Проект <<Загадочный вид водоема>>
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadochnyy_mir_vodoema_2.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

Проект

по экологическому воспитанию

«Загадочный вид водоёма»

                                                                    Составила: воспитатель

                                                    Саитова Л.В.

Королёв, 2017

Проект на тему:

«Загадочный вид водоёма»

Цель:

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

Задачи:

  • сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
  • расширять и обобщать знания детей о водоеме как экологической системе;
  • развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта;
  • воспитывать любознательность, интерес к жизни водоема.

Вид проекта: информационный.

Сроки реализации: 25.04.2017 г.-01.06.2017 г.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс формирования представлений о водоемах.

Участники: дети старшей-подготовительной группы, родители, педагоги.

Принципы реализации проекта: интеграция, системность, учёт возрастных особенностей, сезонность, координация деятельности, преемственность с семьёй.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Вовлечение родителей в образовательные ивоспитательные процессы.

- Расширение кругозора (сформированное представление о разныхобитателях водоёма).

- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской деятельности.

- Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

Этапы проекта

Первый этап подготовительный:

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Второй этап основной:

Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.

Третий этап заключительный:

Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Организация проектной деятельности

1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

        Педагог показывает детям небольшую игрушку и говорит о том, что она появилась из цветка тюльпана, и предлагает догадаться, как ее зовут. Дети вспоминают сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». После этого педагог предлагает послушать детям другую историю о Дюймовочке.

        «Дюймовочка проснулась, открыла глазки и очень испугалась. Она была одна  на большом круглом зеленом листе. Лист плавно покачивался, как будто успокаивая испуганную девочку. Девочка оглянулась – вокруг, как зеркало, блестела вода, в которой отражались облака, бегущие по небу. Невдалеке был берег, и возле него прямо в воде росли какие-то удивительные растения. Вокруг девочки по водной глади плавали листья разной формы и размеров, а также необычайно красивые белые цветы, похожие на лилии, и желтые цветочки, внутри которых виднелся маленький зеленый «кувшинчик».

        От них вниз, в глубину, уходили тонкие стебельки. Дюймовочка решила, что она еще спит и ей снится чудесный сон, так как девочка еще никогда не видела, чтобы растения росли в воде. Она хоть и родилась совсем недавно, но знала, что у растений есть корни, которые находятся в земле, добывая из нее питание, влагу и кислород.

        - Кто же мне объяснит, где я и что это за растения вокруг меня? – громко спросила девочка. Но вокруг была удивительная тишина, и только иногда слышался негромкий всплеск воды.

        Дюймовочка пошла к краю листочка, нагнулась и стала смотреть вниз, желая увидеть корешки растений. В воде она увидела изумрудный подводный лес из водорослей и ракушек. Приглядевшись, она увидела каких-то совершенно незнакомых ей животных – ярких рыб, насекомых, в водорослях промелькнул какой-то зверек, похожий на собачку.

        - Где я? Что это за волшебный мир в воде подо мню? Я не знала, что есть растения и животные, которые могут жить и дышать в воде. Кто же мне расскажет о них? Тогда, может быть, я смогла бы с ними подружиться, а они помогли бы мне перебраться на берег, где меня ждут мои друзья-цветы».

        Педагог предлагает детям помочь Дюймовочке разобраться, где она оказалась. Дети приходят к выводу, что для этого надо самим побольше узнать о жизни водоема.

2. Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1 Познавательно-исследовательская деятельность.

        Актуализируются знания детей о водоеме и его обитателях. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, модели признаков водных растений и животных. Дети совместно с педагогом решают кроссворды и ребусы на данную тему, рассматривают коллаж.

        Дети по своему выбору собирают сведения о растениях и животных водоема, оформляют их в виде книжки самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей.

2.2 Коммуникативная деятельность.

        Проводятся беседы на темы: «Что растет в водоеме?», «Какие животные живут в водоеме и у водоема?». Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о водных растениях, а также о насекомых, птицах, зверях, обитающих в водоеме или около него.

2.3 Чтение (восприятие) художественной литературы.

        Чтение и заучивание стихотворений: В. Степанов «Кувшинка», Ю. Мориц «Кувшинка», С.Ос «Кувшинки», И. Токмакова «Лютик», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», А. Барто «Бобры», В. Бредихин «Как бобры всем помогали», И. Соколов-Микитов «Бобры», «Выдры и норки», «Лебеди», П. Комаров «Про выдру», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Н. Сладков «Серая цапля».

2.4 Игровая деятельность.

Дидактические игры «Отгадай загадку», «Напоминающие знаки», «Море и ручеек».

2.5 Продуктивная деятельность.

Художественное оформление книжек-самоделок, обрывная аппликация «Золотая рыбка», художественные поделки «Водоем в саду», «Подводный мир озера».

2.6 Двигательная деятельность.

Подвижные игры «Краски и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.

2.7 Музыкально-художественная деятельность.

«Две лягушки вечерком», «Песня о бобре», «Ерши-малыши», «Песенка про золотую рыбку», «Три желания».

3. Презентация проекта.

Изготовление книги «Мир водоёма».

Методическое сопровождение проекта «Загадочный мир водоёма»

Примерное содержание беседы «Что растет в водоёме?»

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о растениях водоема. Подбор картин и иллюстраций с изображением растений водоема. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоема, нарисовать его или создать художественную поделку.

Ход беседы:

        Педагог вносит игрушку-Капельку. Капелька предлагает ребятам совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находится. Вносится глобус или карта мира, педагог с детьми находят на нем океаны, моря, реки и озера. Педагог обобщает: «На Земле существует целое Водное царство – это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие  частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоеме».

        Дети называют растения, педагог выкладывает соответствующие изображения на панно. Примерный перечень растений: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка.

Педагог: Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются под водой).

        А какое растение не прикрепляется не прикрепляется ко дну? (ряска). Кто может о нем рассказать? (Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении).

Примерные рассказы детей.

«Кувшинка»

Растение снежным и красивым цветком. У кувшинки длинный крепкий стебель уходит под воду, а корень тоже очень крепкий. Надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А еще кувшинка – это растение-часы: утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду.

«Ряска»

Ряска похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идет длинная ниточка. На конце этой ниточки – колпачок. Это груз, который прижимает ряску к воде и не дает ей перевернуться. От взрослого растения все время отделяются молодые «рясочки». Многие рыбы питаются ряской.

Примерное содержание беседы «Какие животные живут в водоеме и у водоема?»

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о животных водоема. Подбор картин и иллюстраций с их изображениями. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном животном водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку.

Ход беседы:

        Педагог предлагает детям вспомнить, каких животных водоема они знают. Дети называют, педагог выкладывает на панно соответствующие изображения (рыбы, моллюски, головастики, жуки-плавунцы, водомерки, бобры, ондатры, раки).

Педагог: Вы назвали так много животных. Но когда подходишь к озеру или реке, никого из животных обычно не видно. Почему? (Животные или плавают, или ползают на дне, или прячутся в водных растениях).

Примерные рассказы детей:

По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки – хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.

Педагог: Кто из животных плавает в толще воды? (Жуки-плавуны, головастики лягушек, разные рыбы).

А кто в водоеме предпочитает жить на дне?

Примерный рассказ:

На дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Оно состоит из двух створок. Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают ее прозрачной. А еще на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.

Педагог: Ребята, а какие звери приспособились к жизни в воде? (Бобры, выдры, ондатры).

Примерный рассказ:

Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище – хатку, входы в которую скрыты под водой.

Педагог: Жизнь каких птиц связана с водоемами? (Около водоемов живут многие птицы – дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли, чайки).

        Ребята, мы с вами узнали, что жизнь водоема – это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли – это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки, рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу  в водоеме: водоросли – рачкам, рачки – рыбам, рыбы – птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушить их нельзя.

Физкультминутки.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат –

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь не капли!

                (А. Барто)

«Где спит рыбка?»

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу,

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь…

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                    (Е. Токмакова)

«Посмотри-ка на бобра»

Посмотри-ка на бобра –

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

                    (Н. Костарев)

Загадки.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически,

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется?

                                     (Озеро, пруд, река)

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

                                                                                              (Рыбка)

Драчун и забияка живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит.

                                                                                                 (Ёрш)

Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту держит.

                                                                                           (Кит)

Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет - молчит.

                                                                                      (Комар)

Не кузнец, а с клещами, с длинными усами. Когда он черен – куслив и задорен, а лишь покраснеет, так и присмиреет.

                                                                                       (Рак)

В воде родится, а воды боится.

                                   (Стрекоза)

Кругом вода, а с питьем беда.

                                     (Море)

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

                                                      (Вода)

Игры.

«Удочка»

Цель: упражнять детей в подпрыгивании (подпрыгивая надо сильно отталкиваться и потянуть ноги), укреплять здоровье детейю

«Напоминающие знаки»

Цель: воспитывать желание делами охранять и беречь воду, соблюдать правила поведения у водоемов.

«Рыбки»

Цель: вызвать у детей стремление выиграть, одержать победу, развитие ловкости.

«Море и ручеек»

Цель: развитие музыкального слуха, положительных эмоций, внимания.

«Ручеек и озера»

Цель: дать представление детям о том, что в природе есть разные источники воды: родники, ручейки, озера – это бесценный дар природы; бег в разных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочный мир кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов....

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Педагогический проект "Растения у водоема"

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.Задачи проекта:·...

Проект "Безопасность на водоемах"

Проект по безопасности, краткосрочный на 1-2 месяца, целью является безопасное поведения детей на водоёмах....

Проект «Как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих животных»

Проект   «Как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих животных» в номинации «Моя Югра"...

Проект "Безопасность на водоемах в весенний период"

Проект "Безопасность на водоемах в весенний период"...

Информационно-творческий проект «Загадочный мир водоема» старший дошкольный возраст

Углубление знаний у детей об обитателях водоема, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле....