Ознакомление дошкольников с птицами
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Кизнякова  Людмила Михайловна

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению дошкольников с птицами,   для младшей и средней групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_ptitsami.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая  разработка

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ПТИЦАМИ»

(младший, средний возраст)

Подготовила:

воспитатель

Кизнякова Л.М.

                                                             

                                            Чебоксары, 2017

     Птицы распространены повсеместно и многие из них живут рядом с человеком. Дети могут наблюдать их с раннего возраста. Ребята узнают о разнообразии птиц, о том, как они живут в разные сезоны года, как выращивают потомство, какую пользу приносят людям. Дети учатся заботливому, бережному отношению к птицам, ухаживая в зимней подкормке.

     Наиболее полно педагогическую работу по ознакомлению детей с птицами, по формированию у них трудовых навыков, по воспитанию гуманного отношения к птицам можно развернуть с помощью уголка природы. Он даёт возможность организовать систематические наблюдения за птицами и дежурства детей на протяжение всего года.

МЛАДШАЯ ГРУППА  

     В младшей группе рекомендуется временное (10-14 дней) содержание птицы любого вида, взятой из уголка природы старшей или подготовительной группы.

Наблюдение первое

Знакомство с птицей.

     Это – птица. Она называется… (даётся название). Птица живёт в клетке. Она красивая и весёлая: прыгает по клетке и щебечет. Воспитатель рассказывает детям, откуда взялась птичка, у кого она жила раньше. Предлагает детям тихо постоять возле клетки, посмотреть и послушать птичку. Во время наблюдения воспитатель изредка комментирует отдельные действия птички (прыгает, поёт и т.д.).

Наблюдение второе.

Что птичка ест.

     Птичка клюёт зёрна. Зёрна мелкие, разного цвета. Ещё птичка ест тёртую морковку, творог, пьёт воду. Зёрна надо положить в кормушку, а воду налить в поилку. Корм птица клюёт, а воду пьёт. В начале наблюдения воспитатель привлекает внимание детей к птичке, читая стихотворение. Затем, ухаживая за птичкой, он показывает ребятам корм, кормушку, наблюдает вместе с ними, как птичка клюёт, пьёт, называет её действия (клюёт зёрна и т.д.).

Наблюдение третье.

Наша птичка живая. 

     Наша птичка живая. .Её надо кормить и поить каждый день, и она всегда будет здоровой и весёлой. После еды птичка весело скачет по клетке и поёт. Птичку нельзя ловить и трогать руками. Она может испугаться.

           

     Наблюдение следует проводить ежедневно в течение недели, каждый раз связывая хорошее состояние птички с тем, что она накормлена. Во время наблюдения дети помогают воспитателю готовить корм для птички, выполнять самые простые действия (держать, насыпать и т.д.). В словаре дошкольников закрепляются слова «поилка», «кормушка», «Клюёт» и др. В один из дней живую птичку можно сравнить с игрушечной, которая сама не клюёт и не скачет и которую можно брать в руки, чтобы поиграть.

Занятие «Какая птичка»

Программное содержание.

     Дать детям представление о том, что у птички есть голова, туловище, хвост, ноги, крылья, на голове – клюв и глаза. Клювом птичка клюёт корм, пьёт воду, с помощью ног прыгает.

Материалы к занятию

     Красочное изображение птички на картинке (желательно той, что живёт в клетке), лист плотной бумаги размером 30х40 см, разноцветные заготовки частей тела птички для аппликации.

Ход занятия.

     Первая часть:

     Рассматривание картинки с изображением птички. Воспитатель показывает (обводит) все части тела птицы, предлагает детям назвать их или же называет сам (если дети затрудняются).

     Вторая часть: Аппликация декоративной птички.

     Воспитатель последовательно наклеивает все части тела птицы, сначала показывая их на картинке. Дети показывают каждую из наклеенных частей, затем воспитатель вместе с детьми любуется получившейся птичкой, читает детям стихотворение или поёт песенку про птичку.

     Третья часть:

     Воспитатель играет с детьми. Спрашивает: «Что делает птичка клювом (клюёт корм, пьёт воду), ногами (скачет), крыльями (машет)?» Предлагает детям «поклевать», «попить», как птичка, «поскакать» и «помахать крылышками».  

Наблюдение четвёртое.

Внешний вид птички. 

     У птички есть голова, туловище, хвост, крылья, ноги. На голове глаза и клюв. Клювом она клюёт корм и пьёт воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жёрдочке. Крылышками птичка машет (поднимает и опускает их). Во время этого наблюдения воспитатель закрепляет знания детей о внешнем виде и поведении птички, полученные ими раньше. Наблюдение можно проводить в момент кормления, После этого наблюдения в свободное время можно рассмотреть с детьми картинку с изображением совы м разучить стихотворение.  

Наблюдение пятое.

Как птичка купается.  

     Птичка очень любит купаться в воде. Для этого в клетку можно поставить блюдце с водой или повесть купалку. Птичка ногами залезает в воду, начинает махать крыльями, бить ими по воде – так она купается. Это наблюдение можно проводить неоднократно.

Наблюдение за птицами на участке.

     В дальнейшем работа по ознакомлению детей с птицами переносится на участок детского сада. Её следует приурочить к зимней подкормке птиц. С детьми можно провести ряд наблюдений. Ребята узнают, какие птицы кормятся на кормушке или прилетают на участок. Они должны научиться различать два-три вида птиц (например, голубя и воробья), главным образом по величине, общей окраске, способу передвижения по земле (ходит, скачет) и издаваемым звукам. Воспитатель объясняет детям, что у всех птиц, прилетающих на участок, есть все те же части тела, что и у птички, которая жила в группе (попутно закрепляются знания о функциях отдельных органов). Все птицы летают по воздуху при помощи крыльев. Ребята наблюдают, как птицы машут крыльями во время полёта.

     Во время наблюдений на участке следует читать детям небольшие стихотворения про птиц и народные потешки, организовывать подвижные игры с сюжетом из жизни птиц, загадывать загадки.  

СРЕДНЯЯ ГРУППА  

     В этом возрасте расширяются представления детей о внешнем виде птиц, об их поведении в клетке и в природе.

     В средней группе рекомендуется постоянно содержать птицу или брать её на более длительное время (1-1,5 мес.) из уголка природы старшей или подготовительной группы.

Желательно, чтобы птица была иная, чем в младшей группе.

Наблюдение первое.

Знакомство с птицей.  

     У нас новая птичка (даётся название). Дети называют знакомые им части тела птицы. Голова у птички круглая, хвост длинный, ноги тонкие, рот и нос у птички вместе – это клюв. Он острый. Крылья сложены, прижаты к туловищу. Они плохо заметны, когда птичка не летает. (Дети вспоминают и говорят, что делает птица клювом, зачем ей глаза, наблюдают, как она поедает корм.)  

     В конце наблюдения воспитатель рассказывает детям, что все птички очень пугливы, поэтому около клетки надо вести себя спокойно: не бегать, не делать резких движений, не ставить рядом с клеткой никаких предметов (игрушек). Если птичку напугать, она начнёт быстро летать по кленке, биться об неё и может погибнуть.

     В дальнейшем, замечая, что дети нарушили правила поведения, воспитатель напоминает им, как (и почему) надо вести себя возле клетки.

Наблюдение второе.

Как ухаживать за птичкой.  

    Чтобы птичка была здоровой и весёлой, за ней надо ухаживать каждый день. Ежедневно надо выбрасывать остатки корма, мыть поилку и кормушку, накладывать меркой свежий корм и наливать воду (указаны только те трудовые операции, которые дети среднего возраста могут выполнять самостоятельно). Вынимать и ставить кормушку надо очень осторожно, чтобы не пугать птичку.

     Это наблюдение проводится один раз со всей группой, в дальнейшем действия отрабатываются с каждой парой дежурных.

Наблюдение третье.  

Как птица купается и пьёт воду.

     Птицы любят быть чистыми, поэтому они с удовольствием купаются в воде. Воду надо наливать в специальную купалку. Птичка сначала пьёт воду, затем купается. Во время купания она приседает в воде, хлопает крыльями, встряхивается, после купания чистит пёрышки, сушит и приглаживает их. Во время наблюдения воспитатель просит детей тихонько называть все действия птицы, помогая им в случае затруднений («Птица подлетела к купалке, рассмотрела её, прыгнула на край и т.д.).

     В конце наблюдения воспитатель делает вывод – птичке очень нравиться купаться, купалку надо ставить чаще.

Задание для самостоятельного наблюдения.

Как птичка поёт.  

     Воспитатель предлагает детям прислушаться к птичке и, когда она запоёт, внимательно послушать её пение. Педагог объясняет ребятам, что если птичка запела, значит, она здорова и дети хорошо за ней ухаживали.

Наблюдение четвёртое.

Что есть у птицы.

     У птицы есть голова, один клюв и хвост. У неё два крыла, две ноги, два глаза. Всё тело птички (кроме ног и клюва) покрыто перьями разного цвета. Перья мягкие и лёгкие. В процессе наблюдения детям следует задавать конкретные вопросы, например: «Сколько у птички крыльев?», «Чем покрыто тело птички?», «Где у птички нет перьев?» и т.д. С детьми надо отметить не все, а два-три основных цвета в окраске птицы и назвать, какого цвета перья покрывают ту или иную часть тела. В конце наблюдения воспитатель даёт детям и вместе с ними рассматривает выпавшие у птицы пёрышки.

Наблюдение пятое.

Зачем птице ноги и крылья.  

      Ноги птице нужны для того, чтобы ходить и прыгать, сидеть на жёрдочке, почёсывать головку. При помощи крыльев птица летает, перепархивает с места на место, купается в воде.    

Наблюдения за птицами на участке.  

     В дальнейшем ознакомление детей с птицами проводится на участке во время зимней подкормки птиц и весной. С детьми следует организовать серию наблюдений, содержанием которых могут быть:

-  распознавание трёх-четырёх птиц по внешним признакам (величине и особенности окраски) и по поведению (способ передвижения по земле, издаваемые звуки, вместе или по одном кормятся на кормушке;

- закрепление знаний об особенностях строения птиц, полученных детьми во время наблюдений за птицей в клетке (голова круглая, клюв острый, тело покрыто перьями и т.д.);

- уточнение своеобразия поведения птиц на улице. Дети наблюдают, как птицы передвигается по земле, по деревьям, по воздуху, как пьют и купаются в лужах, как едят корм на кормушке.  

     Проводя зимнюю подкормку птиц, воспитатель объясняет, что зимой птицам очень голодно. Поэтому они охотно прилетают на кормушку и поедают весь корм, который оставляют дети.

     В конце года (летом) следует провести занятие, на котором воспитатель сможет закрепить знания детей о птицах, полученные ими за время пребывания в средней группе. На этом занятии можно впервые обобщить знания ребят. В качестве наглядности на занятии используются картины с изображением тех птиц, которых дети наблюдали в течение года.

     Занятие можно провести по такому плану:

  1. Вспомнить с детьми, каких птиц они наблюдали в течение года (в группе, на участке, зимой, весной), и установить, чем птицы отличаются друг от друга.
  2. Рассказы детей об особенностях жизни и поведения птиц в клетке и на участке (чем питаются, как передвигаются, как купаются и т.д.).
  3. Обобщение воспитателем знаний детей о птицах по ряду сходных признаков (у всех птиц две ноги, два крыла, один клюв, тело покрыто перьями; птицы летают при помощи крыльев, клюют корм при помощи клюва).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы планеты Земля"

Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц;  познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности дете...