Воспитание экологической культуры дошкольников (пед. опыт)
методическая разработка по окружающему миру
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При этом экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
https://youtu.be/49CkIaKnUKU?list=PLyM389DYMxUmZBLGXyK99losSXn0FcCJW
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._opyt_-_ekologicheskaya_kultura_doshkolnikov.docx | 55.53 КБ |
1_ml._gr._-_osen.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование педагогического опыта:
«Воспитание экологической культуры у дошкольников».
Автор - разработчик: Пролетарская Валентина Борисовна
Период формирования и функционирования педагогического опыта:
2015 - 2017 учебные годы
Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К. Д. Ушинский
Актуальность опыта.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, вопросы взаимодействия человека с природой звучат всё сильнее. Глобальные изменения, происходящие в природе, заставляют серьёзно задуматься о безопасности и сохранении окружающей среды. В связи с этим ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности.
Под экологическим образованием дошкольников понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций» (Н.А. Рыжова).
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. И чем раньше начинается это воспитание, тем ощутимее его результаты. Ведь мало обучить ребёнка законам экологии – важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира, действенная готовность созидать – вот составляющие экологической культуры, воспитание которых способствует полноценному развитию личности ребёнка. Этому как раз и способствует подача нужной информации на соответствующем этапе, когда она может быть усвоена. Наиболее благоприятным периодом для накопления представлений об окружающем мире, а следовательно, для решения задач экологического воспитания, является дошкольное детство, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поскольку ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании и обучении.
Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на тропинке, крохотного паучка в густой траве... Они открывают для себя новый мир – стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. У них накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, происходит интенсивное развитие восприятия, мышления и воображения. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, умения любоваться и восхищаться красотой мира природы, развитие наблюдательности, любознательности, воспитание доброго и бережного отношения к объектам природы, сопереживания ей, активности в решении некоторых экологических проблем, чувства удовлетворения от результатов собственного поведения.
Общение с природой обогащает духовную сферу ребёнка, способствует интенсивному формированию положительных моральных качеств. При ознакомлении детей с миром природы открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ребёнок родился и живёт, любовь к Отечеству. Следовательно, это прекраснейшая основа для воспитания национальной гордости за свою страну и родную республику, в которой создана сеть природных заказников и национальных парков, где оберегается первозданность природы как национальное достояние, а также памятники природы, пронёсшие свою красоту и уникальность через века.
Ведущие педагогические идеи.
Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека стало накопление ребёнком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейших составляющих окружающего мира, освоение им истинных ценностей духовной сферы, осознание, что каждый человек – часть природы и общества, что у каждого есть Родина, близкие и дорогие ему места. И всё это необходимо сохранить для будущих поколений. Поэтому в качестве приоритетного направления своей педагогической деятельности я избрала формирование экологической культуры у дошкольников. Под этим я подразумеваю воспитание личности с эмоционально - ценностным отношением к миру, с новым экологическим мышлением, в котором сочетаются проявления нравственности, эстетического вкуса, эмпатии, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей в различных видах деятельности, со способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Очень важно подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу планету, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту. Приступая к решению вопросов воспитания в детях способности понимать и любить окружающий мир, сознательного, бережного и заинтересованного отношения к природе, я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цели:
- Формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о природных явлениях, временах года, взаимосвязях в природе, экологической системе.
- Воспитание умения воспринимать природу во всех её проявлениях, осознавать себя как часть природы, заинтересованного, гуманного, бережного отношения к ней как нашему общему дому и потребности её охранять.
- Развитие умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Задачи:
- Знакомить детей с природой родного края.
- Способствовать усвоению системы знаний о природе (её компонентах).
- Формировать представления об универсальной ценности природы.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Развивать экологическое сознание детей: интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её.
- Учить детей правильным способам взаимодействия с объектами природы.
- Прививать трудовые природоведческие навыки (в соответствии с возрастом).
Теоретическая база.
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д. Зверев, С.Н.Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т.Суравегина, Н.М. Мамедов и др.). Чтобы представить в доступной детям форме информацию на такую серьёзную и жизненно важную тему, как экология, и научить пользоваться ею в различных ситуациях, в настоящее время разработано много программ и методических пособий, направленных на экологическое воспитание детей.
Мною за основу взята программа «Юный эколог», составленная С.Н.Николаевой на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
- Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом».
- Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей».
- Бережнова С.В., Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников».
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
- Коробова М.В. «Малыш в мире природы».
- Потапова Л.М. «Детям о природе».
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники».
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу» и др.
Технология опыта.
Экологическое сознание детей может быть развито только в том случае, когда при активном участии взрослого ребёнок каждый день будет открывать для себя что-то новое, расти исследователем, когда каждый шаг его станет путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.
Приступая к осуществлению намеченных целей и задач, я наметила для себя приоритетные направления работы:
- Создание соответствующей предметно - развивающей среды в группе, организация экологической зоны с периодическим её обновлением.
- Широкое использование произведений художественной литературы, музыки, живописи.
- Приобщение детей к опытно - экспериментальной деятельности.
Методы, приёмы и формы работы по экологическому воспитанию дошкольников:
- образовательная деятельность;
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- экскурсии;
- экологические беседы, разъяснения;
- чтение произведений художественной литературы;
- использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.;
- просмотр видеороликов, слушание музыки;
- игры: дидактические, пальчиковые, сюжетные, подвижные;
- моделирование;
- проблемные ситуации;
- совместная деятельность;
- проекты;
- экспериментально - исследовательская деятельность (элементарные опыты);
- интеграция образовательных областей и видов деятельности;
- изготовление поделок из природных и бросовых материалов;
- организация конкурсов и выставок;
- проведение праздников и развлечений.
Воспитание экологической культуры у дошкольников я осуществляю как на занятиях, так и в свободной деятельности. Воспитательно - образовательный процесс организую, в основном, в игровой форме, что позволяет усилить интерес детей к познавательно - исследовательской деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, руководствуюсь принципом «что вижу, то и познаю». Занятия и мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания – нравственное поведение ребёнка: полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Регулярно пополняю знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них патриотический интерес, развить любознательность.
Мною разработан и активно осуществляется проект «Удивительный мир природы», в рамках которого интеграция всех направлений моей педагогической деятельности подчинена достижению главной цели культурно - экологического воспитания детей – бережного, осознанного, ценностно - ориентированного отношения к миру, позитивного настроя на жизнь.
Богатым источником познавательного развития детей являются регулярные, многократно повторяющиеся наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением книг, использованием фольклора, музыкальной и продуктивной деятельностью.
При проведении режимных моментов я использую потешки, пословицы, поговорки на экологическую тему, которые не только позволяют детям усвоить новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой, но и знакомят детей с образностью родного языка. На занятиях и в свободной деятельности стараюсь как можно чаще использовать экологические загадки, которые способствуют расширению у детей представлений о природе, а также помогают развивать слуховое восприятие и образно - ассоциативное мышление. Широко использую специально подобранную детскую познавательную и художественную литературу, которая, сопровождая детей с первых лет жизни, открывает и объясняет им жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, приобщаю воспитанников к красоте художественного слова, заучиваю с ними наизусть стихи.
В процессе ознакомления детей с окружающим миром я стараюсь создать благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: предлагаю анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, и то, о чём рассказывает или читает им педагог. Провожу беседы на темы: «Холодно ли птицам зимой?», «Как живут наши комнатные растения в выходной день?» и т. п. В каждой такой беседе я ставлю перед собой цель не только пробудить у детей интерес к природе, показать им, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Ведущим видом деятельности в экологическом воспитании дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств. В частности, привлекаю детей к посильному для них ежедневному уходу за комнатными растениями уголка природы в группе (сбрызнуть из пульверизатора, полить). Кроме того, песок и вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляя творческие способности, развивая воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, льют и переливают воду. Совместно мы выясняем, из какого песка можно строить, а из какого – нет, организуем игры («Маленькие уточки», «Плывёт кораблик», «Чьи следы?», «Ищем клад» и т.д.).
Большие возможности для воспитания экологической культуры заложены в играх: дидактических («Сад - огород», «Кто прилетел на кормушку?», «Когда это бывает?», «Большой - маленький»), пальчиковых («Дождик», «Посадим цветы», «Листопад», «Снегири»), подвижных («Летает – плавает – бегает», «Воробушки и кот»), в конструировании («Домик для зайчика», «Мостик через речку»).
Ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления дают прогулки и экскурсии по территории детского сада, во время которых дети развиваются всесторонне, у них воспитываются многие положительные качества, закладываются первые ориентиры норм и правил взаимодействия с природой, обеспечивается восприятие мира растений и животных как живых существ, осознание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. При этом первостепенное значение я придаю наблюдениям: с детьми слушаем шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму и т.д. Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику (не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо). Периодически изменяю и характер наблюдения за растениями: отмечаю окраску листьев и цветов. При сезонных изменениях продолжаем наблюдения за погодными явлениями (например, зимой любуемся красотой покрытых пушистым снегом деревьев, рассматриваем свои следы, проводим эксперименты со снегом: выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лёд). Наблюдения за одними и теми же объектами (явлениями) периодически повторяю. Это даёт возможность закрепить образное представление явления, уточнить его детали.
Такие непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных детям знаний способствуют развитию образного и логического мышления.
На прогулках хорошей традицией стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.
Также во время прогулок и экскурсий собираем разнообразные природные материалы, которые в дальнейшем используем для изготовления поделок, что не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.
Вся работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников ведётся в тесной связи со специалистами ДОУ и родителями воспитанников. В рамках работы по заявленной теме я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Сотрудничество с семьёй помогает обеспечить непрерывность и целостность процесса формирования экологической культуры у детей. Взаимодействуя с родителями, я использую разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т.д. Информацию по экологическому воспитанию размещаю на стендах, в папках - передвижках, буклетах. Периодически организую выставки детских и семейных поделок: «Дары осени», «Лучший домик для птиц», «Ах, какая ёлочка!..», «Весенняя фантазия» и др. Всё это позволяет продемонстрировать достижения воспитанников, показать актуальность формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Результативность опыта.
Я считаю, что проделанная мною работа по экологическому воспитанию дошкольников имеет положительные результаты. У детей наблюдается устойчивый познавательный интерес к явлениям природы, желание общаться с объектами природы и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, имеются навыки экспериментирования, развиты наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе, нормы поведения в природном окружении, научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе, отличаются эмоциональной отзывчивостью. Под воздействием полученных знаний о явлениях и объектах живой и неживой природы у детей сформировались определённые трудовые навыки. Из этого можно сделать вывод, что у детей к концу учебного года имеются устойчивые экологические знания.
На мой взгляд, экологическое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Оно направлено на развитие личности ребёнка: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, на совершенствование речи, мышления и познавательных интересов, творческих способностей, культуры чувств и поведения. К тому же, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, милосердие, терпение, трудолюбие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер ребёнка, станут его основой.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников я столкнулась с тем фактом, что содержание комплексных программ дошкольного образования не отражает региональных особенностей. В связи с этим возникает необходимость корректировать учебный материал с учётом природно - климатического своеобразия и культурного наследия Республики Мордовия.
Кроме того, необходимо принять во внимание следующие моменты:
- Довольно часто требуется нестандартный наглядный материал, который приходится изготавливать собственноручно.
- Отдельные компоненты изучения могут быть упущены из-за большого объёма информации по теме.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт может использоваться как специалистами ДОУ, так и родителями. Каждый творческий педагог (родитель) может использовать данный опыт, пополнить его собственными инновационными, творческими находками.
Предварительный просмотр:
«Прогулка в осенний лес»
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе
Автор: Пролетарская Валентина Борисовна
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение знаний детей о временах года; закрепление представлений о цвете и размере.
Речевое развитие: развитие дыхательного аппарата и речевых навыков, обогащение словарного запаса детей.
Социально - коммуникативное развитие: воспитание у детей интереса к окружающему миру, поощрение стремления заботиться о других, оказывать помощь, развитие навыков коллективной деятельности.
Художественно - эстетическое развитие: формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей в продуктивной деятельности.
Физическое развитие: развитие тактильных ощущений; совершенствование мелкой и общей моторики, координации движений; снятие усталости.
Цели:
- Формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе осенью и лесных обитателях, закрепление умения дифференцировать предметы по цвету и размеру.
- Развитие любознательности, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, образного мышления, речевых навыков.
- Воспитание основ экологической культуры, умения видеть красоту окружающего мира, элементарных трудовых навыков.
Задачи:
- Уточнить и конкретизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о признаках осени (желтеющая листва, листопад, похолодание, дождь, ветер, сбор грибов).
- Продолжать учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи (солнце светит слабо – листья желтеют, ветер дует – листья облетают, дождь идёт – появляются лужи).
- Закреплять знания детей о лесных обитателях, умение различать и правильно называть их, дать представление о подготовке к зиме диких животных.
- Упражнять в дифференцировании предметов по цвету, размеру, характерным признакам.
- Прививать детям эстетический вкус, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту осеннего леса, музыкальные произведения, формировать чувство ритма, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, уважение к окружающим, побуждать и поощрять стремление заботиться, помогать, делиться.
- Формировать элементарные трудовые навыки, умение работать в коллективе, радоваться полученному результату.
- Пополнять словарный запас детей, развивать дыхательный аппарат, упражнять в звукоподражании, формировать навыки интонационной выразительности.
- Продолжать развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, совершенствовать координацию движений.
- Поддерживать у детей интерес к познавательно - игровой деятельности, создавая эмоционально положительный фон, побуждать детей действовать по вербальной инструкции педагога (отвечать на вопросы, выполнять задания).
Оборудование и материалы:
Ширма для настольного театра с осенним пейзажем на фоне.
Бумажная кукла и набор одежды для неё.
Солнышко и тучка с капельками (из картона или ткани).
Предметные картинки: «Тучи», «Дождь», «Ветер», «Листопад».
Листочки осенние (из картона и настоящие).
Три коробочки: зелёная, жёлтая, красная.
Муляжи грибов двух размеров.
Две корзинки: большая и маленькая.
Ёжик (игрушка).
Плоды из картона (с отверстиями для шнуровки): грибы, яблоки, гроздья рябины.
Три ярких шнура с наконечниками (50 - 70 см).
Изображение дерева (ствол с ветвями без листьев) – для каждого ребёнка.
Пластилин жёлтого, красного, оранжевого, зелёного цветов.
Массажные мячики су - джок (или шишки).
Звуковое сопровождение:
«Грибочки» (сл. А. Кузнецовой, муз. Т. Попатенко)
«Маленький ёжик» (сл. В. Москвина, муз. Н. Масленниковой)
«Колыбельная» (сл. Л. Рябовой, муз. С. Терехина)
«Прогулка в осеннем лесу» (из серии «Звуки природы»)
Ход занятия:
Организационный момент
Праздник осенью в лесу,
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила. (А. Шибицкая)
- Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней, скажите: «Здравствуй, Маша». (здороваются)
Познавательная беседа «Признаки осени»
- Маша приглашает нас на прогулку в лес. Пойдём? (да)
- Только сначала нужно помочь Маше одеться. А для этого нужно выяснить, какая на улице погода. Когда вы сегодня утром шли в садик, на улице было тепло или холодно? (холодно)
- Правильно, летом погода была тёплая, а теперь холодная, потому что наступила осень – такое время года. Давайте все вместе повторим это название – осень (повторить 2-3 раза)
- Небо раньше было какое? (чистое, ясное, голубое)
- Солнышко светило как? (ярко, долго)
- А теперь небо серое, на нём тучки. Они закрывают солнышко, и оно не может светить так же, как раньше.
- Посмотрите, наше солнышко спит в тучках, как в постельке. Нужно помочь ему проснуться.
Дыхательно - мимическая гимнастика «Солнышко»
Солнышко просыпается – похлопать глазками, потянуться, протяжно произнести звук «а».
Солнышко проснулось, раздвинуло тучки и улыбается – протяжно произнести звук «и».
А тучки обиделись – нахмуриться, сдвинуть брови.
- Тучки обиделись и заплакали. А когда тучки плачут, что идёт? (дождик)
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Всех детишек разбудил. Дождик, дождик, пожалей – Нам дороги не залей! | (погрозить пальчиком) (взяться за щёки ладонями, покачать головой) (постучать пальчиком по ладошке) (вращать поднятыми вверх кистями обеих рук) (погрозить пальчиком) (выполнить движения пальчиком влево - вправо) |
- Смотрите, дети, у нас есть два деревца: летнее и осеннее. Летом листочки на деревьях были какого цвета? (зелёного)
- А сейчас какие стали? (жёлтые, красные)
- Подует ветер - и листья слетают с веток. Покажите мне, как дует ветер. (дуют, листья слетают)
- Посмотрите, как много нападало разноцветных листочков. Нужно разложить их по цвету: зелёные листочки – в зелёную коробочку, жёлтые – в жёлтую, красные – в красную.
Дети раскладывают листочки по коробочкам.
- Итак, мы с вами выяснили, что погода на улице холодная. Там дует ветер, идёт дождь. (слова педагога сопровождаются показом предметных картинок)
- Что же мы наденем на Машу? (курточку или плащ с капюшоном, шапочку, сапожки резиновые)
- Ну, что же. Мы оделись. Теперь можно отправляться в лес. А в лесу осенью растут грибы.
Динамическая пауза «Мы с корзинкой в лес пойдём»
Мы с корзинкой в лес пойдём И грибы там соберём. Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок! Ну, а ты, мухомор, Украшай осенний бор! | (маршировать на месте) (свести руки перед собой в «корзинку») (делать манящие движения руками) (присесть, обнять себя руками) (встать, погрозить пальчиком) (развести руки в стороны) |
- Посмотрите, какая полянка! Как много на ней грибов! Давайте соберём их: большие грибы в большую корзинку, маленькие – в маленькую.
Дети собирают грибы (расставленные заранее) и раскладывают по корзинкам.
- Ой, а кто это в листьях спрятался? Отгадайте загадку – и узнаете, кто там.
Вместо шубы лишь иголки. Не страшны ему и волки. | Колкий шар, не видно ножек. Ну, конечно, это … (ёжик) |
Песенка «Маленький ёжик» (1 куплет)
Маленький ёжик, четверо ножек,
Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:
Фуф - ты, фуф - ты, фуф - ты - фу,
На спине листок несу,
Самый сильный я в лесу,
Но боюсь одну лису.
Пока звучит песенка, дети садятся за столики.
- Вот как ёжик морщит носик и фыркает. А вы так умеете? Давайте попробуем. (повторять движения и звуки за воспитателем: сморщить носик, «пых-пых-пых», «фуф-ты»)
- Дети, ёжик приглашает нас к себе в гости. Пойдём? (да; шагать пальчиками по столу)
- Ой-ой-ой, кто-то забрался к ёжику в норку и разбросал все припасы, которые он приготовил на зиму. Без нашей помощи он не справится.
Игра - шнуровка «Припасы на зиму»
Снизать каждый вид припасов на отдельный шнур (грибы, яблоки, гроздья рябины).
- Пока мы разбирали припасы, к ёжику в гости пришли друзья. Посмотрите, кто ещё живёт в лесу. Вы знаете, как их зовут? (белка, лисичка, зайчик, волк, медведь, олень)
- Когда друзья собираются вместе, они веселятся. Потанцуем вместе с ними.
Динамическая пауза «Как у наших у зверят» (сидя за столиками)
Как у наших у зверят | А устали ножки – |
- Ёжик начал вдруг зевать. Не пора ли ему спать?
Дидактическая игра «Уложим ёжика спать»
Сделать постельку из листьев, уложить ёжика, укрыть большим листиком. Спеть колыбельную.
«Колыбельная»
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали песни ворковать.
Стал наш ёжик засыпать.
- Ёжик уснул. Пока он спит, давайте сделаем для него подарок – вот такую красивую картинку. (показать готовый образец)
- А перед этим разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»
Ёжик, ёжик колкий, Покажи иголки. Вот они, вот они. Ёжик, ёжик колкий, Спрячь свои иголки. Раз – и нет иголок. | (пальцы рук сплетены в замок, движения кистями вправо-влево) (выпрямить пальцы) (движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами) (сложить пальцы в замок) |
Лепка барельефная «Листики осенние»
Дети отщипывают пальчиками кусочки пластилина и прикрепляют их методом придавливания на лист бумаги с изображением дерева.
- Вот какие красивые картинки у нас получились. Думаю, они понравятся ёжику.
- Напомните мне, какие изменения происходят в природе осенью? (становится холодно, дует ветер, идёт дождь, листья становятся жёлтые и красные, опадают)
- Что нужно надевать осенью, чтобы не заболеть? (курточку, шапочку, сапожки)
- Вы все молодцы. Хорошо отвечали на вопросы и выполняли задания. Предлагаю расслабиться и отдохнуть.
Массаж - релакс «Ходит ёжик»
Ходит ёжик без дорожек По лесу, по лесу. И колючками своими Колется, колется. А я ёжику-ежу Ту тропинку покажу, Где катают мышки Маленькие шишки. | (массажным мячиком су - джоку /или шишкой/ катают себе по ножкам, ручкам, груди, животику) (то же самое друг другу по спинке) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Курсовая работа "Воспитание экологической культуры дошкольников"
В данной работе описаны основные...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...
Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"
В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....
РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»
Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...
Комментарии
Спасибо извлекла для себя
Спасибо извлекла для себя определённые знания! Желаю успехов и дальнейшего развития!