  своеобразии и необходимости бережного и заботливого отношения     к природе.

3. "Берёза - символ России".

Цели: Воспитывать бережное , заботливое отношение к деревьям.

Зима

"Русская душа берёзы" (легенды и мифы о берёзе).

Цели: дать детям знания о том, что берёза - это олицетворение Родины,

 весны, дерево душевного добра, дерево "четырех угодий".

2. "Снятся ли берёзе сны?"

Цели: Дать обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы, о системе приспособительных  особенностей растения

 к сезонным изменениям основных факторов среды.

Весна

1. "Домашний доктор".

Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе

 формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах

 их сбора, хранения и применения.

2. "Может ли дерево быть карликом?"

Цели: Обобщение представлений о системе потребности растений

 (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Лето

1. "Кто дружит с берёзой?"

Цели: Обобщение представлений о взаимосвязи экологической системы: при исчезновении какого - либо живого организма в

составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

2. "Без билета по белу свету".

Цели: Конкретизировать знания детей  о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы; вызвать познавательный интерес.

Работа с родителями

Осень

Подбор иллюстраций , открыток, фото, вырезок из газет , загадок,

пословиц

 и поговорок о берёзе. Поделки из бересты.

Зима

"Наш воскресный выходной. Мама папа и я - дружная семья" (экскурсия

семьи в берёзовую рощу).

Весна

Подбор информации на тему "Как правильно изготовить скворечник".

Лето

Выпуск бюллетеня "Береги зеленого друга".

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0675.JPG

Осень

     "Встреча с русской красавицей" (занятия на прогулке)                                                                                 Цель: Определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей. Почему? Развить представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).                                                                                                                                Оборудование: видоискатели, бинокли, корзинки, перчатки для сбора мусора.      Предварительная работа: чтение стихов об осени, слушание произведений Вивальди (альбом "Времена года", концерт "Осень").                                                                                                                           Структура и методические приемы                                                                                                                                         1. Фронтальное наблюдение: какими стали деревья?                                                             Рассматривание деревьев, кустарников издалека.                                                                                                         В тени и на солнце яркость окраски разная. Солнце как будто "сжигает" листву деревьев, краски становятся ярче, наряднее. А вот желтые клены, березы даже в тени светятся, излучают свет.                                                                                                                                              2.  Любование красотой.                                                                                                                           Художественное слово "Осень".                                                                                

Осень на опушке краски разводила,                                                                                                                                         По листве тихонько кистью проводила:                                                                                                                                   Пожелтел орешник, и зарделись клены,                                                                                                                                                В пурпуре осеннем только дуб зеленый.                                                                                                                                         Утешает осень:                                                                                                                                                                                  "Не жалейте лето!                                                                                                                                                              Посмотрите - роща золотом одета!"

З. Федоровская                                                                                                                                                                   Педагог: Закройте глаза, послушайте осенние звуки.                                                                                                                  Какие звуки вы услышали?                                                                                                                                                                             Какие запахи почувствовали?  (Прелой листвы, грибов, дыма, запах пряной травы).  

  Поисковые задания:                                                                                                                                                                            - Найдите деревья, у которых листья и желтого и красного цветов.                                                                              - Найдите самое желтое дерево.                                                                                                                                               - Почему  так говорят: "Осень березе листочки позолотила, а осине - покрасила"?                                                          - Выберите самую нарядную березу.                                                                                                                                                     - Выстроите  ряд из березовых листьев от светлого до темного.  

  Последующая работа:                                                                                                                                                           - Найти лист, который упал сегодня, вчера, давно. Что произошло с листьями которые упали давно?                                                                                                                                                                                                 - Сделать гирлянду из желтых листьев.                                                                                                                                 - Речевое упражнение "На что похоже?".                                                                                                                  - Игра "С какой ветки детка?".                                                                                                                                                       - Собрать листья для засушивания.                                                                                                                                - Природоохранительный труд, уборка территории от мусора.                                                                 Разучивание стихотворения И.Бунина:

Березы желтою резьбой                                                                                                                                                   Блестят в лазури голубой.                                                                                                                                                           Как вышки, елочки темнеют.                                                                                                                                              То там, то здесь в листве сквозной,                                                                                                         Просветы в небо, что оконца.                                                                                                                          Лес пахнет дубом и сосной.                                                                                                                                   За лето высох он от солнца.  

                                                                                                                                                                                                              ∙ Береза - символ России      

Цель: сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей  с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к родине, способствовать развитию духовности.

Структура и методические приемы:      

1. Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс "Березка".                                                                                        Россия! Край серебрянных родников и белых берез... Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?

Русь моя, люблю твои березы,                                                                                                                                            С первых лет я с ними жил и рос,                                                                                                                   Потому и набегают слезы                                                                                                                                        На глаза, отвыкшие от слез!  

 Н.Рубцов                                                                                                                                                                    2. Картинная галерея (пейзажи русских художников: Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона).                                                                                                                                                                        3. Чтение стихов русских писателей  

Люблю дымок спаленной жнивы,                                                                                                                         В степи ночующий обоз                                                                                                                                             И на холме средь желтой нивы                                                                                                                              Чету белеющих берез

                          М. Лермонтов

Смотри, как листьем молодым                                                                                                                     Стоят, обвеяны березы,                                                                                                                             Воздушной зеленью сквозной,                                                                                                   Полупрозрачною, как дым...

                         Ф. Тютчев    

4. Речевое упражнение "Назови ласково".

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0682.JPG

Вопросы и поисковые задания:                                                                                                              Береста, или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно влвжных и умеренно тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-70см), заготовка сырья производится весной (конец мая - начало июня, три - четыре недели), когда деревья в полном соку. Как говорят мастера, "береста линяет", то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушат в тени, разглаживают под прессом, хранят в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.                                                                                                                                                                         - Какого цвета береста?                                                                                                                                             - Почему она пачкает? (Бетулин).                                                                                                                                                  - Для чего нужны черточки - чечевички? (Дерево через них дышит).                                                                   Открытие экспозиции изделий из бересты и лыка.                                                                                     Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта.                                       Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы.                                                                                                                          В старину прибегали к трем способам плетения: диагональному (косому) - вещи с углами, шахматному (прямому) - вещи цилиндрической формы, узорному.                                                               Лапти из бересты назывались берестянки.                                                                                                  

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0731.JPGОписание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0767.JPG

  • Чтение пословиц:

Терпение и труд все перетрут.                                                                                                        Скучен день до вечера, коли делать нечего.                                                                                                  Труд человека кормит, а лень портит.

  • Чтение стихотворения.                                                                                                                     Последующая работа:
  • Слушание музыки Е. Дрейзин: старинный вальс "Березка".                                         Заучивание стихотворения А, Прокофьева:    

Люблю березку русскую,                                                                                                                        То светлую, то грустную,                                                                                                                              В белом сарафанчике,                                                                                                                                    С платочками в карманчиках,                                                                                                                                    С красивыми застежками,                                                                                                                         С зелеными сережками.                                                                                                                              Люблю ее, нарядную,                                                                                                                         Родную, ненаглядную,                                                                                                                             То ясную, кипучую,                                                                                                                                                То грустную, плакучую.  

 

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0780.JPG

Игра "Найди листок, какой покажу"                                                                                                        Цель: Развивать наблюдательность детей.                                                                                      Ход игры: Педагог демонстрирует листок и описывает хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, просит детей найти возле дерева такой же листок. Например: кто быстрее найдет листок березы? дети должны найти дерево, подбежать к любой из берез, растущих на участке, найти листок и вернуться к воспитателю.    

∙"Почему березы белые?" (занятие на прогулке).                                                                           Цель: Представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.                                         Оборудование: лупы, лопатки, корзинки, перчатки.                                                                                        Предварительная работа: чтение стихотворений о березе.                                                                                                                             Структура и методические приемы:                                                                                                          1. Игровая ситуация - найди среди деревьев белоствольную красавицу.                                                       - Почему березу так назвали?                                                                                                                  2. Речевое упражнение "Как еще можно назвать березу?"                                                                - Нанижем березке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы.                              3. Чтение стихотворения Е. Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое.                                                                                                                           Двор как в солнечных лучах -                                                                                                                         Это платье золотое                                                                                                                                     У березы на плечах.

Поисковые задания:                                                                                                                                           - Все ли березы одинаковы?                                                                                                                               - Выберите самую нарядную березу.                                                                                                          - Подойдите и потрогайте ствол, что стало с руками?                                                                          - Рассмотрите ствол березы через лупу. Что видите? Что это за черточки на стволе? (Черточки - чечевички).                                                                                                                                 - Речевое упражнение "Скажи красивые слова об осенних березах".                                              - Речевое упражнение "На что похоже?"                                                                                                         - Игра "С какой ветки детка?"                                                                                                                          - Собрать листья для засушивания.                                                                                                                - Природоохранный труд: уборка территории от мусора.                                                                                 - Чем береза дышит зимой?                                                                                                                               - Какие ветки у березы?

Труд:                                                                                                                                                                                         - Укрыть корни дерева опавшей листвой. (для чего?).                                                                                        - Снять с погибшего дерева бересту.

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_1373.JPG

                                                                                     Зима                                                                           "Снятся ли берёзе сны" (занятия на прогулке).                                                                                             Цель: Дать обобщенное представление о признаках сезона, о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.                                                                                                                                                              Лексики: Опробковевшие клетки, береста.                                                                                      Предварительная работа:                                                                                                                         Слушание произведений Вивальди (альбом "Времена года", концерт "Зима").                                                                                                                                                                      Структура и методические приемы: 

1. Чтение стихотворения Ю.Орлова:

Всё вокруг белым-бело,                                                                                                                                            Словно в дивной сказке:                                                                                                                                   Снегу столько намело -                                                                                                                                           Полезай в салазки.                                                                                                                                                      Береги лишь только нос                                                                                                                                                                     От беды понятной,                                                                                                                                                  Нынче царствует Мороз -                                                                                                                                               Тот, что самый знатный.  

2. Фронтальное наблюдение ""Как Мороз Иванович изменил лес?".                                                                         3. Погружение в краски и звуки зимнего леса.                                                                                                                         4. Любование свежей порошей. Каким стал лес после снегопада?                                                                                       5. Почему глазам больно смотреть на снег? (Он блестит).                                                                                                        6. Чтение стихотворения С.Есенина "Берёза":                                                                                        

 Белая берёза под моим окном                                                                                                                     Принакрылась снегом, точно серебром.                                                                                                                      На пушистых ветках снежною каймой                                                                                                       Распустились кисти белой бахромой.                                                                                                                        И стоит берёза в сонной тишине,                                                                                                                                            И горят снежинки в золотом огне.                                                                                                                                   А зоря, лениво обходя кругом,                                                                                                                                  Обсыпает ветки новым серебром.        

7. Речевое упражнение "Скажи красивые слова о заснеженном лесе".                                                                                8. Логическая задача: "Снятся ли берёзе сны? Если снятся, то о чем?" (Фантазирование). Исследовательские задания:                                                                                                                                                  ∙ Послушайте, как скрипит снег под ногами.                                                                                                           ∙ Найдите листья, семена с берёзы.                                                                                                                                      ∙ "В лесу много снега - хорошо или плохо?"                                                                                                            ∙ "Логическая задача: "Чем дышит берёза зимой?" (Черточками - чечевичками).                                         Труд: Укрыть берёзу снегом. (Для чего?).  

Послеэкскурсионная работа:                                                                                                                                                Логическая задача "Холодно ли берёзке зимой?".                                                                                        Педагог: Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подвергались процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка, непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течении одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые в глубине.                                                                           ∙ В сильный мороз какое дерево быстрее замерзает - старое или молодое? (молодое).                                ∙ Составление книги детских рисунков "Береста зимой".

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_1370.JPG

Весна

  • "Домашний доктор"                                                                                                                                         Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.                                                                                                                      Предварительная работа: "Домашний доктор" - знакомство детей с комнатными лекарственными растениями.                                                                                                                      Структура и методические приемы:                                                                                                                              1. Рассказы-загадки о растениях.                                                                                                                                        2. Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.                                                                                             3. Берёза может быть лекарственным деревом?                                                                                               В берёзовых листьях содержится витамин С, антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья берёзы настаивают и применяют при разных болезнях. берёзовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Берёзовый уголь применяют при отравлениях.                                                                                         Берёзовый гриб - чага -  считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна.                                                                                                         4. Рассматривание берёзовых листьев, почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств. 5. Логическая задача: "Когда нужно заготавливать листья и почки: летом, осеню, зимой или весной?" (Весной).                                                                                                                                       Берёзовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи. Допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Срезают ветки на лесосеках для заготовки метел и попутно с них снимают почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья берёзы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.                                                                              6. Сочинение мини -сказки "Берёза - домашний доктор".                                                                                     7. Составление алгоритма для мнемотаблицы "Берёза в жизни человека".                                                                              8. Задание на дом: сбор экспонатов для передвижной выставки "Берёза в фармакологии". Последующая работа:                                                                                                                                             - Открытие выставки "Берёза в фармакологии".                                                                                   - Заучивание стихотворения Ф.Тютчева:

Смотри как листьем молодым                                                                                                                          Стоят, обвеяны берёзы,                                                                                                                             Воздушной зеленью сквозной,                                                                                                    Полупрозрачною как дым.

  • Изготовление напитка из берёзовых почек:                                                                                            Набухшие смолистые почки берёзы собирают весной, когда они еще не распустились, и сушат в сушилках при температуре 25 - 30 в тени под навесом. Для отвара берут чайную ложку почек на стакан воды и кипятят на медленном огне под закрытой крышкой 10 - 15 минут. остудив процеживают.                                                                                                              Дети наблюдают за процессом приготовления, не пьют, но можно дать попробовать (не более одной чайной ложки).                                                                                                                "Может ли дерево быть карликом?"                                                                                                              Цель: формировать обобщенное представление о системе потребностей растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.                                                                         Лексика: карликовая берёза, тундра, восковый налет.                                                                 Предварительная работа: чтение "О том, как берёза и ива остались верны родному дому". Структура и методические приемы:                                                                                                                         1. Логическая задача: "Может ли берёза быть карликом?".                                                                                                      2. В какой климатической зоне может расти карликовое дерево?                                                                                 3. Что деревьям дают малые размеры частей?                                                                                                                  4. Практическое задание: "Составить опорные схемы тундры" (отобразить осадки, долготу дня и ночи, визуальную величину солнца, температуру воздуха, продолжительность зимы и лета).                                                                                                                                                                             5. Логическая задача: "Как должны выглядеть растения, живущие в тундре?".                                                6. Рассматривание гербария "Карликовая берёза". Корни находятся в верхнем слое почвы, так как ниже вечная мерзлота, Дерево низкорослое, ветки стелются по земле чтобы укрыться снегом, листья маленькие, с восковым налетом, чтобы уменьшить испарение.                              7. Речевое упражнение: "Как можно ласково назвать карликовую берёзку?".                                                    8. Чтение стихотворения И.Бунина "Северная берёза":

Над озером, над заводью лесной                                                                                                           Нарядная зеленая берёзка:                                                                                                                                                    "О девушки! Как холодно весной:                                                                                                                                         Я вся дрожу от ветра и мороза!"

То дождь, то град, то снег, как белый пух,                                                                                                           То солнца блеск, лазурь и водопады.                                                                                                                                  "О девушки!  Как весел лес!                                                                                                                                                   Как радостны весенние наряды!

Опять нахмурилась, опять                                                                                                                                       Мелькает снег и бор гудит сурово...                                                                                                                        "Я вся дрожу! Но толь б не измять                                                                                                                        Зеленых лент! Ведь солнце будет снова!"

Поисковые задания:                                                                                                                                    Сравнение карликовой и бородавчатой берёз.                                                                                                       - Какие части есть у карликовой берёзы?                                                                                                                   - Какие у обычной (бородавчатой ) берёзы?                                                                                                                    - Какое главное отличие карликовой берёзы от обычной берёзы? (Карликовая берёза -  как куст, бородавчатая берёза - дерево).                                                                                                                              - Отдельно сравнить корни , ветки, листья (показать зависимость растения от среды обитания).                                                                                                                                                                ∙ Логическая задача: "Что произойдет с нашей бородавчатой берёзой, если она окажется в тундре?"                                                                                                                                                                         Последующая работа: рисование гуашью "Карликовая берёза".

  • Игра "Карлики - великаны"

Чудеса у нас на свете:                                                                                                                                     Стали карликами дети.                                                                                                                                                         А потом все дружно встали,                                                                                                                                             Великанами мы стали.

Правила: в тот момент, когда вы произносите слово "карлики" ребята садятся на корточки, а когда говорите "великаны" - дети встают на цыпочки. Если кто -то из ребят ошибся, то он получает предупреждение. Если ошибся уже во второй раз, тогда он выходит из игры. Побеждают те игроки , которые до конца игры не выйдут.

Берёзовый чай  Берёзовые листья и почки измельчите в ступке. Полученный порошок засыпать в фарфоровый чайник, предварительно ополоснув его кипятком. Залейте полученную заварку водой и закройте чайник крышкой, а сверху накройте плотной тканевой салфеткой.  Заваривайте чай в течении 10 - 15 минут, после чего разлейте его в фарфоровые чашки, процеживая через мелкое сито. В чашки с чаем добавьте сахар и мед. Ингредиенты: листья берёзовые - 1 ч. ложка; почки берёзовые - 1 ст. ложка; вода - сахар -по вкусу; мёд - по вкусу.

  •  

Лето

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0604.JPG

Описание: C:\Users\Сергей\Desktop\Фото русская берёза\IMG_0604.JPG

  • Выставка "Берёза в косметике и фармакологии" Собирается  вместе с родителями: шампуни, кремы, мыло, бальзамы, отвары, мази и т.д., в составе которых есть берёзовые почки, листья или кора. Желательно, чтобы на упаковке была нарисована берёза. Как правило, начинают неохотно, но в итоге все увлекаются и приносят очень много.
  • "Без билета по белу свету"                                                                                                               Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.                                                                                                       Оборудование: лупы, коллекция плодов и семян: клен, одуванчик, череда, репейник, горох.                                                                                                                                                               Структура и методические приемы:                                                                                                    Зачем семенам "бродяжничать" по белу свету?                                                                            Рассматривание коллекции семян и плодов. Где здесь плоды и где семена? Исследовательская деятельность: 
  • найти семена, относящиеся к летунам;
  • эксперимент "Как ветер помогает им летать?";
  • кто помогает распространять семена берёзы? Сравнить семена с самолетом (птицей, бабочкой, вертолетом).                                                                                                                    Проблемная задача: "Где растет больше травы - у забора или у дорожки; почему?" Игра " Без билета по белу свету" (используя иллюстрации плодов и семян и знаки-символы).  
  • Речевое упражнение "Скажи красивые слова об осенних березах"
  • Речевое упражнение "На что  похоже?"
  • Игра "С какой ветки детки?"
  • Собрать листья для засушивания.
  • Природоохранный труд: уборка территории от мусора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая познавательная деятельность "Неделя русского фольклора"

Цель проведения Недели:  познакомить детей с народным словом, с колоритом народного творчества, литературным и художественным жанрам.:- духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста,...

КОНСПЕКТ Познавательно-игровой программы «Встреча весны» (чтение стихотворений русских писателей о весне) подготовительная группа

формировать умения у детей  эмоционально  читать наизусть стихотворения о весне,  замечать  выразительные  средства, развивать  образность  речи. ...

Конспект познавательно - игрового досуга в младшей группе "Русский платок".

Предлагаю вашему виманию конспект познавательно-игрового досуга "Русский платок", целью которого является: приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к предм...

познавательно- игровой проект "Русские народные музыкальные инструменты"

проект составлен с целью воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах....

Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»

Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи....

Проект «Развитие познавательных, игровых и творческих способностей детей во IIгруппе раннего возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками «Моя любимая сказка»

Развитие познавательных, игровых и творческих способностей детей во IIгруппе раннего возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками...