Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

образовательная область: Познавательное развитие.Формирование целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_2014-2015.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

Месяц

Основные направления работы

Тема

недели (месяца)

Тема образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности (средства, методы, приемы работы)

Региональное содержание

Совместная образовательная деятельность детей с воспитателем

Непосредственная образовательная деятельность

Сентябрь

Познавательно - речевое

«День знаний»

Здравствуй, школа!

(Явление общественной жизни)

Уточнить знания детей о школе, рассказать о празднике первое сентября. Дать первоначальное представление о значении образования в жизни человека.

Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.)

Беседа о культуре поведения

Игровая ситуация «Помоги Незнайке собраться в школу».

Чтение стихотворения «В школу» Л. Аким

«Школьные принадлежности »

(Предметное окружение)

Познакомить детей со школьными при надежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Закрепить знания детей о школе, дать представление, что 1 сентября называется – День знаний.

Рассказать детям, что школьными принадлежностями как и другими предметами, надо уметь  пользоваться и они должны храниться в специально отведенных местах.

Игровая ситуация: «Ты пришел утром в школу»

«Осень»

«Осень» (Явление общественной жизни)

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарем. Воспитывать чувство любви к родной природе; Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

См. распеч.

Учить детей одеваться по погоде для сохранения здоровья.

Формировать знания детей о сезонах и их смене.  Учить характеризовать сезон на основе соответствующих признаков.

«Куда улетают птицы?»

(экология)

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Подвести к тому, что часть птиц улетает в тёплые края. Активизировать словарный запас детей (перелётные, зимующие). Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Познакомить детей с трудом взрослых в детском саду. Воспитывать трудолюбие.

Познакомить детей с перелетными птицами нашей республики.

Чтение «Куда улетают журавли» И. Соколов

Октябрь

Познавательно - речевое

«Я в мире человек»

«Самый главный урок. «Красная книга»

(экология) 

Волч. Стр.18

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо хранить.

Познакомить детей с правилами поведения на природе .

Познакомить детей с Красной книгой нашей республики. Формировать   бережное и сознательное отношение к природе Чувашской республики.

Октябрь

Познавательно - речевое

«Я в мире человек»

«Памятные места родного города» (Явление общественной жизни) 

Волч срт 110

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, с архитектурными особенностями зданий. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города.

Расширять знания о правилах пешехода на дороге(проезжей части) на тротуаре. Закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»;

закреплять представления о назначении дорожных знаках.

Продолжать учить ориентироваться в пределах нашего детского сада.

«Чебоксары - столица нашей Республики» (Явление общественной жизни)

Волч срт 115

Формировать представление о столице Чувашии – Чебоксары. Познакомить детей с символикой страны, республики, Дать представление о том, что Чебоксары - самый большой город нашей Республики, вызвать интерес к нашей столице чувство восхищения и гордости, красотой столицы; познакомить с историческим прошлым.

Познакомить детей со спортивным комплексом родного города «Локомотив».

Рассказать детям о том, что в состав России входит много суверенных республик.

«Москва – столица нашего Отечества» (Явление общественной жизни)

Волч срт 118

Дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самом прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

  Познакомить детей с профессией садовника, который создает красоту в городе из деревьев, кустарников и цветов.

Продолжать знакомить с государственной  символикой  страны и республики, историческим и культурным прошлым.

«Я люблю тебя, Россия» (Явление общественной жизни) Волч стр 121

Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию;     познакомить детей с Российскими гербом, флагом и гимном; развивать интерес к истори ческому прошлому России.

Формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, но все они равны, учить выделять характерные особенности внешности человека; воспитывать уважительное уважение к детям и взрослым

Рассказать детям о многонациональном составе населения Чувашской республики, России, их языке, культуре, особенностях человека другой национальности, его характерных чертах, действиях.

Мониторинг 30 сентября по 4 октября

Ноябрь

Познавательно - речевое

«Всё о нас, всё про нас»

«Что я знаю о себе» (Явление общественной жизни) Волч срт 7

Учить осознавать себя, как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общие сходства с другими детьми и понимать существенные отличия.

Учить детей осознавать о  необходимости и важности соблюдении гигиенических процедур. Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях  (микробах, вирусах) Воспитывать желание быть чистыми и опрятными.

Рассказывать детям об индивидуальных особенностях в настоящий момент и в будущем.

«Техника наша помощница» (Предметное окружение) Волч стр89

Уточнить знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, о облегчающими человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он совершенствует и преобразует.

 Закрепить представление у детей об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Рассказать детям о технике, ее устройстве и в жизни человека. Познакомить с заводами нашей республики.

«Наши  имена и фамилии» (Явление общественной жизни) Волч стр18

Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Учить конкретизировать представления о близких и дальних родственниках, формировать способы проявления доброжелательного, уважительного, заботливого отношения к ним. «Соц. стр 52»

Рассказать детям о человеке как члене общества, имеющем определенные права и обязанности, о людях другой национальности.

«Осенние заботы животных и птиц родного края»

(экология Волч. Стр.25

)

Формировать представление о разнообразии природы Чувашии. Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период. Показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней

Дать детям знания, что иногда контакты с животными могут быть опасны.

ОБЖ стр.51

Систематизировать знания детей о местах обитания диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых.

Декабрь

Познавательно - речевое

«Новый год»

«Новый год у ворот». (Явление общественной жизни)

Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах.

Рассказать о том, почему мы украшаем елку.

Формировать представление о празднике, его значении для людей..

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу.

Знакомить с национальными традициями чувашей на Новый год.

«Сошьем новогодний наряд для снегурочки» (Предметное окружение )

Знакомить со свойствами тканей помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов; ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление,  сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

Предложить детям хорошо запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

(Безопасность стр.56

Рассмотреть изображения чувашских национальных костюмов.

«Зима полна серебра»

(экология)

Обобщить представление детей о зиме; закрепить их понимание о характерных признаках зимних месяцев. Учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Учить детей расчищать дорожки от снега. Продолжать знакомить с профессией дворника.

Волч. Стр. 60

Формировать умение характеризовать сезонные изменения на основе следующих признаков: изменения в неживой природе; изменения в растительном и животном мире; изменения в жизнедеятельности человека.

«Раз, два, три наша елочка Гори! Что мы знаем об электричестве?» (Предметное окружение)

Знакомить с электричеством, историей его открытия; учить понимать связь между прошлым, настоящим и бедующим; развивать у детей изобретательность, закрепить знания работы с электроприборами

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем во время новогодней елки.

(Как обеспечить безопасность стр.13)

Формировать умение правильно пользоваться электроприборами.

Сравнение волка и собаки.

Может поддерживать беседу о собаках, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения

Учить детей уважать труд поисковых,  спасательных собак. Совершенствовать умение вести себя с дворомыми и бездомными собаками.

Январь

Познавательно - речевое

«Зима»

«Оденемся теплее» (Предметное окружение)

Формировать представления детей о классификации одежды и обуви по сезону: уметь объяснять, почему различается  сезонная одежда. Познакомить детей с трудом работников швейной мастерской: модельер, закройщик, портной, обувщик. Обогащать словарный запас детей.

Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду(чистить одежду, убирать на место).Воспитывать желание помогать друг другу.

Волч стр.33

Учить детей правильно называть сезонную одежду. Учить одеваться в соответствии с временем года.

«Мои друзья» (Явление общественной жизни)

Закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками

Волч стр 13

Учить  доброжелательному отношению к детям разной национальности.

Каникулы 12 по 16 января 2014г

Февраль

Познавательно - речевое

«День защитника Отечества»

«Будем в армии служить» (Явления общественной жизни)

Учить умению контролировать свое поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; быть честными и мужественными. Формировать высшие моральные качества личности : доброту, честность, мужество.

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

(Безопасность стр.106) Волч стр 150

Рассказать детям о том, что все мальчики, когда вырастают служат в армии- защищают границы нашей Родины.

«Предметы из стекла и металла» (Предметное окружение)

Познакомить со свойствами стекла их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.

Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

(Как обеспечить безопасность стр.11) Волч стр 93

Воспитывать интерес к художественным произведениям искусства чувашских мастеров.

«Наши защитники» (Явления общественной жизни)

Расширять представления о Российской армии. Закрепить знание о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.

Закрепить знания о различных видах спорта, развивать интерес, желание заниматься спортом.

Познакомить детей с нашими соотчественниками – защитниками, памятниками воинам.

«Покормите птиц зимой»

(экология)

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Формировать представление о доброте, как положительном качестве человека

Волч. Стр. 66

Продолжать учиться находить признаки в строении тела птиц, покрове и отличительные знаки. Называть зимующих птиц нашей республики.

Март

Познавательно - речевое

«Международный женский день»

«О мамах родных и очень важных» (Явление общественной жизни)

Закрепить знания о труде мамы дома и на работе.

Воспитывать  чувства любви, уважения и заботы о женщинах.

Расширить представление о профессиях.

Учит называть место работы родителей

Формировать знания детей о профессиях, которыми занимаются женщины. Учить детей помогать мамам по хозяйству.

Воспитывать любовь к самому главному человеку – маме.

«Как люди используют кожу и дерево?» (Предметное окружение)

Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и  из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь: деревянный, кожаный, мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, легкий, развивать любознательность

Познакомить детей с правилами первой помощи в некоторых случаях.

Волч стр96

Рассказать и показать предметы утвари чувашей, изготовленные из дерева и кожи.

«Комнатные цветы».

(экология)

Продолжать знакомить с комнатными растениями. Формировать представления детей о 4-5 видах комнатных растений, о необходимых для них условиях жизни. Сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, учить их распознавать

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Учить  детей правильно сеять семена цветов (братка, космеи, петуньи). Воспитывать интерес к выращиванию рассады цветов.

Уточнить знания детей о цветах нашей группы.

«Мамы всякие важны,   мамы всякие нужны» (Явление общественной жизни)

Волч стр37

Познакомить со службами спасения «01,02,03». Учить детей рассказывать по предложенным картинам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать нравственные качества, вызвать желание помогать людям в беде, вызвать чувство сострадания и ответственности.

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи».

Продолжать знакомить с национальной одеждой женщин.

«Кто как гнездо вьет?»

Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Продолжать знакомить с птицами нашей республики

Мониторинг 20-24 апреля

Апрель

Познавательно - речевое

«Мир вокруг нас»

«Краса ненаглядная» (Явление общественной жизни)

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, разнообразным породным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Расширять сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить с правилами поведения при угрозе пожара. Волч стр48

Рассматривание плакатов, иллюстраций, изделий народных мастеров.

«Бабушкин сундук» (Предметное окружение)

Углублять представления детей о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки и сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.

Учить детей постоянно  и своевременно поддерживать порядок в группе, протирать пыль влажной тряпкой, закрепить умение мыть игрушки и протирать их насухо, красиво расставлять игрушки в шкафах

Затулина стр.29

Развивать навык поисковой деятельности.

Рассмотреть изделия Чувашских народных мастеров.

«Космос и люди». (Предметное окружение)

Затулина стр

138

Продолжать дополнять знания детей о космонавтах, полетах в космос. Дать представление о космосе, космическом пространстве. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, чувство гордости за нашу Родину, ее героев – космонавтов.

Закреплять умение благодарить за услугу, учить пользоваться разными речевыми формами при встрече и прощании.

Чтение «Сын Чувашии в просторах Вселенной»А. Эхсель. Продолжать знакомить с национальными космонавтами – героями.

«Весна красна»

(экология 

Волч. Стр. 96 99

)

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко своему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, дать представление о поздней весне, ее особенностях.

Май

Познавательно - речевое

«Весна»

«Этот День Победы»

(Явление общественной жизни)

Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Продолжать закреплять знания детей  о людях, подарившим нам мир на Земле. Воспитывать уважение и благодарность.

Познакомить с ветеранами Великой Отечественной войны, живущими в нашем городе.

Беседа, «Как горожане чтят память о своих земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны», «В память деповчан –учасниковВеликой Пбеды».

Прогулка к памятнику Победы.

«Что такое время?» (Предметное окружение)

Волч стр 169

Дать представление о времени; познакомить с понятием «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».  Воспитывать бережное отношение к времени.

Дать знания о значении времени в жизни взрослых людей, которые каждый день ходят на работу. Учить детей быть терпеливыми ко взрослым в конце дня. Воспитывать доброту, уважение.

Знакомство с часами.

Беседа «Куда уходит время».

Рассматривание плакатов, иллюстраций.

«Насекомые и цветы  созданы друг для друга»

(экология) 

Волч. Стр116

Показать детям закономерности связи в природе, роль насекомых в этом процессе. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

(как обеспечить безопасность стр.36)

Знакомство с пословицами и поговорками о насекомых, загадывание загадок

«Туристы» (Предметное окружение) 

Затулина стр. 145

Продолжать расширять и уточнять представления об окружающих предметах, закрепить знания о правилах поведения на природе. Воспитывать интерес и любовь к окружающему.

Познакомить с правилами поведения на воде для сохранения здоровья.

Знакомить с работой правоохранительных органов. Знакомится с работой спасателей, действующих в трудных условиях. Формировать чувство благодарности людям, приходящим на помощь в экстренных и трудных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...