«Три свойства и три состояния воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие по естествознанию, с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Три свойства воды"17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

 «Три свойства и три

состояния воды»

Непосредственно образовательная деятельность

По естествознанию 5 – 6 лет

  Воспитатель: Коноплева О.А.

Программное содержание: 

  1. Формировать у детей знания о свойствах воды на основе опытов (без запаха, без вкуса, прозрачная); углубить представления о трех состояниях воды в зависимости от температуры воздуха (жидкое в нормальных условиях, твердое при охлаждении, газообразное при нагревании);
  2. Формировать у детей начальное представление о круговороте воды в природе. Закрепить знания о значении воды в жизни людей, животных, растений, о подаче воды из водохранилища в кран.
  3. Формировать реалистические представления о явлениях неживой природы, о причинах их возникновения, о связи между ними.
  4. Развивать мышление, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
  5. Воспитывать любознательность, внимание, бережное отношение к воде.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, кипением чайника; изготовление цветного льда в формочках; чтение рассказа И.Г.Калининой «Снежный колобок»; беседа о пользе воды, бережном отношении к ней.

Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе»; стаканы с чаем, молоком, водой; колба; спиртовка; лед в блюдцах; стекло 10*15; ложка чайная.

Раздаточный материал: стаканы с водой, цифры на каждого ребенка, салфетки.

Ход занятия

        Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала» (река).

Ответы детей.

        Воспитатель: Почему вы думаете, что это река? А как называется река, которая протекает в городе Лабытнанги?

Сегодня мы будем говорить о воде, ее свойствах. В нашей стране много рек, озер, морей. Сначала это маленькие роднички, ручейки, потом они становятся все больше и больше и, наконец, превращаются в могучие реки, которые несут свои воды к морю. В реках и озерах вода пресная, питьевая.

Но прежде чем вода пойдет по трубам в водопроводный кран ее хорошо очищают от грязи и хранят в водохранилищах.

-А для чего нам нужна вода? Где она используется?

 Ответы детей.

        Воспитатель: Занятие у нас будет необычным. Мы проведем опыты, и многое узнаем о воде.

Опыт №1. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?

Ответы детей.

                     Первое свойство воды – она без запаха.

Опыт №2. Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте

глоток воды. Какая вода по вкусу?

Ответы детей.

                    Второе свойство воды – она безвкусная.

Опыт №3. На столе воспитателя стоит 3 стакана: с чаем, с водой, с молоком.

Назовите, что налито в стаканах? Почему вы так думаете? Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель ставит карточку с цифрой позади трех стаканов по очередности, и предлагает определить, через какой стакан видна карточка (через стакан с водой). Почему?

Ответы детей.  (вода прозрачная, а чай и молоко нет).

Воспитатель повторяет такой же опыт с чайной ложкой. По очереди опускает ложку в стаканы. Видна ли ложка?

Ответы детей.

                      Третье свойство воды – она прозрачная.

Опыт №4. Возьмите стакан с водой. Поставьте цифру позади стакана с

                    водой. Видна ли цифра?

Ответы детей.

Возьмите стакан с соком, поставьте за ним цифру. Что вы видите? Почему?

Ответы детей.

Тот же опыт проводится и со стаканом с молоком.

Воспитатель предлагает детям повторить все три свойства воды.

Проводится физкультминутка «Танец утят» (2,5 минуты)

Опыт№5. Воспитатель предлагает детям познакомиться с состояниями воды. Показывает детям, как переливают воду из стакана в стакан. Что я делаю? Почему я смогла перелить воду? (вода жидкая и льется).

Ответы детей.

Первое состояние воды – она жидкая, ее можно перелить.

А какие жидкости вы еще знаете? А что будет с водой, если ее нагреть?

Ответы детей.

Мы сейчас на опыте проверим, правильно ли ответили.

Опыт №6. Нагревание пробирки с водой на спиртовке, наблюдение за паром. Можно ли пар превратить в воду?

Ответы детей.

Воспитатель ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды. Что произошло с паром?

Ответы детей.

При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду.

Второе состояние воды – парообразное.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Капелька – путешественница».

- Могучая река несла воды к морю. В этой реке жила маленькая капелька. Ей было весело греться под лучами ласкового солнышка, которое пригревало все сильней и сильней. «Ах» - сказала капелька и стала становиться все меньше и меньше, пока не стала совсем легкой как пар, и улетела высоко в небо. Там капелька превратилась в облако. Долго она путешествовала по небу, пока ей не стало холодно. Она стала опять тяжелой и упала на землю дождиком. Там капелька – путешественница попала опять в родную речку.

- Где жила капелька? Что с ней случилось? Почему она возвратилась на землю?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации «Путешествие капельки» или «Круговорот воды в природе» и загадывает загадку:

«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).

- Когда наступают морозы? Что случается с рекой зимой? Кто знает, что такое лед? (замершая вода)

Ответы детей.

Опыт №7. Воспитатель раздает детям на блюдце лед. Что это такое? Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он? (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)

Ответы детей.

Третье состояние воды – она твердая.

Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?

Ответы детей.

Ставим блюдце со льдом на батарею. В конце занятия дети проверяют, правильно ли они ответили на вопросы.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы очень много узнали о воде, провели опыты. Предлагаю вам перечислить три свойства воды и три состояния. Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?

Ответы детей.

        Вода очень нужна всем на земле: и людям, и животным, и растениям. Как нужно беречь воду?

Дети называют знакомые пословицы: «Без воды нет жизни», «Захочешь пить – подойдешь к реке», «От дождя земля расцветает», «Не умывши лица, за стол не садятся».

        Воспитатель читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Почему автор в конце стихотворения говорит: «Вечная слава воде»?

Ответы детей.

- Правильно дети, без воды нет жизни и поэтому к воде надо относиться бережно и экономно. А сейчас дежурные сольют оставшуюся воду в чайник и польют цветы.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: «Свойства и признаки воды»

Цель:Знакомство со свойствами воды....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....

"Исследование свойств воздуха и воды"

Конспект НОД в старшей группе...

Конспект НОД на тему "Свойства и состояния воды" с использованием современных технологий

- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;  закрепить знание детей об агрегатном состоянии воды:развивать у детей анализирующее восприятие предметов неживой природы;развивать творческое во...

Комплексное занятие во второй младшей группе. Чтение детям русской народной песенки «Водичка, водичка…». Знакомство со свойствами предметов и воды.

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить  несколько направлений для развития наших ребятишек:  физи...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

Вода, ее свойства. Эксперименты с водой

Коспект ОД в подготовительной группе Вода, ее свойства. Эксперименты с водой...