прогулка "Осенними тропинками"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: обобщить знания детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyat.docx25.7 КБ
Файл otkr._zanyat.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в старшей группе «Осенними тропинками»

(образовательная область «познание»)

Автор составитель: Громадина А.А.

Цель: обобщить знания детей об осени.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
  • активизировать словарь детей;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях, зверях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Наглядный материал: Корзина с угощениями для зверей (семечки, зёрнышки, орешки, яблоки, морковка, бочонок с мёдом). Игрушки: медведь, белочка, воробьи, ёжик, зайчик.

                                      Ход экскурсии.

Воспитатель.  Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес, в настоящее сказочное царство. Там мы встретим разных птиц и зверей, посмотрим, как они готовятся к зиме. Давайте возьмём для них угощение.

(Дети берут сумочки с орешками, сушёными грибами, зёрнышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок мёда.)

Воспитатель.  Вы готовы идти в сказочный лес?

Дети.  Да! Да!

Дети с воспитателем выходят на экскурсию  в ближайший парк, лесную посадку. Подходя, к парку воспитатель обращает внимание детей, как осень раскрасила деревья, кустарники.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

 Воспитатель.  А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

 Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Дети, закрыв глаза, слушают звуки леса).

Воспитатель.  Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?   (Ответы детей).

-Вот как нас встретил лес -  зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?    (Ответы детей).

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Воспитатель.  Дети, посмотрите, кто это сидит на ветках?

Дети.  Воробьи.

Проводится логоритмическое упражнение.

Воспитатель. Вот на ветках, посмотри, (дети четыре раза хлопают руками по бокам),

В серых майках воробьи (четыре наклона головой).

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке (на первые слова частые потряхивания руками, на вторые – хлопки по бокам).

Головой вертят,

Улететь хотят (по два поворота головой в каждую сторону)

 Педагог предлагает детям угостить птиц. Дети достают из сумочек крошки, зёрнышки и кормят воробьёв из рук.

Воспитатель.  Ребята, а кто может рассказать,  как зимуют воробьи?

Дети.  Перебираются ближе к жилью людей, кормятся с кормушек, воруют возле человеческого жилья корм.

Воспитатель.  Вы только посмотрите по сторонам!

 Клёны в платьях несказанно ярких, 
На осинах наряд золотой, 
И берёзы одеты по-царски, 
Тополя - в сарафанах с каймой.

(Т. Лаврова)

Воспитатель.  Хотите встретиться с хозяйкой этого царства? Посмотрите, кто-то к нам идёт там, вдали за деревьями (ответы детей).

 Из-за деревьев выходит Осень и приветствует детей.

Осень.  Тишина, в моём царстве, и какой замечательный воздух! Вы чувствуете, дети? А, расскажите мне, что вызнаете об Осени.

                               Беседа об осени.

- Что происходит с деревьями осенью?

- Что вам больше всего нравится осенью?

- Как звери и птицы готовятся к зиме?

- Как меняется погода осенью?

- Какая природа осенью?

Воспитатель.  Смотрите, дети, оказывается, уже начался листопад, какие красивые листики летают в воздухе.

Выполняется разминка, согласно слов стихотворения.

 Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Осень.  Шумно в моём лесу, кругом слышно весёлое щебетание птиц, на тропинках можно встретить лесных зверей. Скоро уже станет холодно. И поэтому всю осень звери трудятся – утепляют себе норки, делают запасы на зиму, меняют шубки. Хотите, дети, посмотреть, как звери готовятся к зиме?

Дети.  Да, хотим.

Все подходят к огромной куче сухостоя, веток – «берлоге медведя»

Осень.  Кто там, в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда-

Лапу он сосёт всегда.

Дети.  Медведь.

Осень.  Ребята, расскажите мне, как медведь готовится к зиме?  (ответы детей).

Проводится разминка «Медведь» Е. Мельникова

Воспитатель.  

Мишка лапою мохнатой,    (руками - хватательные движения)
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет, косолапый      (ходьба вразвалочку, с расставленными руками).
Сладкий и душистый мёд.

Осень.  Ребята, давайте оставим угощение  медведю, пусть и он порадуется.

(Дети оставляют бочонок мёда).

Воспитатель.  А, сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Какая бывает погода осенью» (речевая игра)

Когда дует ветер - ветреная

Холодно -  холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро – сырая

Когда идет дождь - дождливая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная.

Молодцы, справились со всеми заданиями

Экскурсия продолжается.

Осень.    Маленький домик стоит на полянке.

Живёт в нём зайчиха, с ней детки – зайки.

Стало в доме тихо, зайки засыпают,

Мама их, зайчиха, песню напевает.

  (И. Плакида)

Воспитатель.   Убаюкала мама – зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зиме?

Дети.    Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников.

Воспитатель.   Чем питаются зайцы зимой, делают ли они запасы?  (ответы детей). Давайте угостим зайчат морковкой.

Осень.    А, вы знаете, где у белочки домик?

Дети.    В дупле на дереве.

Осень.    А как белки делают запасы на зиму?  (ответы детей)

Воспитатель.   А, теперь, дети, давайте угостим нашу белочку, что мы ей принесли? Пойдёмте дальше, кто – то ещё сопит недалеко, посмотрите, дети, да это же наш давний знакомый. Мы каждый год, идя в поход, встречаем его на этом – самом месте, вот и сегодня он нас уже ждёт. Кто же это, дети?

Дети.     Ёжик.

Воспитатель.   Ребята, расскажите, мне, пожалуйста, как ежи готовятся к зиме? А чем же мы угостим ёжика?  (ответы детей)

Осень.    Вот спасибо вам, ребята,  побывали вы со мной в осеннем лесу, угостили всех зверушек.  Теперь можно и вам самим на ближайшей полянке расположиться, да отдохнуть и повеселиться.

  На полянке проводятся подвижные игры, по выбору воспитателя и детей и отдых.

Осень.    Вижу, отдохнули вы и повеселились, проголодались,  но  вот и вам  пора уже отправляться  в детский сад на обед. Во дворе вашего детского сада, я вам приготовила ещё один сюрприз. Вы знаете, что там растёт каштан, когда придёте, под деревом вы найдёте много плодов, соберите их, пожалуйста, и сохраните для ваших поделок. А я вас провожу до околицы леса, помашу вам рукой на прощание.   До свиданья, до новых встреч.                                                                                                                      

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик»

                 Поход «Осенними тропинками»

                                  Старшая группа.

   Образовательная область: познавательное развитие.

                        Разработчик: воспитатель первой категории Громадина А.А.

                                Ст. Тацинская.

                               Октябрь 2017 год.



Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в старшей группе «Осенними тропинками»

(образовательная область «познание»)

Автор составитель: Громадина А.А.

Цель: обобщить знания детей об осени.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
  • активизировать словарь детей;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях, зверях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Наглядный материал: Корзина с угощениями для зверей (семечки, зёрнышки, орешки, яблоки, морковка, бочонок с мёдом). Игрушки: медведь, белочка, воробьи, ёжик, зайчик.

                                      Ход экскурсии.

Воспитатель.  Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес, в настоящее сказочное царство. Там мы встретим разных птиц и зверей, посмотрим, как они готовятся к зиме. Давайте возьмём для них угощение.

(Дети берут сумочки с орешками, сушёными грибами, зёрнышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок мёда.)

Воспитатель.  Вы готовы идти в сказочный лес?

Дети.  Да! Да!

Дети с воспитателем выходят на экскурсию  в ближайший парк, лесную посадку. Подходя, к парку воспитатель обращает внимание детей, как осень раскрасила деревья, кустарники.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

 Воспитатель.  А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

 Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Дети, закрыв глаза, слушают звуки леса).

Воспитатель.  Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?   (Ответы детей).

-Вот как нас встретил лес -  зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?    (Ответы детей).

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Воспитатель.  Дети, посмотрите, кто это сидит на ветках?

Дети.  Воробьи.

Проводится логоритмическое упражнение.

Воспитатель. Вот на ветках, посмотри, (дети четыре раза хлопают руками по бокам),

В серых майках воробьи (четыре наклона головой).

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке (на первые слова частые потряхивания руками, на вторые – хлопки по бокам).

Головой вертят,

Улететь хотят (по два поворота головой в каждую сторону)

 Педагог предлагает детям угостить птиц. Дети достают из сумочек крошки, зёрнышки и кормят воробьёв из рук.

Воспитатель.  Ребята, а кто может рассказать,  как зимуют воробьи?

Дети.  Перебираются ближе к жилью людей, кормятся с кормушек, воруют возле человеческого жилья корм.

Воспитатель.  Вы только посмотрите по сторонам!

 Клёны в платьях несказанно ярких, 
На осинах наряд золотой, 
И берёзы одеты по-царски, 
Тополя - в сарафанах с каймой.

(Т. Лаврова)

Воспитатель.  Хотите встретиться с хозяйкой этого царства? Посмотрите, кто-то к нам идёт там, вдали за деревьями (ответы детей).

 Из-за деревьев выходит Осень и приветствует детей.

Осень.  Тишина, в моём царстве, и какой замечательный воздух! Вы чувствуете, дети? А, расскажите мне, что вызнаете об Осени.

                               Беседа об осени.

- Что происходит с деревьями осенью?

- Что вам больше всего нравится осенью?

- Как звери и птицы готовятся к зиме?

- Как меняется погода осенью?

- Какая природа осенью?

Воспитатель.  Смотрите, дети, оказывается, уже начался листопад, какие красивые листики летают в воздухе.

Выполняется разминка, согласно слов стихотворения.

 Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Осень.  Шумно в моём лесу, кругом слышно весёлое щебетание птиц, на тропинках можно встретить лесных зверей. Скоро уже станет холодно. И поэтому всю осень звери трудятся – утепляют себе норки, делают запасы на зиму, меняют шубки. Хотите, дети, посмотреть, как звери готовятся к зиме?

Дети.  Да, хотим.

Все подходят к огромной куче сухостоя, веток – «берлоге медведя»

Осень.  Кто там, в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда-

Лапу он сосёт всегда.

Дети.  Медведь.

Осень.  Ребята, расскажите мне, как медведь готовится к зиме?  (ответы детей).

Проводится разминка «Медведь» Е. Мельникова

Воспитатель.  

Мишка лапою мохнатой,    (руками - хватательные движения)
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет, косолапый      (ходьба вразвалочку, с расставленными руками).
Сладкий и душистый мёд.

Осень.  Ребята, давайте оставим угощение  медведю, пусть и он порадуется.

(Дети оставляют бочонок мёда).

Воспитатель.  А, сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Какая бывает погода осенью» (речевая игра)

Когда дует ветер - ветреная

Холодно -  холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро – сырая

Когда идет дождь - дождливая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная.

Молодцы, справились со всеми заданиями

Экскурсия продолжается.

Осень.    Маленький домик стоит на полянке.

Живёт в нём зайчиха, с ней детки – зайки.

Стало в доме тихо, зайки засыпают,

Мама их, зайчиха, песню напевает.

  (И. Плакида)

Воспитатель.   Убаюкала мама – зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зиме?

Дети.    Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников.

Воспитатель.   Чем питаются зайцы зимой, делают ли они запасы?  (ответы детей). Давайте угостим зайчат морковкой.

Осень.    А, вы знаете, где у белочки домик?

Дети.    В дупле на дереве.

Осень.    А как белки делают запасы на зиму?  (ответы детей)

Воспитатель.   А, теперь, дети, давайте угостим нашу белочку, что мы ей принесли? Пойдёмте дальше, кто – то ещё сопит недалеко, посмотрите, дети, да это же наш давний знакомый. Мы каждый год, идя в поход, встречаем его на этом – самом месте, вот и сегодня он нас уже ждёт. Кто же это, дети?

Дети.     Ёжик.

Воспитатель.   Ребята, расскажите, мне, пожалуйста, как ежи готовятся к зиме? А чем же мы угостим ёжика?  (ответы детей)

Осень.    Вот спасибо вам, ребята,  побывали вы со мной в осеннем лесу, угостили всех зверушек.  Теперь можно и вам самим на ближайшей полянке расположиться, да отдохнуть и повеселиться.

  На полянке проводятся подвижные игры, по выбору воспитателя и детей и отдых.

Осень.    Вижу, отдохнули вы и повеселились, проголодались,  но  вот и вам  пора уже отправляться  в детский сад на обед. Во дворе вашего детского сада, я вам приготовила ещё один сюрприз. Вы знаете, что там растёт каштан, когда придёте, под деревом вы найдёте много плодов, соберите их, пожалуйста, и сохраните для ваших поделок. А я вас провожу до околицы леса, помашу вам рукой на прощание.   До свиданья, до новых встреч.                                                                                                                      

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик»

                 Поход «Осенними тропинками»

                                  Старшая группа.

   Образовательная область: познавательное развитие.

                        Разработчик: воспитатель первой категории Громадина А.А.

                                Ст. Тацинская.

                               Октябрь 2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....