Экологическая тропа №1 группы "Затейники"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Манакова Ирина Яковлевна

Материал для формирования у детей среднего возраста экологического сознания и экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_ekologicheskoy_tropy_mladshey.docx650.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 Колпинского района Санкт-Петербурга.  

План – конспект

экологической тропы по территории детского сада №35

группы «ЗАТЕЙНИКИ».

(тропа №1)

                                                                       

                                                                            Составила: Манакова И.Я.

                                                           Август 2017 года.

План - схема экологической тропы по территории детского сада №35. 

                                                                 

  1. Детский сад
  2. Птичья столовая
  3. Скворечник
  4. Туя
  5. Липа
  6. Спортивная площадка
  7. Берёза
  8. Кустарник - шиповник
  9. Лиственница
  10. Рябина
  11. Клён
  12. Цветник
  13. Огород

Цель создания экологической тропы:

 Формирование экологической культуры детей среднего возраста и развитие их экологического сознания.

Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающей природе, дать понятие - «экологическая тропа».
  • Показать объекты экологической тропы на территории детского сада.
  • Активизировать познавательную деятельность через наблюдение, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.
  • Закреплять элементарные математические представления.
  • Развивать речь и расширять активный словарь детей за счёт названий деревьев и их описания.
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Материалы: 

  • План-схема экологической тропы;
  • Карточки с номерами пунктов назначения и описанием объектов, загадками об объектах экологической тропы;
  • Фото объектов экологической тропы;
  •  Художественная литература;
  • Инвентарь для ухода за цветником и огородом;
  • Краски «гуашь», кисти, баночки с водой и альбомные листы для творческой деятельности.

Ход путешествия:

        

Воспитатель: (в группе) Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое?

Дети: -----------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель:  Мы сегодня с вами на прогулке познакомимся с экологической тропой. Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель: (в зависимости от ответов) Да, правильно. Экологическая тропа - это путешествие в котором мы с вами встретимся с разными растениями и познакомимся с ними поближе. А может в нашем путешествии, мы встретимся и с другими объектами природы и узнаем что-то новое о них.

(раздаётся стук в дверь) Кто там?

(няня вносит большой конверт) Что это? Давайте посмотрим. Ой, это же письмо от лесной феи! Что-же в нём? Какой то план и конверты с фото. Да это план экологической тропы! Лесная фея хочет, чтобы мы отправились в путешествие по этому плану. Согласны?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель: Тогда переодевайтесь на прогулку и отправимся в путь.

Дети выходят на улицу.

Воспитатель: Посмотрим, что на плане под цифрой  (1). Найдите конверт с такой же цифрой.  Здесь  фото - детский сад! Это- же про наш детский сад! Кто скажет, какой он? …………………………………….Хорошо вам в нём живётся?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель:

Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!

Да детский сад – наш второй дом. Здесь все вас очень любят и ждут.

А теперь посмотрите, куда ведёт стрелочка на плане?

 Она ведёт к цифре (2). Находим конверт с такой же цифрой.

Что изображено на фотографии из конверта?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: Посмотрите, это-же настоящая столовая для птиц!

 Кто знает для чего здесь эта столовая?.... Что это за птица на ветке?.....

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: Молодцы! Всё знаете. Следующая цифра (3). 

Что в конверте под номером (3)? Здесь фото и какая-то загадка.

Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.

Чтобы уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец.    
(скворечник)

Что-же это такое? Посмотрите на фото.

Где у нас на территории детского сада такой домик?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: (помогает сориентироваться) Вот же этот дом!

 Кто в нём живёт?................. Для чего его делают люди?..............

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: Молодцы! И это вы знаете! Ну тогда отправимся дальше. Следующий пункт под цифрой (4), ищем конверт с такой же цифрой. Посмотрите, здесь на фото какое-то дерево. Не обычное оно, листочки какие-то странные. Здесь написано, что дерево это называется Туя.

 Второе название этого растения – «жизненное дерево» или «дерево жизни». 

Туя относится к хвойным вечнозеленым растениям, но хвои в нашем понимании (т.е. иголок, как у сосны, ели, можжевельника обыкновенного) у нее нет.

 Ее листья представляют из себя  налегающие друг на друга чешуйки. Где у нас есть такое дерево? Кто знает? Давайте поищем.

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: Вот оно. Внимательно рассмотрим листочки-чешуйки. Удивительно и красиво. Посмотрели?....................................................... Пора нам отправляться в путь дальше по нашему плану. Куда показывает стрелочка? Она ведёт к цифре (5). 

Ищем конверт с такой-же цифрой. ……………………………………………… Вот он. Что это здесь на фото посмотрите внимательно?.....................................

Посмотрите, какие у этого дерева листочки. Они похожи на сердечки. Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. 

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Медведь и пчёлки»? Кто будет медведем?............................................. (медведь прячется за дерево).

Пчёлки летают, с липы мёд собирают и в ведёрко складывают.

Устали пчёлки, легли спать, а медведь тут как тут, крадётся за мёдом. Пчёлки просыпайтесь, медведя прогоняйте! (дети-пчёлки ловят медведя)

Игра повторяется по желанию детей.

Воспитатель:

Что-же дальше ждёт нас на нашей экологической дорожке?

А ждёт нас объект под цифрой (6) . Открываем конверт с цифрой (6).

 Что это на фото?....................................................(спортивная площадка) Для чего нужна в детском саду спортивная площадка?................................

 Где же она находится?................................. Пойдёмте, потренируемся.

(Дети находят спортивную площадку и занимаются на тренажёрах и спортивном инвентаре)

Воспитатель: Всё, зарядились энергией, пора отправляться дальше по нашей тропе. Надо найти конверт с цифрой (7)………………………………………. Здесь фото и  какое то стихотворение:

Стройная красавица
Согнется,  не сломается. 
С листьями ладошками,
Длинными сережками.
Вкусным соком,  сладким, 
И корою гладкой.
Напевает ветер ей.
Песню в шелесте ветвей.
И под ней который год
Подберезовик живет.

О каком дереве стихотворение? ………………….…..Где живут у нас берёзки?

 Раз, два, три березку найди!.......................................(дети ищут берёзу)

Посмотрите какая она красавица. Погладьте её ствол, обнимите её.

Какой он?..................................................................................................

Да, берёзку всегда называют красавицей, за её стройность, белый ствол, за круглые листочки.

Скажем берёзке – до свиданье и продолжим наше путешествие.

А стрелочка показывает на цифру (8). Ищем конверт с цифрой (8).

 В нём фото с  изображением каких-то кустов.

Давайте посмотрим, где у нас растут такие кусты?

(ищем кусты шиповника)

Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались, что это кусты?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель: Правильно. Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому, весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева. Это кусты шиповника. В его ягодах много витаминов. Сок этих ягод добавляют в ваш кислородный коктейль, чтобы укрепить ваш иммунитет, чтобы в холодное время года вы меньше болели.

Воспитатель: А что это за дерево рядом с кустом шиповника?

(Показывает на лиственницу). Кто знает, как оно называется?

Дети: -----------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель:   Это дерево у нас на плане под цифрой (9). Посмотрите на фото из конверта, это оно?............................................................................. – Да, это - Лиственница, так же как и Туя, оно хвойное растение семейства сосновых. В отличие от других хвойных растений, лиственница сбрасывает свою хвою ежегодно, одновременно с лиственными породами. 

Иголочки у неё мягкие, ласковые, совсем не колючие.

Шишки маленькие , круглые. Смотрите, сколько их упало на землю.

Это очень хороший природный материал, давайте соберём их в мешочек для наших поделок?

(дети собирают в мешочек шишки)

Воспитатель:   Молодцы! Много собрали шишек, можно отправляться дальше по нашей экологической тропе.  По нашему плану стрелочка ведёт нас к цифре (10) и конверту с цифрой (10).

Посмотрим что там - опять загадка.

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках –

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица ... (рябина).

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------ 

Воспитатель:  Поищем где  растёт рябина?................................................

.Чем она отличается от других деревьев?...............................................

Какую пользу она приносит в природе?.................................................. (ответы детей)

Скоро наступит осень и ягоды рябины станут ярко красные. Мы с вами соберём немного ягод и сделаем из них подарки  нашим мамам.

Физкультминутка: «У реки росла рябина» 
У реки росла рябина,

(Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.) 
А река текла, рябила.                                                                                               (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.) 
Посредине глубина.                                                                                                        (Наклоны вперед, руки прямые.) 
Там гуляла ры-би-на.

(Приседы.) 
Эта рыба — рыбий царь

(Прыжки.) 
Называется — пескарь.

(Ходьба на месте.) 

Воспитатель: Посмотрим на план, куда теперь показывает стрелочка?

На цифру (11). Ищем конверт с такой же цифрой. Что в нём?............(фото)

С какого дерева этот листок?....................................................................

Давайте поищем, где у нас растут  деревья с такими листьями.

(дети ищут и находят)

Воспитатель:  Какие необычные, красивые листья у этого дерева……………. А это что  растёт на клёне, кроме листочков (показывает на семена клёна)

Давайте поиграем с ними? Сейчас мы все превратимся в «Буратино» с длинными носами  (приклеиваем «носики» из семян клёна)

Хороводная игра: «На лужайке поутру»

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.

На лужайке поутру мы затеяли игру. Я -  подснежник. Ты – вьюнок. Становитесь в наш венок.

Идут по кругу.

Раз, два. ,три, четыре, раздвигайте круг пошире,

Делают 4 шага назад, расширяют круг.

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.

Бегут по кругу.

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.

Раздвигают круг.

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.

Смыкают и идут по кругу.

Мы -  веселые лучи,

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Мы – резвы и горячи. идут..

Прыгают на носочках, руки на поясе.

 Воспитатель:  Экологическая тропинка приближается к нашей прогулочной площадке. А на плане под цифрой (12) наша клумба.  Откроем конверт с этой цифрой и посмотрим на фото. …………………………           Да, это наша клумба. А вы помните, как называются цветы,  которые растут на ней? (ответы детей). 

Эти цветы называют «Анютины глазки». Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки отцветут, то можно будет собрать семена  для посадки в следующем году.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!

Клумбы бывают разной величины и формы.

Посмотрите, какой формы наша клумба?....................................................... А какой ещё формы вы видели клумбы?.......................................................

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель:  Все цветы, растущие на клумбе нуждаются, в нашей помощи и заботе. Давайте польём наши цветочки водичкой из леечек и вырвем травку вокруг клумбы, чтобы она не мешала расти нашим цветочкам

(дети поливают цветы и пропалывают сорную траву вместе с воспитателем).

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Хорошо поработали.

Остался у нас последний пункт на нашей экологической тропе, под цифрой (13) и в конверте с этой цифрой на фото, что мы видим?

Дети: -----(овощи)---------------------------------------------------------------------

Воспитатель: Где у нас растут овощи? …………………………..На нашем огороде.

Помните, какие овощи, мы с вами посадили?................................................

Посмотрите, что у нас выросло.

 (дети смотрят, воспитатель читает стихотворение)

Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

Вот и мы с вами скоро будем собирать свой урожай (картошку, морковку, кабачки, огурцы, перцы). Хороший у нас получился огород.

А теперь, давайте вспомним, где мы с вами сегодня были и что видели,

какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке.

Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

 Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------

Воспитатель:  Давайте ответим лесной фее на её письмо? ………………………

Все, кто хочет, пусть нарисует, что ему больше всего понравилось или запомнилось в нашем путешествии. А я соберу ваши работы и отправлю их в большом конверте прямо в лес к лесной фее.

(дети по желанию идут рисовать свои впечатления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....