Воспитание экологической культуры дошкольников (пед. опыт)
методическая разработка по окружающему миру

Пролетарская Валентина Борисовна

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При этом экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. 

 

https://youtu.be/49CkIaKnUKU?list=PLyM389DYMxUmZBLGXyK99losSXn0FcCJW

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt_-_ekologicheskaya_kultura_doshkolnikov.docx55.53 КБ
Файл 1_ml._gr._-_osen.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование педагогического опыта:

«Воспитание экологической культуры у дошкольников».

Автор - разработчик: Пролетарская Валентина Борисовна

Период формирования и функционирования педагогического опыта:

2015 - 2017 учебные годы

Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.

К. Д. Ушинский

Актуальность опыта.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, вопросы взаимодействия человека с природой звучат всё сильнее. Глобальные изменения, происходящие в природе, заставляют серьёзно задуматься о безопасности и сохранении окружающей среды. В связи с этим ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности.

Под экологическим образованием дошкольников понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций» (Н.А. Рыжова).

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. И чем раньше начинается это воспитание, тем ощутимее его результаты. Ведь мало обучить ребёнка законам экологии – важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира, действенная готовность созидать – вот составляющие экологической культуры, воспитание которых способствует полноценному развитию личности ребёнка. Этому как раз и способствует подача нужной информации на соответствующем этапе, когда она может быть усвоена. Наиболее благоприятным периодом для накопления представлений об окружающем мире, а следовательно, для решения задач экологического воспитания, является дошкольное детство, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поскольку ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании и обучении.

Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на тропинке, крохотного паучка в густой траве... Они открывают для себя новый мир – стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. У них накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, происходит интенсивное развитие восприятия, мышления и воображения. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, умения любоваться и восхищаться красотой мира природы, развитие наблюдательности, любознательности, воспитание доброго и бережного отношения к объектам природы, сопереживания ей, активности в решении некоторых экологических проблем, чувства удовлетворения от результатов собственного поведения.

Общение с природой обогащает духовную сферу ребёнка, способствует интенсивному формированию положительных моральных качеств. При ознакомлении детей с миром природы открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ребёнок родился и живёт, любовь к Отечеству. Следовательно, это прекраснейшая основа для воспитания национальной гордости за свою страну и родную республику, в которой создана сеть природных заказников и национальных парков, где оберегается первозданность природы как национальное достояние, а также памятники природы, пронёсшие свою красоту и уникальность через века.

Ведущие педагогические идеи.

Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека стало накопление ребёнком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейших составляющих окружающего мира, освоение им истинных ценностей духовной сферы, осознание, что каждый человек – часть природы и общества, что у каждого есть Родина, близкие и дорогие ему места. И всё это необходимо сохранить для будущих поколений. Поэтому в качестве приоритетного направления своей педагогической деятельности я избрала  формирование экологической культуры у дошкольников. Под этим я подразумеваю воспитание личности с эмоционально - ценностным отношением к миру, с новым экологическим мышлением, в котором сочетаются проявления нравственности, эстетического вкуса, эмпатии, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей в различных видах деятельности, со способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Очень важно подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу планету, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту. Приступая к решению вопросов воспитания в детях способности понимать и любить окружающий мир, сознательного, бережного и заинтересованного отношения к природе, я поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цели:

  • Формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о природных явлениях, временах года, взаимосвязях в природе, экологической системе.
  • Воспитание умения воспринимать природу во всех её проявлениях, осознавать себя как часть природы, заинтересованного, гуманного, бережного отношения к ней как нашему общему дому и потребности её охранять.
  • Развитие умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

Задачи:

  • Знакомить детей с природой родного края.
  • Способствовать усвоению системы знаний о природе (её компонентах).
  • Формировать представления об универсальной ценности природы.
  • Воспитывать потребность в общении с природой.
  • Развивать экологическое сознание детей: интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её.
  • Учить детей правильным способам взаимодействия с объектами природы.
  • Прививать трудовые природоведческие навыки (в соответствии с возрастом).

Теоретическая база. 

В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д. Зверев, С.Н.Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т.Суравегина, Н.М. Мамедов и др.).  Чтобы представить в доступной детям форме информацию на такую серьёзную и жизненно важную тему, как экология, и научить пользоваться ею в различных ситуациях, в настоящее время разработано много программ и методических пособий, направленных на экологическое воспитание детей.

Мною за основу взята программа «Юный эколог», составленная С.Н.Николаевой на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

  • Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом».
  • Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей».
  • Бережнова С.В., Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников».
  • Коломина Н.В.  «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
  • Коробова М.В. «Малыш в мире природы».
  • Потапова Л.М. «Детям о природе».
  • Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники».
  • Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
  • Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу» и др.

Технология опыта.

Экологическое сознание  детей может быть развито только в том случае, когда при активном участии взрослого ребёнок каждый день будет открывать для себя что-то новое, расти исследователем, когда каждый шаг его станет путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.

Приступая к осуществлению намеченных целей и задач, я наметила для себя приоритетные направления работы:

  • Создание соответствующей предметно - развивающей среды в группе, организация экологической зоны с периодическим её обновлением.
  • Широкое использование произведений художественной литературы, музыки, живописи.
  • Приобщение детей к опытно - экспериментальной деятельности.

Методы, приёмы и формы работы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • образовательная деятельность;
  • наблюдения за объектами и явлениями природы;
  • экскурсии;
  • экологические беседы, разъяснения;
  • чтение произведений художественной литературы;
  • использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.;
  • просмотр видеороликов, слушание музыки;
  • игры: дидактические, пальчиковые, сюжетные, подвижные;
  • моделирование;
  • проблемные ситуации;
  • совместная деятельность;
  • проекты;
  • экспериментально - исследовательская деятельность (элементарные опыты);
  • интеграция образовательных областей и видов деятельности;
  • изготовление поделок из природных и бросовых  материалов;
  • организация конкурсов и выставок;
  • проведение праздников и развлечений.

Воспитание экологической культуры у дошкольников я осуществляю как на занятиях, так и в свободной деятельности. Воспитательно - образовательный процесс организую, в основном, в игровой форме, что позволяет усилить интерес детей к познавательно - исследовательской деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, руководствуюсь принципом «что вижу, то и познаю». Занятия и мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания – нравственное поведение ребёнка: полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Регулярно пополняю знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них патриотический интерес, развить любознательность.

Мною разработан и активно осуществляется проект «Удивительный мир природы», в рамках которого интеграция всех направлений моей педагогической деятельности подчинена достижению главной цели культурно - экологического воспитания детей – бережного, осознанного, ценностно - ориентированного отношения к миру, позитивного настроя на жизнь.

Богатым источником познавательного развития детей являются регулярные, многократно повторяющиеся наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением книг, использованием фольклора, музыкальной и продуктивной деятельностью.

При проведении режимных моментов я использую потешки, пословицы, поговорки на экологическую тему, которые не только позволяют детям усвоить новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой, но и знакомят детей с образностью родного языка. На занятиях и в свободной деятельности стараюсь как можно чаще использовать экологические загадки, которые способствуют расширению у детей представлений о природе, а также помогают развивать слуховое восприятие и образно - ассоциативное мышление. Широко использую специально подобранную детскую познавательную и художественную литературу, которая, сопровождая детей с первых лет жизни,  открывает и объясняет им жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, приобщаю воспитанников к красоте художественного слова, заучиваю с ними наизусть стихи.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром я стараюсь создать  благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: предлагаю анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, и то, о чём рассказывает или читает им педагог. Провожу беседы на темы: «Холодно ли птицам зимой?», «Как живут наши комнатные растения в выходной день?» и т. п. В каждой такой беседе я ставлю перед собой цель не только пробудить у детей интерес к природе, показать им, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Ведущим видом деятельности в экологическом воспитании дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств. В частности, привлекаю детей к посильному для них ежедневному уходу за комнатными растениями уголка природы в группе (сбрызнуть из пульверизатора, полить). Кроме того, песок и вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляя творческие способности, развивая воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, льют и переливают воду. Совместно мы выясняем, из какого песка можно строить, а из какого – нет, организуем игры («Маленькие уточки», «Плывёт кораблик», «Чьи следы?», «Ищем клад» и т.д.).

Большие возможности для воспитания экологической культуры заложены в играх:  дидактических («Сад - огород», «Кто прилетел на кормушку?», «Когда это бывает?», «Большой - маленький»), пальчиковых («Дождик», «Посадим цветы», «Листопад», «Снегири»), подвижных («Летает – плавает – бегает», «Воробушки и кот»), в конструировании («Домик для зайчика», «Мостик через речку»).

Ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления дают прогулки и экскурсии по территории детского сада, во время которых дети развиваются всесторонне, у них воспитываются многие положительные качества, закладываются первые ориентиры норм и правил взаимодействия с природой, обеспечивается восприятие мира растений и животных как живых существ, осознание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. При этом первостепенное значение я придаю наблюдениям: с детьми слушаем шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму и т.д. Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику (не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо). Периодически изменяю и характер наблюдения за растениями: отмечаю окраску листьев и цветов. При сезонных изменениях продолжаем наблюдения за погодными явлениями (например, зимой любуемся красотой покрытых пушистым снегом деревьев, рассматриваем свои следы, проводим эксперименты со снегом: выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лёд). Наблюдения за одними и теми же объектами (явлениями) периодически повторяю. Это даёт возможность закрепить образное представление явления, уточнить его детали.

Такие непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных детям знаний способствуют развитию образного и логического мышления.

На прогулках хорошей традицией стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

Также во время прогулок и экскурсий собираем разнообразные природные материалы, которые в дальнейшем используем для изготовления поделок, что не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.

Вся работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников ведётся в тесной связи со специалистами ДОУ и родителями воспитанников. В рамках работы по заявленной теме я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Сотрудничество с семьёй помогает обеспечить непрерывность и целостность процесса формирования экологической культуры у детей. Взаимодействуя с родителями, я использую разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т.д. Информацию по экологическому воспитанию размещаю на стендах, в папках - передвижках, буклетах. Периодически организую выставки детских и семейных поделок: «Дары осени», «Лучший домик для птиц», «Ах, какая ёлочка!..», «Весенняя фантазия» и др. Всё это позволяет продемонстрировать  достижения воспитанников, показать актуальность формирования основ экологической культуры у дошкольников.

Результативность опыта.

Я считаю, что проделанная мною работа по экологическому воспитанию дошкольников имеет положительные результаты. У детей наблюдается устойчивый познавательный интерес к явлениям природы, желание общаться с объектами природы и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, имеются навыки экспериментирования, развиты наблюдательность,  умение анализировать, делать выводы. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе, нормы поведения в природном окружении, научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе, отличаются эмоциональной отзывчивостью. Под воздействием полученных знаний о явлениях и объектах живой и неживой природы у детей сформировались определённые трудовые навыки. Из этого можно сделать вывод, что у детей к концу учебного года имеются устойчивые экологические знания.

На мой взгляд, экологическое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Оно направлено на развитие личности ребёнка: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, на совершенствование речи, мышления и познавательных интересов, творческих способностей, культуры чувств и поведения. К тому же, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, милосердие, терпение, трудолюбие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер ребёнка, станут его основой.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников я столкнулась с тем фактом, что содержание комплексных программ дошкольного образования не отражает региональных особенностей. В связи с этим возникает необходимость корректировать учебный материал с учётом природно - климатического своеобразия и культурного наследия Республики Мордовия.

Кроме того, необходимо принять во внимание следующие моменты:

  • Довольно часто требуется нестандартный наглядный материал, который приходится изготавливать собственноручно.
  • Отдельные компоненты изучения могут быть упущены из-за большого объёма информации по теме.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт может использоваться как специалистами ДОУ, так и родителями. Каждый творческий педагог (родитель) может использовать данный опыт, пополнить его собственными инновационными, творческими находками.



Предварительный просмотр:

«Прогулка в осенний лес»

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе

Автор: Пролетарская Валентина Борисовна

Интеграция образовательных областей: 

Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение знаний детей о временах года; закрепление представлений о цвете и размере.

Речевое развитие: развитие дыхательного аппарата и речевых навыков, обогащение словарного запаса детей.

Социально - коммуникативное развитие: воспитание у детей интереса к окружающему миру, поощрение стремления заботиться о других, оказывать помощь, развитие навыков коллективной деятельности.

Художественно - эстетическое развитие: формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей в продуктивной деятельности.

Физическое развитие: развитие тактильных ощущений; совершенствование мелкой и общей моторики, координации движений; снятие усталости.

Цели:

  • Формирование у детей  представлений о сезонных изменениях в природе осенью и лесных обитателях, закрепление умения дифференцировать предметы по цвету и размеру.
  • Развитие любознательности, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, образного мышления, речевых навыков.
  • Воспитание основ экологической культуры, умения видеть красоту окружающего мира, элементарных трудовых навыков.

Задачи:

  • Уточнить и конкретизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о признаках осени (желтеющая листва, листопад, похолодание, дождь, ветер, сбор грибов).
  • Продолжать учить  устанавливать элементарные  причинно - следственные связи (солнце светит слабо – листья желтеют, ветер дует – листья облетают, дождь идёт – появляются лужи).
  • Закреплять знания детей о лесных обитателях, умение различать и правильно называть их, дать представление о подготовке к зиме диких животных.
  • Упражнять в дифференцировании предметов по цвету, размеру, характерным признакам.
  • Прививать детям эстетический вкус, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту осеннего леса,  музыкальные произведения, формировать чувство ритма, развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, уважение к окружающим, побуждать и поощрять стремление заботиться, помогать, делиться.
  • Формировать элементарные трудовые навыки, умение работать в коллективе, радоваться полученному результату.
  • Пополнять словарный запас детей, развивать дыхательный аппарат, упражнять в звукоподражании, формировать навыки интонационной выразительности.
  • Продолжать развивать мелкую и общую моторику,  тактильные ощущения, совершенствовать координацию движений.
  • Поддерживать у детей интерес к познавательно - игровой деятельности, создавая эмоционально положительный фон, побуждать  детей действовать по вербальной инструкции педагога (отвечать на вопросы,  выполнять задания).

Оборудование и материалы:

Ширма для настольного театра с осенним пейзажем на фоне.

Бумажная кукла и набор одежды для неё.

Солнышко и тучка с капельками (из картона или ткани).

Предметные картинки: «Тучи», «Дождь», «Ветер», «Листопад».

Листочки осенние (из картона и настоящие).

Три коробочки: зелёная, жёлтая, красная.

Муляжи грибов двух размеров.

Две корзинки: большая и маленькая.

Ёжик (игрушка).

Плоды из картона (с отверстиями для шнуровки): грибы, яблоки, гроздья рябины.

Три ярких шнура с наконечниками (50 - 70 см).

Изображение дерева (ствол с ветвями без листьев) – для каждого ребёнка.

Пластилин жёлтого, красного, оранжевого, зелёного цветов.

Массажные мячики су - джок (или шишки).

Звуковое сопровождение: 

«Грибочки» (сл. А. Кузнецовой, муз. Т. Попатенко)

«Маленький ёжик» (сл. В. Москвина, муз. Н. Масленниковой)

«Колыбельная» (сл. Л. Рябовой, муз. С. Терехина)

«Прогулка в осеннем лесу» (из серии «Звуки природы»)

Ход занятия:

Организационный момент

Праздник осенью в лесу,

И светло, и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесила. (А. Шибицкая)

  • Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней, скажите: «Здравствуй, Маша». (здороваются)

Познавательная беседа «Признаки осени»

  • Маша приглашает нас на прогулку в лес. Пойдём? (да)
  • Только сначала нужно помочь Маше одеться. А для этого нужно выяснить, какая на улице погода. Когда вы сегодня утром шли в садик, на улице было тепло или холодно? (холодно)
  • Правильно, летом погода была тёплая, а теперь холодная, потому что наступила осень – такое время года. Давайте все вместе повторим это название – осень (повторить 2-3 раза)
  • Небо раньше было какое? (чистое, ясное, голубое)
  • Солнышко светило как? (ярко, долго)
  • А теперь небо серое, на нём тучки. Они закрывают солнышко, и оно не может светить так же, как раньше.
  • Посмотрите, наше солнышко спит в тучках, как в постельке. Нужно помочь ему проснуться.

Дыхательно - мимическая гимнастика «Солнышко»

Солнышко просыпается – похлопать глазками, потянуться, протяжно произнести звук «а».

Солнышко проснулось, раздвинуло тучки и улыбается – протяжно произнести звук «и».

А тучки обиделись – нахмуриться, сдвинуть брови.

  • Тучки обиделись и заплакали. А когда тучки плачут, что идёт? (дождик)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, подожди!

Надоели нам дожди!           

Ты по крышам зачастил,            

Всех детишек разбудил.              

Дождик, дождик, пожалей –

Нам дороги не залей!        

(погрозить пальчиком)

(взяться за щёки ладонями, покачать головой)

(постучать пальчиком по ладошке)

(вращать поднятыми вверх кистями обеих рук)

(погрозить пальчиком)

(выполнить движения пальчиком влево - вправо)

  • Смотрите, дети, у нас есть два деревца: летнее и осеннее. Летом листочки на деревьях были какого цвета? (зелёного)
  • А сейчас какие стали? (жёлтые, красные)
  • Подует ветер  - и листья слетают с веток. Покажите мне, как дует ветер. (дуют, листья слетают)
  • Посмотрите, как много нападало разноцветных листочков. Нужно разложить их по цвету: зелёные листочки – в зелёную коробочку, жёлтые – в жёлтую, красные – в красную.

Дети раскладывают листочки по коробочкам.

  • Итак, мы с вами выяснили, что погода на улице холодная. Там дует ветер, идёт дождь. (слова педагога сопровождаются показом предметных картинок)
  • Что же мы наденем на Машу? (курточку или плащ с капюшоном, шапочку, сапожки резиновые)
  • Ну, что же. Мы оделись. Теперь можно отправляться в лес. А в лесу осенью растут грибы.

Динамическая пауза «Мы с корзинкой в лес пойдём»

Мы с корзинкой в лес пойдём

И грибы там соберём.

Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор!

(маршировать на месте)

(свести руки перед собой в «корзинку»)

(делать манящие движения руками)

(присесть, обнять себя руками)

(встать, погрозить пальчиком)

(развести руки в стороны)

  • Посмотрите, какая полянка! Как много на ней грибов! Давайте соберём их: большие грибы в большую корзинку, маленькие – в маленькую.

Дети собирают грибы (расставленные заранее) и раскладывают по корзинкам.

  • Ой, а кто это в листьях спрятался? Отгадайте загадку – и узнаете, кто там.

Вместо шубы лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек.

Ну, конечно, это … (ёжик)

Песенка «Маленький ёжик» (1 куплет)

Маленький ёжик, четверо ножек,

Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:

Фуф - ты, фуф - ты, фуф - ты - фу,

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису.

 

Пока звучит песенка, дети садятся за столики.

  • Вот как ёжик морщит носик и фыркает. А вы так умеете? Давайте попробуем. (повторять движения и звуки за воспитателем: сморщить носик, «пых-пых-пых», «фуф-ты»)
  • Дети, ёжик приглашает нас к себе в гости. Пойдём? (да; шагать пальчиками по столу)
  • Ой-ой-ой, кто-то забрался к ёжику в норку и разбросал все припасы, которые он приготовил на зиму. Без нашей помощи он не справится.

Игра - шнуровка «Припасы на зиму»

Снизать каждый вид припасов на отдельный шнур (грибы, яблоки, гроздья рябины).

  • Пока мы разбирали припасы, к ёжику в гости пришли друзья. Посмотрите, кто ещё живёт в лесу. Вы знаете, как их зовут? (белка, лисичка, зайчик, волк, медведь, олень)
  • Когда друзья собираются вместе, они веселятся. Потанцуем вместе с ними.

 

Динамическая пауза «Как у наших у зверят» (сидя за столиками)

Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки –
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

  • Ёжик начал вдруг зевать. Не пора ли ему спать?

Дидактическая игра «Уложим ёжика спать»

Сделать постельку из листьев, уложить ёжика, укрыть большим листиком.  Спеть колыбельную.

«Колыбельная»

Люли - люли - люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали песни ворковать.

Стал наш ёжик засыпать.

  • Ёжик уснул. Пока он спит, давайте сделаем для него подарок – вот такую красивую картинку. (показать готовый образец)
  • А перед этим разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий,

Покажи иголки.

Вот они, вот они.

Ёжик, ёжик колкий,

Спрячь свои иголки.

Раз – и нет иголок.

(пальцы рук сплетены в замок, движения кистями вправо-влево)

(выпрямить пальцы)

(движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

(сложить пальцы в замок)

Лепка барельефная «Листики осенние»

Дети отщипывают пальчиками кусочки пластилина и прикрепляют  их методом придавливания на лист бумаги с изображением дерева.

  • Вот какие красивые картинки у нас получились. Думаю, они понравятся ёжику.
  • Напомните мне, какие изменения происходят в природе осенью? (становится холодно, дует ветер, идёт дождь, листья становятся жёлтые и красные, опадают)
  • Что нужно надевать осенью, чтобы не заболеть? (курточку, шапочку, сапожки)
  • Вы все молодцы. Хорошо отвечали на вопросы и выполняли задания. Предлагаю расслабиться и отдохнуть.

Массаж - релакс «Ходит ёжик»

Ходит ёжик без дорожек

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я ёжику-ежу

Ту тропинку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

(массажным мячиком су - джоку /или шишкой/ катают себе по ножкам, ручкам, груди, животику)

(то же самое друг другу по спинке) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"

В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....

РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»

Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...


 

Комментарии

Гарифуллина  Алина Салаватовна

Спасибо извлекла для себя определённые знания! Желаю успехов и дальнейшего развития!