Проект По теме: «Зимующие птицы Прибайкалья».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Топченюк Ирина Александровна

конспект проекта к тематической неделе "Зимующие птицы Прибайкалья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Иркутска

Проект

По теме: «Зимующие птицы Прибайкалья».

Тип проекта: информационно-творческий.

        Вид проекта: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

Продолжительность: краткосрочный.        

        Заявитель: дети 6-7 лет.

Автор проекта: Топченюк Ирина Александровна, воспитатель

2015 год

Структура проекта.

Проблема.  К началу зимы мир вокруг нас меняется. С деревьев опадает листва, и пропадают ягоды. На полях убирают урожай. Первый снег покрывает землю. Одни птицы улетают, появляются другие. Почему? Как они будут тут жить зимой? Какие это птицы?

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц Прибайкалья), удалось установить, что из 30 опрошенных воспитанников, меньше половины группы (13 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц родного края. 10 детей смогли узнать и уверенно назвать 4 птиц, а 7 детей смогли вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что у большинства опрошенных детей не сформированы знания о зимующих птицах Прибайкалья и есть только общие представления о самых распространенных пернатых представителях.

Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир родного края.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

  1. Организационный этап.

Цель: познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах Прибайкалья, их разнообразии, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

2. Подготовительный этап.

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Анкетирование родителей.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

  1. Основной этап.

Работа с детьми.

Задача: Закрепить представлению детей о зимующих птицах Прибайкалья, о роли человека в жизни зимующих птиц.

 

Планирование деятельности.

1. Педагог – изготовление методических и наглядных  пособий для проекта.

2. Беседы: -  «Что ты знаешь о птицах?»;

                  - «Птичья столовая»;

              -  «Трудно птицам зимовать».

3. Обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки.

Дидактические игры:   - «Птички на кормушках»;

                                        - «Каких птиц зимой не увидишь»;   

                                        - «Четвёртый лишний»;

                                        - «Один – много»;   

                                        - «Что хорошо, что плохо?»;

                                        - «Найди три отличия»;

                                        - «Летает — не летает».

Настольные игры:        - «Зимующие птицы Прибайкалья»;

                                       - «Собери картинку»;

                                       - лото «Птицы».

4. Продуктивная деятельность.

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Рисование - «Снегири на ветке рябины», «Моя любимая птичка». «Как мы кормили птиц».

- изготовление шапочек – масок,

- лепка «Птицы на ветках».

- конструирование: «Голуби» (оригами).

- аппликация «Какие птицы живут в зимнем лесу».

5. Чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение    экспериментов, тематических экскурсий (экскурсия по «экологической тропе»).

Художественная литература:

- В. Звягиной «Воробей»;

- С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»;

- Т. Евдошенко «Берегите птиц»;

- Ю.Никонова «Зимние гости»;

- Л.Воронкова «Птичьи кормушки»;

- В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»;

-  стих О.Григорьевой «Синица»;

- А.Яшин «Покормите птиц»;

- Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»;

-  В.Бианки «Птичий год: зима»;

- М. Н. Богданова «Домашний воробей».

6. Отгадывание загадок про зимующих птиц;

- заучивание стихотворений:  -  «Воробей» Н. Рубцов;

                                                 -  «Снегири» А. Прокофьева;

                                                 - «Свиристели» А. Барто.

7. Подвижные игры:    - «Перелёт птиц»;

                                      - «Птички в    гнёздышках»;

                                      - «Совушка – сова»;

                                      - «Воробьи и кошка»,

                                      - «Воробушки и автомобиль».

8. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года», 

- инсценировка  Экологической сказки «Воробышек».

9. Трудовая деятельность: подкармливание птиц, работа в уголке природы.

Предметно - развивающая среда в группе:

- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

- оформление информационной папки - «Лэпбук»: «Зимующие птицы Прибайкалья»;

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно);

- оформление плаката «Зимующие птицы Прибайкалья»;

Работа с родителями

- Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

- Папка - передвижка «Зимующие птицы Прибайкалья».

- Выпуск листовок, буклетов: «Помоги птицам».

- Организация выставки-  «Лучшая кормушка для птиц».

  1. Заключительный этап.

Работа с родителями.

Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».

Работа с детьми.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

- у детей должна сформироваться система представлений о зимующих птицах в соответствии с возрастными особенностями детей;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц Прибайкалья.

- появление у детей желание помогать птицам в зимнее время года, повысились  познавательная активность и коммуникативные навыки.

- дети должны научиться проявлять чувства эмпатии, бережного отношения к птицам; появилась заинтересованность детей в заботе о птицах, желание помогать им в трудный зимний период;

-появление заинтересованности и активного участия родителей в мероприятиях проекта.

Продукты проекта:

- Информационная папка – Лэпбук «Зимующие птицы Прибайкалья»

- Книжная выставка «Птицы – наши друзья»;

-   Выставка детского рисунка «Зимующие птицы»;

-  Кормушки, выполненные всеми участниками проекта;

- Фотовыставка «Покормите птиц зимой».

 - Подборка материала по теме: стихи, приметы народные, иллюстрации.

 - Картотека игр по теме: дидактических, подвижных, ролевых, настольно-печатных.

Список использованной литературы:  

1.  Владимирская, Л.А., От осени до лета: пособие. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160.

2. Грехова Л.И, В союзе с природой., М.,1999 г.

3.  Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2

4.  Журнал «Обруч» - 2011.- №2

5.  Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

6.  Мишарина, Л.А., Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья / В.А. Горбунова, Л.А.  

7.  Мишарина. – Иркутск: Изд-во Иркутск. Гос. пед. ун-та, 2007. – 296 с.

8.  Шорыгина Т.А.,  «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

9.  Шорыгина Т.А., «Какие месяцы в году» М.,1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Методическая разработка "Зимующие птицы Прибайкалья"

Тема недели,цели и задачи.Занятия, игры,мероприятия, проводимые в течение тематической недели....

Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...

Тематическая неделя «Зимующие птицы Прибайкалья»

Для того чтобы успешно реализовать тематическую неделю в группе был собран иллюстративный и дидактический материал по теме, оформили подборку познавательной и художественной литературы по зимующим пти...

Сценарий викторины «Что? Где? Когда?» на тему «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. (СЛАЙД 2)Задачи:1. ОбразовательныеРасширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;Вырабатывать умение быстро находить ответ.2. РазвивающиеРазвивать...