Конспект занятия "Добыча угля в Амурской области" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лавская Елена Михайловна

помощь учителям - дефектологам, воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobycha_uglya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Добыча угля в Амурской области»

Цель: ознакомление детей с добычей угля в Амурской области

Задачи

  1. Познакомить детей со свойствами каменного угля с его месторождением и добычей в Амурской области.
  2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности.
  3. Развивать сенсорные ощущения.
  4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы.

Предварительная работа:

Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»

Оборудование:

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, салфетки, лупа, презентация «Добыча угля в Амурской области», шапочки и нарукавники.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, для нашей группы пришла посылка, хотите узнать, что в ней? Открывает посылку, достаёт письмо, читает его «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет вы узнаете, отгадав загадку. Желаю вам удачи.

Хозяйка медной горы»

Загадка: Чёрный и блестящий, я самый настоящий Волшебник, чародей, я нужен для печей.

В печах переливаюсь золотистым цветом,

В морозы я стараюсь дома нагреть, как летом.

Воспитатель: - Догадались о каком камне идёт речь?

- Правильно, это каменный уголь (достаёт из посылки)

-Хозяйка Медной горы прислала его нам чтобы мы с вами, узнали, как его добывают у нас в Амурской области, как и где его использует человек, изучили свойства каменного угля.

Презентация «Добыча угля в Амурской области»

Слайды

  1. Эмблема «Амурский уголь»
  2. Загадка - Крепкий камень, не гранит

Зимой в печках он горит...

Согревая каждый угол,

Это чёрный камень .. (уголь)

  1. Стих о шахтёрах - Да здравствуют наши шахтёры

Бессмертный и дружный народ!

Добытчики чёрного солнца Проходчики чёрный пород!

Мы славим их верность народу Их светлый и доблестный труд!

Ребята, посмотрите какой мужественный шахтёр: у него чёрное от угольной пыли лицо и руки, работают в специальной брезентовой робе, шахтёры носят каски, каски - безопаски. Эти люди добывают уголь глубоко под землёй. Но у нас в Амурской области шахтёры добывают уголь на поверхности.

4. Город угольщиков - Райчихинск

На карте Амурской области показать где находится наш город Благовещенск, и где находится Райчихинск. Около Райчихинска поставить знак «уголь».

5. Взрыв слоя пустой породы

6. Шагающий экскаватор убирает пустую породу.

7. В Райчихинске идёт открытый способ добычи угля.

8. Открытый угольный карьер

9. Машины, которые помогают людям добывать уголь.

10. Шагающие экскаваторы.

11. Разновидность дробильных установок.

  1. Белаз - самый большой самосвал.
  2. Добыча угля происходит круглые сутки.
  3. Погрузка угля экскаватором в вагоны.
  4. Подача угля по транспортёру в вагоны.
  5. Перевозка угля по железной дороге поставщикам во все регионы страны.
  6. Дымящиеся горы одно из чудес земли Амурской.
  1. Где используют каменный уголь.
  2. Стих про огонь.

Учитель - дефектолог - вы смотрели фильм, и ваши глазки устали, давайте понаблюдаем за бабочкой.

Проводится «Гимнастика для глаз».

Воспитатель: - Ребята, а как называются люди, которые всё изучают?

- Да, учёные

- Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учёными.

Учитель - дефектолог - чтобы попасть в «детскую научную лабораторию» нужно всем одеть шапочки и приколоть бейджики. Пройдите к столу, займите своё рабочее место. Чтобы наши пальчики были послушны мы сделаем для них зарядку:

Четыре братца высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

Опыт 1 - воспитатель молотком ударяет по каменному углю.

- что произошло? (да, он рассыпался)

- Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)

Опыт 2 -а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.

- Какой он? (бугристый, как дерево)

Опыт 3 -уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.

- что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)

- почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)

Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

- а что произошло с углем? (он утонул)

- какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.

- а как вы думаете, уголь растворяется? - уголь не растворяется.

Опыт 4 - возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.

- правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

- а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля.

Всем спасибо за работу в научной лаборатории

Сказка про «Уголёк»

Уголёк-то наш важный и всем нужный! Попадёт Уголёк в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!

А попадёт Уголёк на теплоэлектростанцию. Что не далеко от нашего города, специальные котлы закипят, забурлят. Машины заработают. И побежит по трубам горячая вода, а по проводам электричество. И тепло в нашем доме и светло!

А попадёт Уголёк на большой, металлургический завод растопит уголь, железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь.

Хочешь - рельсы для поездов.

Хочешь - краны строительные.

А хочешь - машины любые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

Конспект занятия. Народная культура Амурской области. « Кто такие Казаки?».

                   Народная культура Амурской области....

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества....