Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Малинникова Оксана Альбертовна

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию квест - путешествие "Зелёная аптека Медуницы"  с применением технологии ТРИЗ с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зелёная аптека Медуницы»

Цель: Расширять представления детей о лекарственных растениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать знания детей о лекарственных растениях;
  • Закреплять умения детей устанавливать причинно – следственные связи;
  • Закреплять знания детей о строении растений.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей и умение выражать свои мысли;
  • Развивать умение определять растение по запаху;
  • Развивать фантазию и творческие навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки;
  • Воспитывать бережное отношение к растениям

Материалы:

  • фигура Медуницы и Незнайки;
  • карта;
  • пластилин, дощечки, салфетки;
  • шишки и другой природный материал для поделок;
  • дидактическая игра: «Что происходит в природе» (карточки) ;
  • дидактическая игра: «Определи по запаху» (баночки с запахом);
  • горшок с цветком лаванды;
  • кружки и термос с липовым чаем.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, нам звонит Медуница из «Солнечного города», она просит нашей помощи. Что делать?

Дети отправляются на улицу к «Зелёной аптеке» Медуницы.

Медуница: Ребята, как хорошо, что вы пришли. Мне нужна ваша помощь?

Дети уточняют, что случилось.

Медуница: Я знаю, что в моей зелёной аптеке собраны не все лекарственные растения.  А мне хотелось бы, чтобы их было как можно больше. Незнайка приготовил для меня растение, которого нет в моей аптеке. Но чтобы добыть его надо пройти путь по карте и выполнить много заданий. А я не могу оставить свою аптеку без присмотра. Я не знаю, что это за растение и где оно находится. Поэтому я не могу его посадить. А вы, все мои растения знаете? А почему их называют лекарственными? А какими лечебными свойствами они обладают? А какие ещё лекарственные растения вы знаете? Ответы детей  Вы такие взрослые, всё знаете и умеете, вот у меня есть карта. Что делать?

Ответы детей. Ребята рассматривают карту и решают, в каком направлении надо начинать поиск (на территории детского сада)

По указателю дети приходят в сосновую рощу.

Воспитатель: Как называются эти деревья?  А как называется  группа одинаковых деревьев? А вы знаете, что сосну можно назвать лекарственным растением. Для лечебных целей используются практически все части дерева: почки, зеленые годовалые шишки, хвою, молодые побеги и пыльцу. Отвары применяют при туберкулезе легких, бронхиальной астме, простудах, заболеваниях верхних дыхательных путей, бронхите и кашле в качестве дезинфицирующего, отхаркивающего и противовоспалительного средства. Ингаляции и полоскания из отвара  почек сосны делают при ангине и ларингите.  При простуде в качестве потогонного средства используют отвар сосновой хвои с медом. Этим же отваром при цинге следует полоскать полость рта и горло. Отвары из хвои и почек используют в виде мочегонного средства при заболеваниях почек, водянке, ревматизме, подагре, мочекаменной болезни, нарушении обменного процесса организма, радикулите, ревматизме, а также радиоактивном облучении. А так же используют вытяжки-масла для ароматерапии. Даже опавшие шишки мы с вами можем использовать. Как?

Чтобы получить недостающую часть карты дети должны собрать опавшие шишки и сделать из них поделки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся?

Ответы детей и выполнение задания. Оставляют на память о себе поделки. За выполненную работу сосна  отдаёт детям часть карты. Ребята решают, в каком направлении двигаться дальше.

Карта приводит детей к берёзе. Дети рассматривают дерево, называют отличительные особенности.

Воспитатель: Как называется дерево? Вы знаете, где используют берёзу? Почти все компоненты березы находят свое использование в рецептах народной медицины (почки, березовый сок, кора, молоденькие листья, березовый гриб, актированный уголь и березовый деготь). А в других областях применяются береста и древесина. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Березовые почки используют, как кровоочищающее и потогонное средство, применяют их и для ванн, припарок и компрессов при ревматизме, болях в суставах, подагре, С давних времён берёзу очень любили и ценили, слагали о ней песни и стихи. Мы с вами тоже знаем стихотворение о красавице берёзе (по желанию дети рассказывают стихотворение)  А ещё берёзу считают символом России.

Чтобы получить недостающую часть карты дети выполняют следующее задание: дидактическая игра «Что происходит в природе». Ребята подбирают карточки и рассказывают о том, что изображено на них и какая связь между этими явлениями.

Ответы детей.

После выполненного задания дети отправляются по направлению карты.

Воспитатель: Как называется это дерево? Чем оно знаменито? Вы знаете, каким лекарственным свойством оно обладает? А стихотворение помните о липе?

Ответы детей.

Воспитатель дополняет: Да мы знаем, что липовый чай – средство номер один при простуде. Он оказывает жаропонижающее и отхаркивающее действие по своей эффективности не уступающее аптечным препаратам. Как только чувствуете первые признаки простуды – выпейте чашку липового чая с медом, а через полчаса – еще одну. Так можно ослабить наступление болезни, а, может, даже и предотвратить ее. Липовый чай помогает бороться с кашлем при бронхитах, трахеитах, фарингитах, воспалении легких и других заболеваниях дыхательных путей. Ароматный горячий чай с добавлением меда прекрасно согреет в промозглую осеннюю погоду, повысит сопротивляемость организма при первых признаках простуды, снимет напряжение и успокоит. Липовый чай помогает стенкам кровеносных сосудов сохранять свою эластичность, «разгоняет» кровь по сосудам. Он успокоит головную боль, боль в суставах, снимет спазм и избавит от отеков.              

 Для того чтобы получить карту дети выполняют следующее задание: дидактическая игра: «Определи по запаху» (по запаху определяют название растения)

После выполнения задания дети отправляются по направлению карты. Дети оказываются около калины.

Воспитатель: Как называется это растение? Какое это растение? Какими лекарственными свойствами оно обладает?

Ответы детей.

Воспитатель дополняет: Мякоть калины насыщена большим количеством витамина С и Р. поэтому её часто используют при недостатке витаминов в организме.  Калина обладает мочегонным действием, её назначают при отёках в результате нарушения работы почек и сердца. Антисептическое  и вяжущие вещества помогают скорейшему заживлению ран. Чай с калиной помогает восстановлению сил и укреплению иммунитета после болезни. Свежий сок применяется при бронхиальной астме, болях в сердце, им поласкают горло при ангине, стоматите и кровотечениях дёсен.

Воспитатель: Это  дерево? А чем куст отличается от дерева? А чем они похожи?  Показ дерева и куста технологией ТРИЗ.

Калина отдаёт детям последнюю часть карты, и дети отправляются дальше… и находят Незнайку с  цветком.

Воспитатель: Как называется это растение? Потрогайте листики руками и понюхайте, как они пахнут. Вы знаете, какими лекарственными свойствами обладает лаванда? Ответы детей.

Эфирное масло, получаемое из лаванды, является прекрасным лекарственным средством. Его используют в косметологии, парфюмерии и многих других промышленных областях. Лечебные свойства масла позволяют избавляться от синяков, ушибов, ожогов, стебли и листья лаванды используют в ароматерапии для принятия ванн. Лаванду применяют для лечения многих заболеваний сосудов головного мозга, она также избавляет от ощущения сонливости, помогает при головных болях и головокружении, при параличе и судорогах после перенесенного инсульта.

Дети относят цветок Медунице и помогают его посадить, а она их угощает липовым чаем.

Во время чаепития воспитатель задаёт вопросы: «Что мы сегодня делали?»,  «Кому помогли?»,  «Каким лекарственным действием обладает лаванда?», «Как используют липу?», «Чем отличается дерево от куста?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В гостях у дедушки Ау».

Конспекторганизованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В  гостях  у  дедушки  Ау»....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет «Весенние чудеса»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо экологическому воспитанию для детей 4-5 лет«Весенние чудеса»...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Золотая осень»

Пояснительная запискак конспекту организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.по теме: «Золотая осень»Ведущая  образ...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: "Лекарственные растения"Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать пр...