Главные вкладки

    педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
    методическая разработка по теме

    материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx17.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Гражданско-патриотическое
    воспитание детей дошкольного возраста»

    План.

    1. Актуальность темы педсовета
    2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
    3. Патриотическое воспитание в программе «Радуга»
    4. Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
    5. Анализ планирования работы по патриотическому воспитании
    6. Обзор программ патриотического воспитания детей
    7. Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения Юный костромич»
    8. Решение

    Ход педсовета

    1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

    Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

    2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
    Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
    Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
    На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002 г.; областная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области»

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
    Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
    Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

    Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

    Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

    3. Что такое патриотическое воспитание?

    В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
    Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

    В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет.

    Формирование любви к Родине:

    1. в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
    2. в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
    3. в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

    Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

    1. «Наследие» М.Ю.Новицкой
    2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
    3. система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
    4. «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
    5. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
    6. «Мир детства» г. Оренбург
    7. «Росток» г. Челябинск
    8. «Живой родник» г. Северск и др.

    4. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
    Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.

    5. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
    (Прилагается)

    6. Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой наш детский сад будет работать в дальнейшем.

    Сейчас познакомимся с некоторыми из них.

    1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (воспитатель Н.Н.Щербакова)
    2. Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (воспитатель Зверева М.И.)
    3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников» (воспитатель Е. Н. Алаева)

    Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
    Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Поэтому мы сейчас познакомимся с ещё одной программой:

    1. Региональная программа «Юный костромич» (ст. воспитатель О. В. Матросова)

    7. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения

    8. Решение

    1. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы:
      • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
      • Региональную программу «Юный костромич»
    2. Пересмотреть перспективное планирование на 2008-2009 уч. год, включить в план занятия по краеведении согласно возрастной группы
      срок: к 01.08.08
      ответственные: ст. воспитатель
    3. Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам
      срок: к 01.08.08
      ответственные: ст. воспитатель
    4. Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу»
      срок: 02.06.08
      ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп;
      ст. воспитатель
    5. Оформление «Комнаты русского быта»
      срок: 01.09.08
      ответственные: ст. воспитатель
      муз. руководитель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

    Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

    Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

    В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

    Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

    Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

    Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

    Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

    Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

    ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

    Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...