Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Откуда берется дождик»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Самодин Анастасия Николаевна

Воспитатель: Самодин Анастасия Николаевна

Тема:

«Опыты профессора ЗнаяОткуда берется дождик

Цель: формирование способностей у детей младшего дошкольного возраста к обследованию предметов с помощью простейших опытов.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знание детей о свойствах воды при помощи простейших опытов;

-продолжать знакомить со свойствами некоторых материалов (лист мандаринового дерева, камень) при взаимодействии с водой;

- актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе (осень);

- расширять представления детей о причинах возникновения и видах дождя;

- создать условия для проведения простейших опытов детьми;

- мотивировать детей к проводению несложных опытов.

Развивающие:

- побуждать детей к пониманию речи взрослого, активному реагированию на неё, путем обогащения словарного запаса;

- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе проведения опытов с водой;

- развивать внимание, мышление, кругозор, наблюдательность;

- поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы;

- развивать мелкую и крупную моторику, зрительное внимание и дыхание;

- развивать умение соотносить слова и действия.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при работе с водой;

- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Методы и приемы:

- словесные: обьяснения, поисковые вопросы, беседа, художественное слово;

- наглядные: показ «обращение профессора Зная», видеозапись проведения опыта;

- игровые: дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент;

- практические: опыты с водой.

Словарная работа:

- активизация словаря: вода, бесцветная, без запаха, без вкуса, жидкая, льется, профессор, лёгкий, тяжёлый;

- обогащение словаря: проливной, тонет, губка.

Виды детской деятельности:

- познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:

- познаватльное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе (осень, лужи, дождь, ветер, листопад); рассматривание картинок с изображением дождя, туч, листопада; чтение потешки «Радуга-дуга.»; беседа по стихотворению А. Барто «Зайка»; цикл опытов с водой (изучение свойств воды: льется, жидкая, бесцветная, без вкуса).

Материалы и оборудование:

- комплект для проведения опытов по количеству детей: губки, салфетки для рук, стаканы с водой, тарелки глубокие, камни, листья мандаринового дерева, фартуки, салфетки на стол;

- оргтехника для демонстрации мультимедийной презентации: телевизор, ноутбук;

- папка с иллюстрациями по теме «Осень»;

- сюрпризная коробка;

- мультимедийная презентация «Опыты профессора Зная», видеосюжет «Опыт профессора Зная» (пошаговое представление опыта для детей).

Ход образовательной деятельности

Воспитатель перемещается по группе, что-то ищет.

Педагог: Дети, помогите мне, пожалуйста. Елена Анатольевна оставила в группе папку желтого цвета, а я не могу ее найти. Может кто-то видел, где она лежит? (дети помогают найти воспитателю папку).

Педагог: Спасибо, только та ли эта папка? Давайте посмотрим. Елена Анатольевна говорила, что внутри папки картинки (дети вместе с воспитателем открывают папку и просматривают иллюстрации, определяют, что на иллюстрации внутри папки изображения на тему «Осень»).

Педагог: Дети, как вы определили, что на картинках изображена осень?

(Ответы детей: листья пожелтели и опали с деревьев; девочка с зонтиком, значит идет дождь; тучи на небе, солнце спряталось за тучу).

Педагог: Правильно! Молодцы! А вы знаете, что дождь бывает разный(ответы детей). Давайте поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей» (пальчиковая гимнастика).

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (Дети загибают пальцы на обеих руках поочерёдно).

Педагог: Интересно, откуда льется дождь? Как вы думаете?

Дети: С неба капает, из туч.

Педагог: Правильно, из туч. А вы знаете, как он появляется в туче? (Предположительные ответы детей).

Педагог: Сейчас я предлагаю вам узнать тайны дождя. А поможет нам в этом наш давно знакомый друг - профессор Знай.

Видеобращение профессора Зная.

Профессор(слайд №1) Здравствуйте! Я очень рад вас видеть.

(слайд №2) Сегодня я предлагаю вам провести опыт и узнать откуда льется дождь. Прежде чем приступить к работе, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

Педагог: Давайте посмотрим, что это за сюрприз? (Воспитатель вносит в комнату коробку. Дети открывают ее и изучают содержимое. В коробке находятся фартуки для проведения опытов. Дети надевают фартуки, воспитатель помогает им в этом процессе, после приглашает пройти к столам и занять свои места).

(слайд №3) Во время обьяснения педагогом материала на экране телевизора демонстрируется видеоролик, в котором пошагово представлен опыт для детей. Затем педагог обращается к детям, побуждая выполнить данный опыт.

Педагог: Дети, на столе перед вами лежат губки. Представьте себе, что это наши тучи. Возьмите их и определите какие они на ощупь?

Дети: Сухие и лёгкие (и другие предположительные ответы).

Педагог: У каждого из вас тарелка с водой, представьте, что это – реки, моря из которых тучка «пьет» воду. Возьмите свои «тучки» и опустите их в воду. Обратите внимание, как «туча» наполняется водой. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь расскажите, какой стала туча?

Дети: Тяжёлая, мокрая (и другие предположительные ответы).

Педагог: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите ее. Что у вас получилось?

Дети(из тучки польётся дождь, вода).

Педагог (индивидуально обращается к детям): Саша, скажи, пожалуйста, какой дождь у тебя получился: сильный или слабый?

Дети: Сильный.

Педагог: Такой дождь называется проливной. Вот так, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем.

Педагог: Давайте представим, что пошел дождь и поиграем.

Физминутка «Дождик»

Капля - раз, капля - два, (хлопки руками на каждое слово.)

Очень медленно сперва, (повороты вокруг себя)

А потом, потом, потом - (повороты туловища вправо, влево)

Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте)

Зонтики скорей раскроем, (разведение рук в стороны)

От дождя себя укроем(соединение рук над головой.)

Педагог: Дети, тучки не стоят на месте. Как вы думаете, что помогает им двигаться? (ответы детей) Правильно, это проказник ветер. Он может дуть сильно, а может слабо.

Дыхательная гимнастика «Ветер»

(дети в соответствии с динамикой музыки изображают слабый или сильный ветер).

Педагогобращали ли вы внимание, что после себя оставляет дождь на земле(ответы детей). Верно, это лужи. Лужи состоят из воды. Какие свойства воды мы с вами знаем? (ответы детей: льется, жидкая). Кто из вас замечал, что происходит с листьями, когда они падают в лужу? (они плавают). Давайте проверим, так ли это? (педагог приглашает детей пройти к столам для выполнения задания).

Профессор(слайд №4) Предлагаю вам провести опыт и узнать, что произойдет с листиком и с камнем, когда они попадут в воду. Все необходимое, для выполнения опыта, находится у вас под салфеткой в тарелке.

(В тарелке под салфеткой у каждого ребенка находится камень и лист мандаринового дерева). Дети проводят опыт самостоятельно: поочередно опускают в воду предметы и наблюдают за процессом).

Педагог: Дети, что же у вас получилось? (педагог индивидуально обращается к детям).

- Алеша, что случилось с камнем?

- Саша, как ты думаешь почему камень утонул?

- Таня, что произошло с твоим листочком, когда ты опустила его в воду?

Профессор(слайд №5)

- Мои юные помощники, расскажите мне, пожалуйста, какие опыты вы сегодня самостоятельно выполнили? (ответы детей).

Педагог: Сегодня мы с вами раскрыли тайну дождя. Напомните, что было у вас вместо тучи? (дети называют новое слово: губка). Каждый из вас самостоятельно смог сделать свой «дождь» с помощью губки. Проводя другие опыты. вода помогла нам определить, что происходит с предметами. Подскажите, что происходит с листочком, когда он падает в лужу и что происходит с камнем, если он упадет в воду? (Педагог предлагает детям высушить руки салфеткой, навести порядок на рабочем месте и послушать, что им скажет профессор Знай).

Профессор: Я рад был сегодня с вами встретиться. Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. И все вместе похлопаем в ладоши. До встречи на следующем занятии. До свидания.

(дети прощаются с профессором)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Художественно-эстетическое развитие» «Осенний дождик» (рисование красками)

Конспект непосредственной образовательной деятельностидля детей второй младшей группы (3 – 4 лет)в области «Художественно-эстетическое развитие» «Осенний дождик» (рисование красками) (с испо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы "В гости к солнышку"

В материале представлено занятие для детей второй младшей группы, целью которого является формирование познавательных способностей посредством ознакомления с сенсорными эталонами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!» Цель: знакомство с кистью и красками, ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4 года) «Кисточка-мама рассказывает»

Данное занятие призвано вызвать у детей интерес к освоению нового изобразительного материала (краски). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам. Учить правильно держать кисть, обмак...

конспект непрерывной образовательной деятельности Для детей второй младшей группы «Как дети солнышко искали»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Программные задачи:Познакомить детей со свойствами сыпучести песка; формировать ...

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы по рисованию "Дождик по земле босиком прошел"

Данное занятие может быть использовано в проектной деятельности по изучению свойст воды, с детьми 3х-4х  лет. Можно использовать любой материал для рисования (кисти, гуашь, карандаши, восковые ме...