Познавательно-исследовательский проект "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Вихирева Алена Сергеевна

Летний проект для детей воторой младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно   учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития   воспитанников»

Проект во второй младшей группе

На тему: «Мир насекомых»

                                                       

                                                     

Составитель: Вихирева Алена Сергеевна,    

                                                                             

ГО Красноуфимск, 2017г

Участники проекта:

  • Дети второй младшей группы;
  • Родители;
  • Музыкальный руководитель: Стругова Любовь Михайловна;

Руководители проекта: Вихирева Алена Сергеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад 18

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный.

Срок реализации: июль 2017 года.

Актуальность проекта: Лето - это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.

В летний период времени на прогулке дети проявляют интерес к насекомым, одним интересно наблюдать за ними, другие – боятся их. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Обоснование проблемы: Насекомыми питаются: рыбы, лягушки и ящерицы, птицы и летучи мыши, кроты, муравьеды, скорпионы, пауки. Почти все растения опыляются насекомыми: бабочками, осами, пчелами, шмелями и другими. Не было бы насекомых, не было бы развития растений.

Цель: сформировать у детей представления о насекомых, их пользе или вреде.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, комар);

2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);

3. Формировать навыки исследовательской деятельности;

4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;

5. Развивать творческие способности детей; 
6. Развивать речь детей, активизировать словарный запас;

7. Воспитывать любознательность, бережное отношение к живому;

8. Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ. 
Ожидаемый результат:

1. Дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха, комар);

2. Сформируются простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

3. Будут знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; находить сходства и различия;

4. Смогут использовать полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно наблюдают за насекомыми; бережно обращаются с насекомыми на участке;

5. Сформируется положительное отношение к природе.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

- Оформление альбома родителями вместе с детьми о любом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками), помощь в оформлении макета «Насекомые».

Продукт проектной деятельности: альбом «Насекомые», макет «Насекомые», коллективная аппликация «На лугу», выставка рисунков «Бабочка-красавица», рисование на скорлупе грецкого ореха «Божья коровка», выставка работ из пластилина «Гусеница"; физкультурный досуг «На лесной полянке».

План реализации проекта

Направление ОО

Содержание  работы

Цель

Чтение художественной литературы

«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен,

«Муха - Цокотуха», «Тараканище» К. Чуковского.

Чтение стихов о насекомых: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик»

Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно слушать жанровое произведение.

Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.

Речевое развитие

Загадки о насекомых

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Паучок», «Насекомые» - пальчиковая гимнастика

«Кто как поет» - дидактическая игра

Логопедическая игра «Насекомые»

Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.

Упражнять на подражание звукам насекомых, в правильном произношении звуков.

Художественно-эстетическое развитие

«Бабочка-красавица»- рисование

«Божья коровка на листочке»- рисование

«Гусеница» - лепка

«На лугу» -коллективная аппликация

Слушание песенки «Добрый жук»

Учить детей раскрашивать, не выходя за контур, использовать несколько цветов при рисовании предмета, развивать творческие способности и воображение.

Учить детей получать изображения, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.

Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, воспитывать аккуратность в работе.

Развивать чувство композиции, учить пользоваться клеем и кистью, выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Двигательная активность

«Медведь и пчёлы», «Бабочки и кузнечики», «Комарики» - подвижные игры

Физкультурный досуг «На лесной полянке»

Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Исследовательская деятельность

Наблюдение на прогулке за кузнечиком, пчелой, бабочкой, муравьями, пауком, божьей коровкой и т. д.

Развивать наблюдательность и любознательность

Познавательное развитие

«Путешествие в мир насекомых» -НОД

«Где зимуют насекомые?»  - НОД

Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки,

Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.

Социально-коммуникативное развитие

Проблемная ситуация «Насекомые наши друзья или враги?»

Рассматривание энциклопедии «Насекомые»

Просмотр мультфильмов - «Лунтик», «Под грибом», «Как муравьишка домой спешил»

«Что лишнее», «Собери гусеницу» - дидактическая игра

Рассказать детям о пользе и вреде насекомых.

Расширить кругозор детей, развивать любознательности

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Развивать умение классифицировать предметы по заданному признаку

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

А. Барто «Комары»

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада,

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

Марина, младшая сестра,

Воюет с комарами.

Упрямый нрав у комара,

Но у нее упрямей!

Она отгонит их рукой,

Они кружатся снова.

Она кричит: — Позор какой,

Напали на грудного!

И видит мама из окна,

Как храбрая Марина

В саду сражается одна

С отрядом комариным.

Опять сидят два комара

У малыша на пальце!

Марина, храбрая сестра,

Хлоп по одеяльцу!

Она убила комаров —

Забудут, как кусаться!..

Но раздается громкий рев

Испуганного братца.

http://gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto/01-21-komary.htm Борис Заходер «Муха-чистуха»

Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник -
В вишневой наливке.
Во вторник -
В томатной подливке.
В среду -
В лимонном желе.
В четверг -
В киселе и в смоле.
В пятницу -
В простокваше,
В компоте
И в манной каше...
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!

Ираида Мордовина «Кузнечик»

Живёт в лесу кузнечик
Зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете
И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам, 
По травке и кустам.
На скрипочке играет: 
– Парам-пам-пам-пам-пам.
Найдёт усами ноты, 
Чтобы начать концерт.
Звучат кадриль, гавоты, 
Он в музыке поэт.
Лишь вечер наступает, 
Спешат все танцевать:
Кузнечик вальс играет. 
Пора, друзья, плясать!
Все звери веселятся, 
И птицы, и жуки.
За лето истоптали 
На танцах башмаки.
На солнечной полянке, 
Под дубом и ольхой
Кузнечиковы трели 
Звучат на лад любой.
Без них жить невозможно:
Затихнет белый свет.
Ведь лучше этих песен
На целом свете нет.

 «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день,
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей,
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро ведь зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.

Михайлов Михаил Ларионович «Лесные хоромы»

Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.

Летела муха, увидала, думает: "Дай загляну, нет ли чего съестного". А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.

Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. "Зато хоромы хороши! - подумала муха. - Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит".

И стала тут муха жить. Живет день, живет другой. И вылетать не надо: крошек еще всех не переела.

Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:

- Кто в хоромах? Кто в высоких?

- Я, муха-громотуха, а ты кто?

- А я комар-пискун. Пусти в гости!

- Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.

Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:

- Кто в хоромах?

Те отвечают:

- Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?

- А я оса-пеструха. Будет мне место?

- Место-то будет, да как в дверь пройдешь?

- Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.

- Ну, добро пожаловать!

Она - в кузов, а у двери уж опять спрашивают:

- Кто в хоромах? Кто в высоких?

- Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?

- А я слепень-жигун.

- Зачем?

- Да к вам побывать.

- Милости просим! Да пролезешь ли?

- Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.

Пролез и слепень в кузовок. Пошли у них разговоры. Муха говорит:

- Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведет род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай - обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!

- Кажется, и мы не из простых! - говорит оса. - Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!

- А меня не пережужжишь, - сказал слепень.

- Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, - говорит оса.

- А у меня и тоньше и звонче! - пискнул комар.

И пошли они перекоряться.

Только слышат, опять кто-то у дверки возится.

- Кто там? - спрашивают.

Никто не отзывается.

- Кто у терема? Кто у высокого?

Опять ответа нет.

- Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.

Сверху не отвечают.

- Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос.

- Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха.

- Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар.

- Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса.

- Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень.

И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.

- Что это за невежа нам свет заслоняет? - крикнули все.

- Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, - сказал комар.

- Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть не крепка, прорвемся.

- Мне первой, - кричит муха, - я всех знатнее!

- Мне первой, - жужжит оса, - я всех наряднее!

- Мне первому, - пищит комар, - я всех голосистее!

- Мне первому, - гудит слепень, - я всех сильнее!

И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.

Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка).

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион (Муравьи)

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит (Комар)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит (Паук)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер знает в этом толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (Жук)

Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает? (Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком (Пчела)

Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может (Гусеница)

Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (Осы)

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонек.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку ...(светлячок)

 Пальчиковые гимнастики

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед -«хоботок»

Я уже бегу домой.

мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»

Оса

Оса села на цветок,

вытянуть указательный палец правой руки

Пьет она душистый сок.

и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки

Жук

Я веселый майский жук.

сжать кулачок

Знаю все сады вокруг.

указательный палец и мизинец

Над лужайками кружу,

развести в стороны - «усы»

А зовут меня Жу-Жу.

шевелить пальцами-усами

Паучок

Паучок ходил по ветке,

(руки скрещены

А за ним ходили детки.

пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,а затем по плечу другой руки

Дождик с неба вдруг полил,

кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям

Солнце стало пригревать,

ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит

Паучок ползёт опять,

действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове

Насекомые

Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:

сжимаем и разжимаем пальцы

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибаем пальцы в кулак

Это кто же тут звенит?

вращаем мизинцем

Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!

прячем руки за спину

 «Пчела»

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек —
И веселый мотылек

загибаем пальцы

Два жука и стрекоза

 Как фонарики глаза.

делаем кружки из пальцев, подносим к глазам

Пожужжали, полетали

машем ладошками

От усталости упали

роняем ладони на стол

Логопедическая игра «Насекомые»

Жу-жу-жу – жужжит пчела,

Хороши мои дела (руками изображаем полет пчелы).
Зу-зу-зу – комар пищит,
Укусить скорей спешит (соединяем указательный и большой пальцы).

Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).
Жук гудит: гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).

Подвижные игры
Комарики и лягушка

Взрослый назначается «лягушкой», дети – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают оп комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:

Сел комарик на кусточек, 
На еловый на пенечек, 
Свесил ножки под листочек, спрятался!

Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется. 
Пчелки и медведь

Дети – «пчелки» - бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:

Мишка-медведь идет 
Мед у пчелок унесет. 
Пчелки отвечают: 
Этот улей — домик наш. 
Уходи, медведь, от нас, 
Ж-ж-ж-ж!

«Пчелки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев». 

Бабочки и кузнечики

Цель игры: упражнять в разных видах и способах движений; развивать зрительные, слуховые ощущения на основе двигательной деятельности; закрепить основные цвета; дифференцировать понятия «мальчики – девочки».
Материал: плоские цветы: белые – по количеству девочек, желтые – по количеству мальчиков, «волшебная палочка».

Ход игры: на площадке педагог раскладывает плоские цветочки – для девочек белого цвета, для мальчиков – желтого.
    Дети образуют полукруг. «Я – волшебница», - говорит воспитатель, - дотронусь своей волшебной палочкой и превращу девочек в разноцветных бабочек, а мальчиков – в кузнечиков. (Дети приседают, взрослый дотрагивается палочкой до плеча каждой девочки, после чего ребенок встает, поднимает руки вверх и кружится на месте – бабочка ожила).
    А теперь посмотрим, как красиво умеют летать бабочки (девочки «бабочки» летают, а «кузнечики»-мальчики наблюдают). Устали бабочки и полетели в свои домики (на цветки белого цвета).
    А что умеют делать наши кузнечики? Они умеют прыгать с цветка на цветок (мальчики-«кузнечики» прыгают на цветы желтого цвета). Устали кузнечики и тоже спрятались в свои домики (на цветки желтого цвета).
Указания к игре: после «волшебного превращения» все дети одновременно двигаются по площадке: бабочки кружатся и летают, кузнечики прыгают. По сигналу педагога «Спрятались в свои домики», девочки-«бабочки» располагаются на белых цветках, мальчики-«кузнечики» - на желтых. 

Физкультминутка «Бабочка»

Бабочка летала, над цветком порхала.

Медленно бегают на носочках.

Села, посидела и нектар поела

Присели, покачали головой

Два своих больших крыла 

Опустила, подняла.

Делают взмахи вверх- вниз.

Полетела дальше,                                              

Встали, взмахнули руками .

Чтобы мир был краше!  

Медленно побежали на носочках, взмахи руками.

          

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".

Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта:   познавательно - исследовательскийПродолжительность:  краткосрочный  (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

При ознакомлении детей с природой открываются  вощможности для эстетического. патриотического, нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится ...