Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа
материал (старшая группа)

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков»

старшая группа

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания; презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (изготовления курень в уголок «Родного края»)

Материал: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачьи костюмы, аудио записи казачьих песен.

Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игры.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях казаки: амурский казак Тихон   и донской казак Сашко.      

Казак Тихон: Кто из вас знает, ребята, как здоровались казаки?

Дети: Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро и т.д.

Казак Тихон: Это сейчас так здороваются. А раньше если с утра встречались, то говорили: «Здорово ночевали, казаки!». А отвечать нужно было так: «Слава Богу!».                                                                                                                                              В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и приветствовал справляясь о здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово живёте?», «Здорово бывали, казаки!».

Если казаки встречались после обеда, во второй половине дня, приветствовали друг друга так:  «Здорово дневали, казаки!» (добрый день), а в ответ: «Любо!». «Любо» - значит хорошо /,а в ответ  

«Здорово вечеряли?» (добрый вечер).

«Здорово ночевали?» (доброе утро).

Казаки отвечали — «Слава Богу».

Игровая ситуация «Приветствие казаков».

Казак Тихон: Ребята, это мой друг – казак Сашко, по приветствуйте его по казачьи.

Казак Сашко: А вы знаете кто был самым главным помощником и другом для казака?                                                                                                                                                              Это был его конь. Днем казак воевал на коне, ночью в холодном поле мог согреться, прижавшись к коню. Казаки очень любят лошадей и по сей день. В их честь в некоторых городах нашей могучей Родины есть им памятник.

Во время войны казак воевал на лошади, а в мирное время пахал на нем, возил дрова, сено, т. е. выполнял разную работу. А для того, чтобы не терять сноровку, казаки выполняли различные упражнения на конях. Эти упражнения назывались «джигитовка». А если казак выполнял упражнения без коня с шашкой, они назывались «джигитка».

Воспитатель: А интересно, какую же одежде носили казаки?

Дети:  Костюмы,  фуражки, брюки, шапки и т. д.

Дидактическая игра:                                                                                                                 « Найди отличия и сходство в одежде казаков Тихона и Сашко»

На казаке  Сашко надеты шаровары, кафтан, рубаха, подпоясан он кушаком, на голове папаха. На кафтане сзади есть разрез, для того чтобы было удобнее садиться на лошадь.

На казаке Тихона одежда уже больше похожа на военную форму: брюки, рубаха, папаха, ремень, но брюки также как и раньше заправлены в сапоги.

- Вы знаете как называются полоски на брюках и для чего они?

Ответ детей.                                                                                                                                 Желтые полоски на брюках называются лампасы. Такие полоски были на брюках у всех казаков, но у разных казаков они разного цвета. У донских казаков – лампасы красные, у сибирских – желтые. Т. е. по цвету лампасов было видно, где живет казак.

Казак Тихон: Устали. Предлагаем вам поиграть в одну игру.

А ведущего выберем  при помощи казачьи считалочки:

Ехали казаки тёмным лесом ,за каким то интересом. Инте – инте – интерес выходит на букву С

Подвижная игра: « Золотые ворота»

Играющие  берутся за руки, образуя круг.  В центре  его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй  - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим.

Казак Сашко: Молодцы  ребята!  Время быстро пролетело, настала пора прощаться . До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа

Цель проекта:      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе позн...

Календарное планирование. Тема недели "Знакомство с народной культурой и традициями. ". Подготовительная к школе группа.

Ежедневное планирование на неделю (январь )по теме: "Занакомство с народной культурой и традициями" ....

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...

Календарно – тематическое планирование по теме: «Знакомство с народной культурой и традициями» в подготовительной, старшей, средней , во второй младшей группах.

Календарно – тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» в подготовительной  группе.ДеньРежим (указать время)Совместная деятельность взрослых и детейОргани...