Педсовет по экологии "Экологическое воспитание в ДОО"
материал по окружающему миру на тему

Маслакова Татьяна_ Александровна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педсовет по экологии36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

(Деловая игра)

  «Что такое экологическое воспитание

в дошкольном образовательном учреждении»

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи:

  1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.
  • Систематизировать теоретические знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Дать практическую направленность экологическим знаниям педагогов.
  • Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, способствовать творческому поиску.

Предварительная работа:

 1. Изучение литературы по теме;

 2. Проведение консультаций;

 3. Изготовление дидактических игр экологического содержания;

 4. Посещение ОД, режимных моментов;

 5. Создание презентации;

 6. Самостоятельная работа над темой.

 ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Организационный момент

  1. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание»

 (выступление старшего воспитателя Т.А.Маслаковой )

 3. Дискуссионный клуб «Человек: созидатель или потребитель?»

 • «Познай-ка»

 • «Читай-ка» (выступление воспитателя )

 • «Знай-ка» (выступление воспитателя  

 • «Поиграй-ка»

 • «Обучай-ка» (выступление воспитателей )

 • «Рассуждай-ка»

 • «Отвечай-ка»

4.Аукцион игр и пособий.

5. Подведение итогов педсовета, принятие решения

ХОД ПЕДСОВЕТА:

Сегодня я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы в неформальной обстановке искренно и профессионально поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на предстоящую работу проводит педагог-психолог

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие».

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

 «Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

- Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т.д.

 Работа, направленная на достижение поставленной цели:

 

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Об этом пойдет речь на педагогическом совете. За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам. Как сформировать интерес и бережное отношение к природе

Дискуссионный клуб «Человек: созидатель или потребитель?»

У меня в руках ромашка, но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы.

 Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

 1. “Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

 2. Что такое “экологическая, цепочка”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.

 3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.

 4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

 5. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

 Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

 1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова

 2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов? (на этот вопрос мы просим ответить Т. С. Баранникову)

 3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

 4. Вспомните и назовите народные приметы.

 5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

 А этот лепесток называется «Знай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

 • Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :

 1. НОД по экологии;

 2. Беседы

 3. Чтение художественной литературы,

 4. Экологические экскурсии.

 5. КВН, викторины, конкурсы.

 6. Проблемные ситуации.

 7. Языковые логические задачи.

 8. Экологические выставки, экспозиции.

 9. Неделя экологического творчества.

 10. Экологические праздники, выставки.

 11. Дидактические игры экологического содержания

 12. Экологические сказки.

 13. Экологическая тропа.

 14. Наблюдения.

 15. Поисково-исследовательская работа.

 • Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

 • Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

 1. Родительское собрание

 2. Консультации

 3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

 4. Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

 5. Досуги и развлечения

 (на этот вопрос более подробно ответит О. Ю. Кармалина)

 Участники посиделок отрывают следующий лепесток, который называется «Поиграй-ка». Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть!

 Обратите ваше внимание на экран, где вы можете прочитать задание.

 Следующая игра называется «Танец бабочек».

 Пластическая игра "Танец бабочек".

 Представьте, что вы бабочки, красивые, нарядные, разноцветные, яркие, под музыку то медленно и плавно, то порывисто и быстро нужно изобразить полёт бабочки.

 д/и «Угадай, что – ты? »

 Лепесток «Обучай-ка». Этот лепесток предлагает вам варианты комплексно-тематического планирования по теме «Зима » и «Овощи, фрукты»

 

 Лепесток «Рассуждай-ка».

 1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

 2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

 3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

 4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

 5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

 6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

 7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

 8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

 9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

 10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

 11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

 12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

 13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

 14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

 15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

 16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

 17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

 Что – то мы на  засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

 1. встревоженного кота;

 2. грустного пингвина;

 3. восторженного кролика;

 4. разгневанного поросенка,

 5. намокшую ворону.

 Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка».Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

 • Что означает слово «экология»?

(Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.)

 • Что такое экологическое воспитание?

(– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

 – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

 – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.)

  • Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель  экологического  воспитания детей дошкольного возраста?

Цель Э.В.  дошкольника - формирование начал экологической культуры.

Цель Э.В.  дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

          Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой  

        обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

  • Определите задачи экологического воспитания

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

 – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

 – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

  • Для достижения поставленных задач воспитатель использует определенные методы. Перечислите названия наиболее значимых (результативных) методов, которые признаются подавляющим большинством специалистов, и назовите что к ним относится?

 Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников. 

Итак, к современным и наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

  1. Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
  2. Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
  3. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если умело сочетать все группы методов, однако особого внимания заслуживает …

Назовите этот метод воспитания?

… игровой метод воспитания, в частности, сюжетно-ролевая игра.

Попробуйте обосновать, почему именно сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным методом в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию?

  1. Такая  игра представляет собой один из видов самостоятельной деятельности ребенка, когда почти все его действия основываются на собственном опыте, знаниях и представлениях.
  2. Во время игры дошкольник активно постигает азы коммуникации и связи собственного «Я» с окружающим миром.

Основной  функцией игры является его интеллектуальное и нравственное развитие. Именно поэтому игровой метод в экологическом воспитании детей в возрасте до 7 лет можно по праву назвать центральным

  1. Существуют еще и дидактические игры по экологическому воспитанию – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Познакомьте своих коллег с настольными играми, имеющимися в группе по экологическому воспитанию (по своей возрастной группе). Эти игры имеют четкую структуру: название, цель, описание дидактического материала,  методику проведения. 
  • Выступления воспитателей по данной теме (выполнение домашнего задания)

  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

  •  В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.

Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

 Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

 • Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

 • Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.

 • Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.

 • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

 • Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

 Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

 Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы все это  осталось в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

 Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,

 в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

  • Этот педсовет принес пользу;
  • получили удовлетворение от такого рода деятельности;
  • почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
  • сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;
  • появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
  • педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

Обсуждение и принятие проекта решения.

1. Разнообразить видовой состав ботанической коллекции в Уголках природы в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

2. Использовать метод рисования песком на занятиях по ознакомлению с природой.

3. Создать на территории детского сада экологическую тропу

5. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты для развития познавательной деятельности дошкольников.

6. Подготовить консультацию для родителей по экологическому воспитанию дошкольников с позиции новой парадигмы самоценности природы.

  1. Педагогический процесс экологического воспитания и образования вести на основе интеграции всех видов деятельности
  2. . С целью экологизации предметно-развивающей среды в группах:- иметь комнатные растения в соответствии с программными требованиями, сосредоточить растения в одну зеленую комнату;
  3. - календари природы сделать многофункциональными с набором схем, моделей, алгоритмов, карточек;
  4. - в подготовительных группах завести экологические дневники наблюдений        

На этом наш педагогический совет подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"

Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Консультация для воспитателей на педсовете по патриотическому воспитанию детей

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине"...

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Педсовет по правовому воспитанию "Дети их права"

В материале содержится подробное описание педсовета по правовому воспитанию дошкольников, проходивший в нашем ДОУ (март, 2011г.). Педсовет был проведён как открытое мероприятие для секции городского м...

педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...