Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности, на тему: "Волшебная вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Скрипкина Елена Анатольевна

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnaya_voda.docx20.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности, на тему: "Волшебная вода"

    Возрастная группа: подготовительная

    НОД по "Формирование целостной картины мира и расширение кругозора"

    Вид занятия: интегрированное

    Длительность занятия: 30 мин.

    Тема: "Волшебная вода"

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды: вода бесцветная, не имеет вкуса, растворяет некоторые вещества, содержит нерастворимые вещества.

    Задачи: Добиться усвоения элементарных представлений о процессе фильтрации.

    Способствовать применению на практике умения проводить опыты.

    Формировать слуховые восприятия, различать звуки природы.

    Способствовать развитию умения анализировать.

    Способствовать развитию умения устанавливать причинно - следственный анализ.

    Формировать социальные навыки.

    Способствовать развитию умения работать в группе.

    Формировать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

    Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей.

    Свободного общения со взрослым и детьми.

    Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природа ситуациях и способах поведения в них.

    Способствовать сохранению здоровья детей путем использования игровых методов обучения.

    Развивать интерес детей к художественной литературе.

    Обеспечивать оптимальную двигательную активность.

    Предварительная работа:

    Беседа о воде, ее роли в жизни человека; мини - беседы "Если б не было воды", драматизация сказки "Пожар в лесу", рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде; чтение художественной литературы. Проведение НОД по экспериментированию с водой; игры словесные и дидактические о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.; наблюдение за водой во время прогулок. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода" , экспериментирование в опытно - экспериментальном уголке, игры с водой.

    Материалы: стеклянная прозрачная посуда разной формы для проведения опытов; дидактическое панно "Кому нужна вода"; аудиозапись шума воды в море, в ручье, в роднике; слайды и иллюстрации (моря, ручья, реки);фильтрованная вода, бумага, вата, марля, бумажные салфетки; вещества: соль, сахар, ванилин, лимонная кислота, песок, растительное масло, опилки, манная крупа.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    (Воспитатель с детьми встают в круг)

    Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

    Она и в озере, она и лужице,

    Она и в чайнике у нас кипит,

    Она и в реченьке бежит, шумит.

    - Что это?

    Дети: Вода!

    Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о воде.

    (в группу заходит девочка в голубом платьице, звучит музыка дождя)

    Девочка: Здравствуйте! Я маленькая – Капелька.

    Воспитатель: Откуда ты?

    Девочка: Я со своими подружками любила сидеть на облачке, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Мои сестрички – разлетелись кто куда. А я упала рядом с вашим детским садом.

    Воспитатель: Тебе нужна наша помощь?

    Девочка: Да! Помогите мне найти мне моих сестричек – капелек. Я хотела бы узнать все о них. Где они летают и какую пользу приносят людям и всему живому.

    Воспитатель: Твои сестрички – капельки есть и в нашем детском саду. Ребята, скажите, где живет вода в нашем детском саду? Кому она нужна?

    Дети: Вода живет в бассейне, нужна детям для купая. Вода живет в уголке природы, нужна растениям и рыбкам в аквариуме. Вода живет на кухне, нужна для приготовления еды. Вода живет в чайнике «питьевом режиме», нужна для питья детям.

    Воспитатель: А кому в природе нужна вода?

    Дети: деревьям, птицам, животным, людям…

    Звучит музыка

    Воспитатель: Всему живому нужна вода и в виде капелек она путешествует всегда. Закройте все глазки и представьте, что я – мама Тучка, а вы - мои дети – капельки. Откройте глаза и делайте все, что я скажу.

    Капельки, вам пора отправляться в путь ( звучит аудиозапись со звуком дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали ( дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

    Встретились ручейки и стали большой речкой ( ручейки соединяются в одну цепочку).

    Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

    Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке ( дети садятся в круг на ковер ).

    Капелька: Мы – капельки не спешим улетать с земли обратно на облачко, потому что должны напоить растения, вымыть листья и дорожки, напоить реки и озёра водой и только потом мы можем улететь.

    Воспитатель: ( показ слайдов)

    В природе путешествует вода,

    Она не исчезает никогда:

    То в снег превратиться, то в лед,

    Растает - и снова в поход!

    По горным вершинам,

    Широким долинам,

    Вдруг в небо взовьется,

    Дождем обернется.

    Вокруг оглянитесь

    В природу вглядитесь

    Вас окружает везде и всегда

    Эта волшебница – ВОДА!

    Воспитатель: Вода испаряется с поверхности земли и поднимается вверх в виде пара, остывает и превращается в дождь, снег, град.

    Воспитатель : Дети давайте поделимся на четыре компании – пар, дождь, снег, град. Теперь займите места за столами, в наших мини – лабораториях. А ты Капелька присаживайся мы тебе сейчас все расскажем.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете , какого цвета вода?

    Дети: У неё нет цвета. Она бесцветная и прозрачная.

    Воспитатель: А можно ли изменить цвет воды?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте представим , что мы с вами волшебники. Мы сделаем прозрачную воду цветной. (выбор посыльного) Ко мне подойдет тот, у кого в одежде больше всего белого цвета.

    А теперь волшебство:

    1 компания закрасит воду кофе.

    2 компания закрасит воду молоком.

    3 компания закрасит вареньем.

    4 компания закрасит воду гуашью.

    Воспитатель: Компания – Пар, что произошло с вашей водой? В какой цвет она окрасилась?

    Дети : Вода окрасилась в коричневый цвет

    Воспитатель: Компания – Дождь в какой цвет окрасилась ваша вода?

    Дети: Вода окрасилась в белый цвет.

    Воспитатель: Компания – Снег , что произошла с вашей водой?

    Дети: Наша вода окрасилась в розовый цвет.

    Воспитатель: Компания – Град, а с вашей водой, что произошло?

    Дети: Вода приобрела синий цвет.

    Воспитатель: И какой можно сделать вывод?

    Дети: Вода приобретает цвет того вещества, которое в неё добавили.

    Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Попробуете воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, сладкой, кислой, горькой?

    Дети: Нет!

    Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Какой тогда можно сделать вывод?

    Дети: Вода не имеет вкуса.

    Воспитатель: Как вы думаете можно ли изменить вкус воды?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Сейчас мы выберем посыльного. Сейчас ко мне подойдет тот, у кого была самая крупная снежинка, дождинка, градинка, пар.

    Компания 1 добавляет в воду сахар, размешивает.

    Компания 2 добавляет в воду соль, размешивает.

    Компания 3 добавляет в воду лимонную кислоту, размешивает.

    Компания 4 добавляет в воду ванилин, размешивает.

    Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем какая получилась вода на вкус?

    Дети: Сладкая, соленая, кислая, ароматная.

    Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

    Дети: Вода принимает вкус того вещества, которое в него добавили.

    Воспитатель: А куда исчезли соль, сахар, лимонная кислота, ванилин?

    Дети: вода растворила сахар, соль, лимонную кислоту, ванилин.

    Воспитатель: А все ли вещества может растворит вода?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Выбирайте посыльного, которому доверяете.

    1 компания растворяет растительное масло.

    2 компания растворяет песок.

    3 компания растворяет манную крупу.

    4 компания растворяют опилки.

    Воспитатель: Что произошло с растительным маслом?

    Дети: Масло плавает на поверхности воды.

    Воспитатель: Что произошло с песком?

    Дети: Песок лежит на дне стакана.

    Воспитатель: Что же произошло с манной крупой?

    Дети: манная крупа плавает в воде  и медленно опускается на дно.

    Воспитатель: А, что произошло с опилками?

    Дети: Опилки плавают.

    Воспитатель: Растворили ли эти вещества?

    Дети: Все эти вещества не растворились, они плавают в воде.

    Воспитатель: А как вы думаете, можно ли очистит воду от этих веществ?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем маленький фильтр. Каждая компания будет очищать воду разными фильтрами. Положите воронку в пустую банку, а сверху положите бумажную салфетку, вату, марлю, бумажный фильтр.

    Компания 1 очистит воду с помощью бумажного фильтра.

    Компания 2 очистит воду с помощью ваты.

    Компания 3 очистит воду с помощью марли.

    Компания 4 очистит воду с помощью бумажной салфетки.

    ( дети с помощью воронки и фильтров очищают воду)

    Воспитатель: Что вы видите на вашем фильтре?

    Дети: Все не растворённые вещества остались на фильтре, вода стала чистой.

    Воспитатель: Можно сделать итог. Вода – одно из самых удивительных веществ. Она не имеет цвета, вкуса, может растворять, может содержать вещества.

    Молодцы! Хорошо работали. А сейчас немного отдохнём. Вставайте в круг.

    Физкультминутка.

    Над водой летят стрижи ( руки в стороны)

    Под водой плывут ерши ( присели)

    Плывет лодочка - краса - расписные паруса ( руки перед грудью, плавные движения туловищем)

    Льется чистая вода ( движения по тексту)

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берем,

    Крепко щеткой зубы трем

    Моем шею, моем уши,

    После вытремся по суше.

    Воспитатель: Отдохнули вот и славно. Поговорим теперь о главном. Присаживайтесь на стульчики.

    (показ слайдов)

    Вы, слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в речка, в океане,

    И в водопроводном кране.

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Мы её не замечаем,

    Мы привыкли, что вода –

    Наша спутница всегда!

    Воспитатель: Давайте поиграем. Вставайте в круг. Игра называется «Что было бы, если бы не было воды…». Я начну , а вы продолжите предложение.

    Дети: Если бы не было воды, растения бы засохли

    Если бы не было воды, животные бы погибли.

    Если бы не было волы, люди бы не смогли жить.

    Если бы не было воды, земля бы превратилась бы в пустыню.

    Капелька: Без меня вам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею я вам доложить:

    Без меня вам ре прожить!

    Воспитатель: Да, без воды нам действительно не прожить.

    Ребята , а в каких случаях говорят «вода – стихийное бедствие» ?

    Дети: Когда очень долго идут дожди, разлились реки весной и затопили поля и дома вблизи рек, когда вода затапливает города, деревни.

    Воспитатель: А когда говорят «вода – наша спасительница» ?

    Дети: Когда вода утоляет жажду , купаешься в очень жаркий день, тушишь пожар…

    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить историю, когда с помощью воды удалось спасти лес и всех лесных животных.

    Драматизация сказки «Пожар в лесу»

    ( по окончанию представления дети стоят в кругу )

    Воспитатель: Молодцы ребята!

    Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках - капельках.

    Капелька: Спасибо, ребята! Я очень много нового узнала о себе и о своих сестричках. Мне пора возвращаться на облачко. На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет вас поить живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. ( вешает каждому капельку ).

    Воспитатель: Ребята, закройте глаза и под звуки дождя представьте, что перед вам большой экран телевизора, вы смотрите кино о нашем путешествии вместе с Капелькой. Откройте глаза и расскажите, что вы увидели.

    Воспитатель: Что тебе больше понравилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что нового вы узнали?

    Дети: Мне понравилось быть капелькой. Интересно проводить опыты с водой…

    Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружные ребята.

    Давайте будем дружить друг с другом,

    Как птица с небом, как поле с плугом.

    Как ветер с морем, трава с дождями.

    Как дружит солнце со всеми нами!!!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.   Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Очищение воды"

    Цель: познакомить детей с разными способами очистки воды. Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Выявить вещества, которые не растворяются в воде. Познакомить со способом очистк...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебная мастерская», образовательная область «Художественное творчество» Подготовительная к школе группа

    Цель совместной деятельности:    Познакомить  детей с  нетрадиционной техникой прикладного искусства – декупаж.Задачи:1.     Образовательная: ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Волшебное озеро». Образовательная область «Художественное творчество» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    ФГОС ДО, устав ОУ, внутренние локальные акты подтверждают, что формирование творчески развитой личности - одно из ведущих направлений образования в условиях решения его современных задач. Главная зад...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Волшебные деревья» с детьми младшего возраста (3-4 года)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Волшебные деревья» с детьми младшего возраста (3-4 года)Цель: развитие детского воображения через творчество.Задачи:1. Р...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной  группы «Амблиопия, косоглазие»...