Конспект комплексного занятия по образовательным областям: «Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» «Рыбки в аквариуме»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чапкина Вера Сергеевна

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС. 

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно – экспериментальной деятельности в практику нашей группы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rybki_v_akvariume.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия

по образовательным областям:

«Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и

«Художественно-эстетическое развитие»

«Рыбки в аквариуме»

Цель:

Формирование представлений детей о свойствах воды и умения создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования (оттиск ладоней).

Задачи: 

Обучающие:

-расширение представлений детей о среде обитания рыб, о свойствах воды;

-совершенствование умений рисовать нетрадиционным способом -  способом оттиска ладошки;

Развивающие:

-развивать интерес к нетрадиционному способу рисования, внимание,  умение наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

-воспитание доброжелательных отношений между детьми в процессе организации общения и  выполнения работы;

-воспитание позитивного отношения к результатам продуктивной деятельности друг друга в процессе изображения обитателей аквариума.

Оборудование и материалы:

альбомный лист в виде аквариума, затонированный в голубой цвет, акварельные краски или гуашь, «непроливайки», салфетки для вытирания рук, плоский поднос на каждого, фланелеграф, карточки  с изображениями свойств воды.

Методы и приемы: 

-наглядные – показ аквариума, показ педагогом приемов рисования методом оттиска ладошки.

-словесные – проблемные и уточняющие вопросы, рассказ воспитателя, поощрения, объяснения, индивидуальные ответы.

-практические – рисование рыбки в технике - оттиск ладошки; выставка рисунков.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз (банка с рыбкой, закрытая салфеткой). Хотите узнать, что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…РЫБА!

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.

Воспитатель.

-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

- Какая у рыб вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Без воды рыбка погибает.

Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

-Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Давайте поместим на наш фланелеграф карточку, отображающую первое свойство воды-вода течёт.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая. (Вторая карточка)

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Ничем.

Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети. Нет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.

Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы. Там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети. Рыбок.

Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети. Ничего.

Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода? (Внимание на фланелеграф, по знакам)

Дети. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети. Пить, варить пищу, купаться, стирать белье и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя

Продуктивная деятельность. Рисование «Рыбки в аквариуме»

Воспитатель:

А сейчас подойдите ко мне, и давайте каждый из вас попробует поймать себе рыбку. Игра «Поймай рыбку» (дети опускают руки в контейнер с фасолью и находят небольшие игрушки, изображающие рыб).

Воспитатель: вот сколько рыбок мы поймали, молодцы. Расскажите, какого они цвета (индивидуально отвечает каждый ребенок). А теперь давайте отпустим наших рыбок в другой аквариум – дети прячут рыбок в контейнер с горохом.

Воспитатель: вот и «уплыли» рыбки. Посмотрите, а наша рыбка что-то загрустила? Наверно ей стало скучно одной. А что бы она ни скучала, что надо сделать? Правильно, нарисовать ей друзей. Посмотрите, у каждого из вас есть свой «аквариум» (альбомный лист в виде аквариума, затонированный в голубой цвет).

Воспитатель: рисовать рыбок мы будем ладошками. Что для этого надо сделать? (взять кисточку и намазать ладошку краской). Правильно, каждый выберет сам, какого цвета будет у него рыбка. Можно нарисовать несколько рыбок. Когда вы нарисуете рыбок ладошкой, кисточкой нарисуйте ей ротик и глазки. А затем, пальчиком, синей краской нарисуете пузырьки, их надо рисовать от ротика рыбки вверх.

Дети рисуют: сначала рисуют ладошкой рыбок (2-3 рыбки, затем пальчиком пузырьки (воспитатель индивидуально подходит к каждому ребенку).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые аквариумы у вас получились, сколько много разноцветных рыбок! (воспитатель и дети рассматривают аквариумы).

Воспитатель: посмотрите, нашей рыбки стало весело, у нее теперь много друзей! Вам понравилось рисовать? А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель:  Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.