Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Откуда берется дождик»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Самодин Анастасия Николаевна

    Воспитатель: Самодин Анастасия Николаевна

    Тема:

    «Опыты профессора ЗнаяОткуда берется дождик

    Цель: формирование способностей у детей младшего дошкольного возраста к обследованию предметов с помощью простейших опытов.

    Задачи:

    Образовательные:

    - закреплять знание детей о свойствах воды при помощи простейших опытов;

    -продолжать знакомить со свойствами некоторых материалов (лист мандаринового дерева, камень) при взаимодействии с водой;

    - актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе (осень);

    - расширять представления детей о причинах возникновения и видах дождя;

    - создать условия для проведения простейших опытов детьми;

    - мотивировать детей к проводению несложных опытов.

    Развивающие:

    - побуждать детей к пониманию речи взрослого, активному реагированию на неё, путем обогащения словарного запаса;

    - развивать любознательность, познавательный интерес в процессе проведения опытов с водой;

    - развивать внимание, мышление, кругозор, наблюдательность;

    - поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы;

    - развивать мелкую и крупную моторику, зрительное внимание и дыхание;

    - развивать умение соотносить слова и действия.

    Воспитательные:

    - воспитывать аккуратность при работе с водой;

    - способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

    Методы и приемы:

    - словесные: обьяснения, поисковые вопросы, беседа, художественное слово;

    - наглядные: показ «обращение профессора Зная», видеозапись проведения опыта;

    - игровые: дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент;

    - практические: опыты с водой.

    Словарная работа:

    - активизация словаря: вода, бесцветная, без запаха, без вкуса, жидкая, льется, профессор, лёгкий, тяжёлый;

    - обогащение словаря: проливной, тонет, губка.

    Виды детской деятельности:

    - познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

    Интеграция образовательных областей:

    - познаватльное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

    Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе (осень, лужи, дождь, ветер, листопад); рассматривание картинок с изображением дождя, туч, листопада; чтение потешки «Радуга-дуга.»; беседа по стихотворению А. Барто «Зайка»; цикл опытов с водой (изучение свойств воды: льется, жидкая, бесцветная, без вкуса).

    Материалы и оборудование:

    - комплект для проведения опытов по количеству детей: губки, салфетки для рук, стаканы с водой, тарелки глубокие, камни, листья мандаринового дерева, фартуки, салфетки на стол;

    - оргтехника для демонстрации мультимедийной презентации: телевизор, ноутбук;

    - папка с иллюстрациями по теме «Осень»;

    - сюрпризная коробка;

    - мультимедийная презентация «Опыты профессора Зная», видеосюжет «Опыт профессора Зная» (пошаговое представление опыта для детей).

    Ход образовательной деятельности

    Воспитатель перемещается по группе, что-то ищет.

    Педагог: Дети, помогите мне, пожалуйста. Елена Анатольевна оставила в группе папку желтого цвета, а я не могу ее найти. Может кто-то видел, где она лежит? (дети помогают найти воспитателю папку).

    Педагог: Спасибо, только та ли эта папка? Давайте посмотрим. Елена Анатольевна говорила, что внутри папки картинки (дети вместе с воспитателем открывают папку и просматривают иллюстрации, определяют, что на иллюстрации внутри папки изображения на тему «Осень»).

    Педагог: Дети, как вы определили, что на картинках изображена осень?

    (Ответы детей: листья пожелтели и опали с деревьев; девочка с зонтиком, значит идет дождь; тучи на небе, солнце спряталось за тучу).

    Педагог: Правильно! Молодцы! А вы знаете, что дождь бывает разный(ответы детей). Давайте поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей» (пальчиковая гимнастика).

    Сколько знаем мы дождей

    Сосчитаем поскорей:

    Дождик с ветром,

    Дождь грибной,

    Дождик с радугой - дугой,

    Дождик с солнцем,

    Дождик с градом,

    Дождик с рыжим листопадом.

    Вот как много есть дождей

    Для растений и людей. (Дети загибают пальцы на обеих руках поочерёдно).

    Педагог: Интересно, откуда льется дождь? Как вы думаете?

    Дети: С неба капает, из туч.

    Педагог: Правильно, из туч. А вы знаете, как он появляется в туче? (Предположительные ответы детей).

    Педагог: Сейчас я предлагаю вам узнать тайны дождя. А поможет нам в этом наш давно знакомый друг - профессор Знай.

    Видеобращение профессора Зная.

    Профессор(слайд №1) Здравствуйте! Я очень рад вас видеть.

    (слайд №2) Сегодня я предлагаю вам провести опыт и узнать откуда льется дождь. Прежде чем приступить к работе, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

    Педагог: Давайте посмотрим, что это за сюрприз? (Воспитатель вносит в комнату коробку. Дети открывают ее и изучают содержимое. В коробке находятся фартуки для проведения опытов. Дети надевают фартуки, воспитатель помогает им в этом процессе, после приглашает пройти к столам и занять свои места).

    (слайд №3) Во время обьяснения педагогом материала на экране телевизора демонстрируется видеоролик, в котором пошагово представлен опыт для детей. Затем педагог обращается к детям, побуждая выполнить данный опыт.

    Педагог: Дети, на столе перед вами лежат губки. Представьте себе, что это наши тучи. Возьмите их и определите какие они на ощупь?

    Дети: Сухие и лёгкие (и другие предположительные ответы).

    Педагог: У каждого из вас тарелка с водой, представьте, что это – реки, моря из которых тучка «пьет» воду. Возьмите свои «тучки» и опустите их в воду. Обратите внимание, как «туча» наполняется водой. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь расскажите, какой стала туча?

    Дети: Тяжёлая, мокрая (и другие предположительные ответы).

    Педагог: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите ее. Что у вас получилось?

    Дети(из тучки польётся дождь, вода).

    Педагог (индивидуально обращается к детям): Саша, скажи, пожалуйста, какой дождь у тебя получился: сильный или слабый?

    Дети: Сильный.

    Педагог: Такой дождь называется проливной. Вот так, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем.

    Педагог: Давайте представим, что пошел дождь и поиграем.

    Физминутка «Дождик»

    Капля - раз, капля - два, (хлопки руками на каждое слово.)

    Очень медленно сперва, (повороты вокруг себя)

    А потом, потом, потом - (повороты туловища вправо, влево)

    Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте)

    Зонтики скорей раскроем, (разведение рук в стороны)

    От дождя себя укроем(соединение рук над головой.)

    Педагог: Дети, тучки не стоят на месте. Как вы думаете, что помогает им двигаться? (ответы детей) Правильно, это проказник ветер. Он может дуть сильно, а может слабо.

    Дыхательная гимнастика «Ветер»

    (дети в соответствии с динамикой музыки изображают слабый или сильный ветер).

    Педагогобращали ли вы внимание, что после себя оставляет дождь на земле(ответы детей). Верно, это лужи. Лужи состоят из воды. Какие свойства воды мы с вами знаем? (ответы детей: льется, жидкая). Кто из вас замечал, что происходит с листьями, когда они падают в лужу? (они плавают). Давайте проверим, так ли это? (педагог приглашает детей пройти к столам для выполнения задания).

    Профессор(слайд №4) Предлагаю вам провести опыт и узнать, что произойдет с листиком и с камнем, когда они попадут в воду. Все необходимое, для выполнения опыта, находится у вас под салфеткой в тарелке.

    (В тарелке под салфеткой у каждого ребенка находится камень и лист мандаринового дерева). Дети проводят опыт самостоятельно: поочередно опускают в воду предметы и наблюдают за процессом).

    Педагог: Дети, что же у вас получилось? (педагог индивидуально обращается к детям).

    - Алеша, что случилось с камнем?

    - Саша, как ты думаешь почему камень утонул?

    - Таня, что произошло с твоим листочком, когда ты опустила его в воду?

    Профессор(слайд №5)

    - Мои юные помощники, расскажите мне, пожалуйста, какие опыты вы сегодня самостоятельно выполнили? (ответы детей).

    Педагог: Сегодня мы с вами раскрыли тайну дождя. Напомните, что было у вас вместо тучи? (дети называют новое слово: губка). Каждый из вас самостоятельно смог сделать свой «дождь» с помощью губки. Проводя другие опыты. вода помогла нам определить, что происходит с предметами. Подскажите, что происходит с листочком, когда он падает в лужу и что происходит с камнем, если он упадет в воду? (Педагог предлагает детям высушить руки салфеткой, навести порядок на рабочем месте и послушать, что им скажет профессор Знай).

    Профессор: Я рад был сегодня с вами встретиться. Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. И все вместе похлопаем в ладоши. До встречи на следующем занятии. До свидания.

    (дети прощаются с профессором)

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Художественно-эстетическое развитие» «Осенний дождик» (рисование красками)

    Конспект непосредственной образовательной деятельностидля детей второй младшей группы (3 – 4 лет)в области «Художественно-эстетическое развитие» «Осенний дождик» (рисование красками) (с испо...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»

    Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы "В гости к солнышку"

    В материале представлено занятие для детей второй младшей группы, целью которого является формирование познавательных способностей посредством ознакомления с сенсорными эталонами....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!» Цель: знакомство с кистью и красками, ...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4 года) «Кисточка-мама рассказывает»

    Данное занятие призвано вызвать у детей интерес к освоению нового изобразительного материала (краски). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам. Учить правильно держать кисть, обмак...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Цвет и форма»

    Представленное занятие должно закрепить умения различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов: цвет, форму, величину....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы группы на тему «Знакомство со светофором»

    Конспект разработан для детей младшего возраста,  для воспитания  культуры поведения на дорогах. Продолжать развивать у детей познавательный интерес через игру...