Образовательная деятельность "Волшебный мир Таймырской игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Варвара Петунская

В своей работе я особое внимание уделяю совершенствованию нравственного воспитания детей, развитию личностной культуры ребенка как основы его любви и уважения к родному краю, толерантного отношения к культурному наследию народов, проживающих на Таймыре, учитываю специфику региональных особенностей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района при осуществлении образовательной деятельности. Представляю вам свой опыт работы по внедрению НРК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ образовательной деятельности

Воспитатель: Петунская В.В.

Целевая аудитория: Старший дошкольный возраст

Тема: «Мир таймырской игрушки»

Целью моего занятия было создание условий для изготовления игрушки-самоделки коренных народов Таймыра посредством использования природного материала.

Для решения этой цели мной были поставлены такие задачи как:

Познакомить с традиционной игрушкой коренных народов Таймыра, научить делать игрушку-самоделку;

Развивать познавательную активность, речемыслительную деятельность, умения выдвигать предположения, воображение, мелкую моторику рук и глазомер;

Воспитывать уважение к традициям народов Таймыра, взаимопомощь и взаимовыручку, умение слушать друг друга.

 Занятие состояло из трех этапов, взаимосвязанных между собой, на протяжении которых решались поставленные мною задачи.

На мотивационном этапе для того, чтобы замотивировать детей, мною было продумано игровое пространство, что соответствует требованиям ФГОС ДО – был поставлен чум. Применены такие приемы как создание образа долганской мастерицы, приветствие на незнакомом языке и предложение пойти в гости в гости к хозяйке чума. Вы увидели, какая реакция была у детей, эффект новизны и неожиданности от того, куда они попали и чем будут заниматься. Позволил мне включить их в деятельность. Использование такой долганской традиции как передача огня дружбы, помогла мне расположить к себе детей. Я считаю, что это важный момент, дети почувствовали, что я для них-друг.

Содержательный этап был построен на познавательной мотивации, что соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Такой прием «Погружение в проблемную ситуацию» как «Представьте, что вы дети тундры» и игра на баргане позволил активизировать познавательный интерес у детей.

В ходе эвристической беседы и показа игрушек-самоделок была активизирована речемыслительная деятельность детей (Они выдвигали свои предположения. Причем я заметила, что дети начали рассуждать и уводить меня от темы – я стала задавать наводящие вопросы, и использовала прием «провокационного вопроса», который поставил их в рамки и позволил нам вернуться к теме игрушек.

На протяжении всего этапа я продумала смену видов деятельности, для того. Чтобы у детей, во-первых, не угас познавательный интерес, а во-вторых предотвратить утомляемость, что характерно для детей данного возраста. Поэтому далее мною была предложена подвижная игра «Прыжки через нарты». Проблемный вопрос «Какими качествами должен обладать охотник?» и показ игрушки-самоделки позволил мне плавно перейти к продуктивной деятельности, причем согласно современным требованиям я не навязала детям делать игрушку, а шла от интересов и желаний детей. И вы увидели, что дети захотели ее делать.

Алгоритма изготовления игрушки-самоделки я не давала намеренно, чтобы дети проявили инициативу и самостоятельность. Вот здесь я использовала дифференцированный подход, для детей которые справились с заданием быстрее, я использовала прием престижной мотивации «Я справился и могу поделиться своими знаниями с другими», попросив их помочь сверстнику. А детей, у которых не получалось, я направляла сама, либо предлагала им попросить помощи у сверстников, тем самым воспитывая взаимопомощь и взаимовыручку. На этом этапе я решила образовательную задачу, познакомив детей с таймырской игрушкой и изготовив ее.

На рефлексивном этапе я создала «ситуацию успеха», предложив игру «Самый меткий», где каждый ребенок почувствовал себя успешным, что у него получилось самостоятельно сделать игрушку, причем не просто игрушку-поделку, а игрушку которая работает, которая может летать. И вы увидели сколько восторга и радости было у детей во время этой игры, что свидетельствует о том, что дети ощутили практическую значимость выполненной работы. Таким образом, я создала условия для переноса полученных знаний и практических умений в новую деятельность, предложив им научить делать игрушку своих друзей и близких, что и требует ФГОС ДО.

Хочется отметить, что на протяжении всего занятия я выступала в роли партнера для детей: старалась находиться на уровне глаз детей, не навязывала действия, а предлагала и выполняла действия вместе с детьми (прыгала через нарты, делала игрушку, кидала в цель).

Развивающие и воспитательные задачи я решала на протяжении всех этапов. Считаю, что задачи решены и цель достигнута, я создала условия для изготовления игрушки-самоделки.



Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности

Тема: «Волшебный мир Таймырской игрушки»

Цель: создание условий для формирования у детей интереса и представлений о малой Родине и культуре коренных народов Севера через образ Таймырской игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразием традиционных игр и игрушек коренных народов;
  2. Показать многообразие материалов, используемых в изготовлении игрушек;
  3. Развивать речь, наблюдательность, мелкую моторику рук, глазомер;
  4. Воспитывать чувство уважения к традициям народов Севера, умение сотрудничать, помогать сверстникам.

Оборудование: Макет «Чум», традиционные игрушки народов Таймыра, рога оленя, цветные ленточки, перья птиц на каждого ребенка, лоскутки ткани, 2 обруча, палочки деревянные 20 см, канцелярские резиночки, бубен.

Ход занятия.

(Звучит спокойная мелодия)

В музее установлен стилизованный чум из ткани и шестов, внутри – обрамление и утварь, в центре расположен импровизированный очаг

Воспитатель в образе «Хозяйки чума» встречает детей, в руках держит «Огонь дружбы» - мерцающую свечу:

  • Дорооболорун, доготтор!
  • Как вы думаете, что я сказала? (предположения детей)
  • Я поздоровалась с вами на долганском языке.
  • Как вы думаете. Кто я такая? (Ответы детей).
  • Я - хозяйка чума и приглашаю вас в гости! (Садимся на коврик около чума)

Упражнение «Знакомство»

  • Я принесла «Огонь дружбы» народов, чтобы поделиться с вами его теплом и познакомиться! Меня зовут Варвара Валерьевна, а тебя как зовут? (Свеча переходит из рук в руки, дети называют свои имена)
  • Представьте, что вы родились и живете в тундре. Давайте закроем глаза и представим бескрайнюю северную тундру, где завывает долгая пурга (В это время начинаю играть на «баргане»). Все взрослые в тундре заняты своим делом. А каким, как вы думаете? (Ответы детей) Кто-то рыбачит, кто-то поехал на охоту, мамы и старшие сестры шьют нам одежду, все заняты. А чем же заняться вам – детям? (Ответы детей) Чем поиграть?(Ответы детей)
  • А откуда же у вас игрушки, ведь в тундре нет магазинов? (Ответы детей)
  • Какие игрушки у вас? (Ответы детей)
  • Из чего же сделаны? (Ответы детей)
  • Я тоже была маленькой когда-то и у меня тоже были игрушки, хотите я вам покажу игрушки моего детства? (Ответы детей)
  • Рассматривание игрушек (семья из надклювья гусей, кукла-оберег, палочки)
  • Как вы думаете, из чего же они сделаны? (Ответы детей)
  • На что или на кого похожи? (Ответы детей)
  • Какая у вас богатая фантазия!
  • Пока мы играли наши братья и отцы были на охоте. А вы знаете какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Ответы детей)
  • Всем известно, что охотники в тундре очень ловкие, быстрые и сильные, как вы думаете почему? (Ответы детей)
  • Потому что у них очень сильные ноги, их тренируют с самого детства, хотите узнать, как? Нам понадобятся обычные палочки, сейчас мы с вами попрыгаем и потренируем свои ножки.

Подвижная игра «Прыжки через нарты»

  • Чтобы охотник всегда приходил с добычей, ему нужны зоркость и меткость. Есть еще одна игра, которая называется «Самый меткий». Для этой игры нужна вот такая игрушка (показываю)
  • Из чего она сделана? (Ответы детей)
  • Хотите поиграть в эту игру? (Ответы детей)
  • Но есть небольшая проблема, нужно чтобы такая игрушка была у каждого, а у меня только одна, что же делать? (Ответы детей: передавать игрушку по очереди, сделать такую игрушку самим)
  • Молодцы! Хорошая мысль! Давайте смастерим!
  • Подходите к столу будем творить! Как вы думаете, что нам понадобится? (на столе представлены разнообразные материалы, позволяющие детям сделать выбор и изготовить свою неповторимую игрушку, не похожую на другие: кусочки разных тканей, камни разного размера и цвета, резиночки, перышки, веревочки)
  • А кто догадается, как собрать такую игрушку? (Ответы детей)
  • Пробуйте!

Изготовление игрушки

(Воспитатель индивидуально подходит к детям и осуществляет адресную помощь при необходимости)

  • Ты уже сделал игрушку? А расскажи, как ты сделал? Посмотри внимательно, крепко ли ты все завязал. А как ты подаешь, почему очень важно все правильно сделать, закрепить? (Для безопасности)
  • У тебя не получается, хочешь я тебе помогу? Или попроси кого-то из ребят, которые уже справились и готовы помочь.
  • Ну, вот все готовы, самое время поиграть и узнать кто самый меткий!

Игра «Самый меткий»

(Если детей большое количество, то рекомендуется объединить их в компании)

  • Вы хорошо потрудились, теперь вы сможете самостоятельно сделать такую игрушку своим друзьям, родителям, и дома устроить соревнования – кто же из вас самый меткий! А я с вами прощаюсь, начааскан – до свидания, друзья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект "Русская народная игрушка"

Образовательный проект для детей средней группы "Русская народная игрушка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Игрушки».

Данный материал будет интересен воспитателям средних и старших групп. Образовательная деятельность представлена в форме познавательной игры, по образовательной области «Социализация».Дети демонстрирую...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему : "Игрушки" в логопедической группе" (5 - 7 лет).

Расширить кругозор детей по теме: "Игрушки". Упражнять в составлении описательного рассказа....

Развитие детей в непосредственно-образовательной деятельности. Тема: "Поможем игрушкам"

Формирование умений: классифицировать, сравнивать, выделять детали и т.д.Пользоваться моделями при составлении описательных рассказов.Развивать творческое воображение....

Проект образовательной деятельности по теме «Игрушки в гостях у ребят»

Краткосрочный проект образовательной деятельности детей младшего возраста по теме "Игрушки в гостях у ребят" . Проект расчитан на неделю и содержит развлечения и досуги детей в каникулярную неделю....