Конспект занятия по образовательной деятельности «Познание» «Деревья нашего леса».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Потехина Елена  Александровна

углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов и парков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 322 компенсирующего вида.

   

                                                                        Воспитатель: Потехина Е.А.

Конспект занятия

по образовательной деятельности «Познание».

«Деревья нашего леса».

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов и парков.

Образовательные задачи: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.)

Развивающие задачи: продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Предшествующая работа:

наблюдения за деревьями на территории ДОУ;

чтение литературы  природоведческого характера; разучивание стихов о природе;

рассматривание иллюстраций о лесе;

рассматривание альбома «Правила поведения в лесу».

Ход:

Воспитатель: ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей).

Я предлагаю вам поделиться своим радостным настроением со всеми нами.

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Радость разбудила всех детей,

Пригласила в гости к нам гостей!

Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(В группу влетает воздушный шар, на котором нарисован Незнайка.  К  шарику привязана записка).

Воспитатель: ой, ребята, а что это к нам прилетело? Как вы думаете, от кого он? Да, он от Незнайки. А здесь еще какая – то записка,  прочитаем ее?

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я сегодня был на прогулке в лесу, и у меня появилось несколько вопросов, на которые я не знаю ответ. Прошу вас помочь мне узнать ответы на мои вопросы! Свои вопросы я написал в записках, которые оставил в лесу. Жду от вас ответа! Спасибо! Ваш друг Незнайка».

Воспитатель: как же можем помочь Незнайке? (ответы детей).

Я приглашаю вас на прогулку в лес. Вы готовы?

Ответы детей.

Но для начала я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу.

Высказывания детей о правилах поведения в лесу.

Воспитатель: спасибо, что напомнили о правилах поведения в лесу, а как вы понимаете, что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель: всё верно вы рассказали – лес – это такое место, где растёт много деревьев, где растут разные грибы и ягоды, лес – это дом животных.

И я предлагаю, соблюдая все правила, что мы с вами вспомнили, отправиться по лесной тропинке.

Мы заходим с вами в лес                           (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!                     (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.                   (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.                                  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

Воспитатель: наверное, вы немного устали, давайте присядем и я предлагаю вам осмотреться вокруг. Что вы видите? (Много деревьев). А какие деревья вы узнали? Как вы думаете, что общего и в чем отличия у всех этих деревьев?

Дети называют общие признаки: у всех деревьев есть ствол, ветки, которые растут верх, листья. Отличия: разный цвет коры, форма листа, у одних есть плоды, у других их нет.

Воспитатель: ребята,  посмотрите, какая стройные березы и красавицы рябины растут в лесу. Я предлагаю вам сравнить березу и рябину. В чем сходства и в чем различия?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у рябины коричневый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

(Белоствольная).

Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

Ребята, обратите внимание, на белом стволе березы есть черточки, а называются они чечевички. Предлагаю вам и это новое слово повторим все вместе.

Может кто-нибудь знает, для чего они нужны на стволе?  Оказывается, береза через них дышит.

Чем еще отличаются эти  деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Ответы детей, воспитатель их обобщает, уточняет.

Посмотрите, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняком.
Предлагаю всем вместе повторить, чтобы хорошо запомнить.

А здесь растут одни осины. Может кто – то догадается, как называется такой лес? Лес, в котором растут только осины, называется – осинник.

А может кто – то из вас знает, как называется лес, в котором растут только деревья с листьями? Правильно, это лиственный лес. Но где же записка от Незнайки?

(Дети находят записку).

«Ребята, был я сегодня в этом лесу и ничего не понял, почему все листья разноцветные, и даже опадают с веток?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: вот мы и ответили на первый вопрос Незнайки. Ну, что, отправимся дальше?    

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!                              (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.                          (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,                           (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.                              (Наклоны вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?                         (Вращение туловищем)
Ветер стих. И нам опять

Очень хочется гулять.

Воспитатель: ребята, посмотрите, мы пришли с вами в другой лес. А этот лес отличается от предыдущего. Как вы думаете, чем?

Ответы детей: здесь растут елки и сосны.

Воспитатель: а чем эти деревья отличаются от деревьев, про которые мы только что разговаривали? Правильно, у них вместо листьев иголочки, а называются эти иголки – хвоя. Предлагаю всем вместе повторим это слово.

А лес, в котором растут хвойные деревья, называется – хвойным.

Кто скажет, почему лес, в котором растут ели и сосны называется хвойным?

А как вы думаете, хвоя сосны отличается от хвои ели?

Дети: Да.

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Воспитатель: ой, ребята, в лесу, наверное, был сильный ветер, и несколько веточек с хвойных деревьев обломал, давайте их возьмем и рассмотрим, чем отличается хвоя ели от хвои сосны.

Правильно – хвоя ели короткая, темная, а у сосны она длинная, светлая.

И обратите внимание, что осенью хвойные деревья не сбрасывают хвою, как лиственные деревья свои листочки. Конечно, иголочки у деревьев меняются, опадают, но не все сразу, а постепенно.

А кто знает, как называются плоды у хвойных деревьев?

Дети: шишки.

Воспитатель: ой, а сколько шишек нападало с хвойных деревьев. Давайте возьмем по одной шишке и под звуки леса пофантазируем – на кого или на что похожа шишка. (звучит запись шума леса).

Ответы детей.

Воспитатель: а еще я  предлагаю поиграть с шишкой. Кладите ее на ладошку и покатайте, представьте, что по ней бежит ежик.

Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!

А теперь по другой руке покатаем. (игра повторяется).              

Воспитатель: так жалко оставлять шишки в лесу. Может, они нам еще пригодятся? А для чего? (Высказывания детей).

Тогда предлагаю собрать их в корзинку и забрать с собой.

Но мы же еще не нашли записку от Незнайки. А вот и она. Предлагаю ее прочитать:

«Ребята, скажите, пожалуйста, а почему в хвойном лесу хвоя не изменила свой цвет, и не опала, как листочки?»

Высказывания детей.

Воспитатель: да, ребята, вы всё верно отметили, что хвоя не меняет свой цвет ни осенью, ни весной, ни летом. Ведь недаром есть такая загадка:

Зимой и летом одним цветом.

Вот и второй ответ на вопрос Незнайки.

Воспитатель: ребята, может, вы знаете, что воздух в хвойном лесу очень полезный и целебный. Хвоя выделяет такие пахучие вещества, от которых все микробы погибают. Вот поэтому воздух в хвойном лесу очень чистый, и приятно пахнет.

Давайте глубоко сейчас подышим, чтобы наши легкие наполнились целебным воздухом.

Положите руку на живот, вдыхаем – живот надуваем, а выдыхаем – сдуваем и произносим «Ах какой приятный запах» – повторить 3 раза.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какую пользу приносят деревья для нашей земли,  для нас с вами?

Размышления детей.

Воспитатель: вы всё верно рассказали о пользе лесов на нашей земле. Ведь недаром говорят, что Леса – это легкие нашей планеты. Поэтому, когда бываешь в лесу, надо строго выполнять все правила, что мы с вами сегодня повторили!!! Давайте вместе беречь наши леса!!!

Воспитатель: а посмотрит, какая большая шишка у меня есть. Это тоже сосновая шишка, но только от сосны, которая растет на юге, где много  солнца и тепла, поэтому она гораздо больше наших шишек. И я предлагаю вам ею поиграть.

Давайте встанем все в круг, и будем передавать друг другу шишку, отвечая на вопрос «Лес какой?».

Воспитатель: ну, что, мы с вами нашли ответы на вопросы Незнайки, побывали в лесу.  Вам понравилось? А что вам запомнилось больше всего?

Вопросы детям: Как называется лес, в котором растут ели да сосны?

Сбрасывают ли эти деревья всю хвою осенью?

А как называется лес, где растут деревья, у которых на ветках листья?

Как называется дерево, у которого белый ствол?

А черные черточки на нем? Для чего березе чечевички?

Какая польза для нашей планеты от деревьев?

Воспитатель: вот мы и вернулись в наш детский сад.

Теперь на надо написать ответ Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Осенняя пора"Конспект занятия по образовательной деятельности «Познание»

Развивать умение прослеживать логику изменений, происходящих с природными явлениями, выделять основные признаки времени года – осени; эмоциональную отзывчивость детей; мелкую моторику рук....

Конспект открытой подгрупповой образовательной деятельности "Дикие животные наших лесов"

Конспект открытой подгрупповой образовательной деятельности  "Дикие животные наших лесов"Программное содержание:  Коррекционно – образовательные задачи: Обобщить  и систематиз...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности Познание на тему: «Что бы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть».

Программные задачи:·        Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, обсуждение.·        Развивать умение детей вести...

Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"

Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"...

Конспект занятий по изобразительной деятельности аппликация «Животные нашего леса – Пушистый зайчик»

Конспект занятий по изобразительной деятельности«Животные нашего леса – Пушистый зайчик»  С использованием не традиционных техник аппликации в средней группе.Тема: «Животн...

Конспект занятия в старшей группе «Хвойные деревья наших лесов»

Представлен материал по формированию представлений у дошкольников о хвойных деревьях родного края (ель, сосна), их характерных особенностях, жизнедеятельности, значении для всего живого....