Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению с применением мультимедийных средств обучения «Красная книга Кубани»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Демченко Ирина Александровна

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению с применением мультимедийных средств обучения «Красная книга Кубани»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по кубановедению с применением мультимедийных средств обучения «Красная книга Кубани»

Программное содержание:

• познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края;

• некоторыми растениями внесенными в нее;

• раскрыть основные причины сокращения численности этих видов;

• развивать память, наблюдательность;

• воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру Кубани.

Предварительная работа.

• Разработка конспекта по теме.

• Рассматривание альбомов с растениями и животными края.

Оборудование:  магнитофон, проектор  для показа слайдов.

Ход занятия.

I. Мотивация.

Ребята, сегодня я нашла на пороге письмо от Матушки Природы. Давайте же скорей прочитаем его (слайд 1).

II. Планирование.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

– О какой планете говорится в стихотворении?

– Почему говорится, что она одна?

– Чем наша планета отличается от других?

– Почему звучит тревога в последних строках письма от Матушки Природы?

3.  Действие.

Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша Матушка Природа просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. (слайд №2).

Сегодня мы узнаем  - что такое Красная книга, для чего она создана. Попытаемся понять, почему в нашем крае тоже существует Красная книга.

Творения природы прекрасны! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа…

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

-А как вы, ребята, думаете, почему так называется эта книга? (Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп, не губи»)

«Красная книга» - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Всё живое хранить зовёт.

Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжелых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Охраняется «Красной книгой»

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Учёные и краеведы Краснодарского края ведут свою «Красную книгу Краснодарского края».

В Красную книгу Краснодарского края внесен список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям и животным.

На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

Давайте вместе с вами потренируемся помогать природе.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко…

(ходьба с подниманием рук)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём.

(наклоны вперёд, руками коснуться пола,

Выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(бег на носочках)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(наклоны вперёд)

Как много мы увидели:

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

(звучит песня О. Газманова «Красная Книга»)

Что же приводит к исчезновению животных и растений?

• вырубка лесов (слайд 3);

• охота на животных (слайд 4);

• загрязнение рек, озёр, морей (слайд 5);

• распахивание степей, лугов (слайд 6);

• рвут растения (слайд 7);

• ловят бабочек (слайд 8).

Для спасения животных создаются заповедники. Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников – сохранение природы в её естественном состоянии, во всем многообразии.

А теперь поговорим о растениях, занесённых в Красную книгу Краснодарского края.

Подснежник кавказский – травянистый многолетник, до 20 см высотой. Листьев 2, направлены вверх, тупые, покрытые восковым налётом. Стебель цилиндрический, один цветок. Цветёт в феврале – апреле. Декоративный, медонос, ядовит. Растёт на Кавказе, в горах, на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Исчезает из – за сбора цветов в букеты, нерегулируемого выгула скота (слайд 9).

Цикламен кавказский – травянистый многолетник. Цветы красно – фиолетовые, реже розовые или почти белые. Цветёт в феврале – марте. Декоративное, лекарственное. Численность быстро сокращается из – за массового уничтожения на зимние и ранневесенние букеты, выкопки клубней для лекарственных целей (слайд 10).

Валериана лекарственная. Многолетнее травянистое растение. Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветет в мае-августе. Размножается семенами. Растет на лесных полянах и опушках. Встречается редко. Необходимо взять под охрану все места обитания растения (слайд 11).

Гвоздика акантолимоновидная. Травянистое многолетнее растение высотой 40 см. Многочисленные стебли при основании древеснеющие. В нижней части они восходящие, затем выпрямляются. Листья небольшие — 2,6 см длины и около 2 мм ширины с 3—9 хорошо заметными жилками. Листья жесткие, острые, колючие. Они косо отклоняются от стебля. На верхушке стебля в июле—августе появляются одиночные цветки. Лепестки обратнояйцевидные, розовые или зеленовато-розовые, с волосками. Венчик заключен в цилиндрическую чашечку, длиной до 30 мм. Гвоздика акантолимоновидная встречается на скалах и каменистых склонах нижнего горного пояса. Высокодекоративное растение, пригодное для скальных горок. Запасы ограничены. Размножение семенное. Вид сокращает численность в результате разрушения местообитаний при освоении территорий, сбора цветущих особей (слайд 12).

Сосна пицундская. Вечнозеленое хвойное дерево до 25 м высоты, хвоя – светло-зеленая до 10-15см длины. Очень светолюбивое и засухоустойчивое дерево. Цветет в марте-мае. Распространено по прибрежным склонам, вид находится под угрозой исчезновения (слайд 13).

Пион крымский редкий исчезающий вид. Травянистое многолетнее растение. Корневые шишки моркововидные, сидячие. Листья дважды-триждытройчатые, доли листьев тупые. Цветки крупные, до 10 см в диаметре, пурпурно-красные. Завязи и листовки с розовато-войлочным опушением. Нити тычинок желтые. Цветет в мае — июне. Медоносное и декоративное растение (слайд 14).

Исчезает в связи со сбором цветущих экземпляров.

Грустно будет, если в лесу никогда больше не раскроются чудесные цветки башмачка. Простят ли себя люди, если на земле не останется ни одной рыси, ни одного зебра? Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны и журавли, бабочка-махаон и жук дубовый усач? Все это растения и животные из Красной книги. Они ждут от людей помощи.

4. Заключение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Давайте, все вместе, пообещаем Матушке Природе, что никогда не будем рвать цветы и обижать животных (слайд 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности на тему: "Использование в практике ДОУ современных здоровьесберегающих технологий".

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие за кладом"....

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

laquo;Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедениюдная Кубань.Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательной деятельности "Наша Армия"

Наша армия родная. Цель: Познакомить с новой  техникой работы с бумагой обрывания и разрывание. Развивать чувство композиции и научить создавать выразительный объёмный образ....