Технологическая карта НОД по познавательному развитию. Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чащина Наталья Александровна

Тема: "Секреты обыкновенной бумаги"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

средняя  группа №3  «Солнышко»

воспитатель: Чащина Н.А.

Тема: "Секреты обыкновенной бумаги"

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества бумаги через проведение опытов.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

 Развивать и активизировать словарь: использовать в речи определения к объектам (качества и свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними; формировать навыки связной речи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Предварительная работа: Создание коллекции «Такая разная бумага». Беседа «Изготовление бумаги»

Демонстрационный материал: Коллекция «Такая разная бумага», карточки- схемы

Раздаточный материал: Бумага: картон, салфетная, альбомная; емкости с водой.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,  формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой

1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок! 
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"

Приветствие.

Психогимнастика.

Психологическая готовность.

Вводно- организационный,

1 мин

Организация направленного внимания. Формирование интереса к содержанию НОД, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Она бывает документом,
салфеткой, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, билетом,
альбомом, книгой и при этом
она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами!»

Отгадывают загадку.

Ответ: бумага

Словесный метод

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Рассматривание коллекции «Такая разная бумага»

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная ( для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага ( для фотографий)

8 - бархатная бумага ( для труда, поделок)

9 - салфетная бумага ( гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Дети сравнивают образцы бумаги по фактуре, плотности.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Расширение имеющихся представлений

Закрепление знаний, представлений о свойствах, качествах объектов, их преобразование.

Воспитатель предлагает пройти в лабораторию и провести исследование свойств бумаги.

Опыт №1 "Бумага мнется"

Опыт №2 "Бумага рвется"

Опыт №3 "Бумага намокает"

Опыт №4, "Бумага горит"

Опыт №5 "Бумага издает звук"

Берут по одному листу бумаги разной  плотности и сминают ее.

 Рвут бумагу.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги и картон.

Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Выполняют движения- «стирка белья»

Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Обсуждение.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. Овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность.

Практическая работа,

Применение навыков и умений.

Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная,

ненужная бумага. Воспитатель предлагает детям самим сделать бумагу

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой,

3. Добавляем клей и крахмал.

4. Перемешиваем.

5. Выкладываем на ровную поверхность для высыхания.

Участвуют в процессе изготовления бумаги.

Выполнение практической творческой работы.

Коллективная,

индивидуальная работа.

Овладение объемом практических навыков.

Заключительный этап. Рефлексия,

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Мы познакомились с разными видами бумаги и изучили её свойства. Из проделанных опытов видно, что разная бумага обладает разными свойствами. Каждый день мы сталкиваемся с бумагой и даже не замечаем этого. Человек не может жить без бумаги она прочно вошла в нашу жизнь. Но надо бережно относиться к ней, так как бумагу делают из древесины. А лес- это лёгкие нашей планеты, это дом для животных и птиц. И наша задача сберечь его. Бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель? Одежду?

Выводы исследований- опираясь на схемы.

Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если мы будем беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Фронтальная работа. Обсуждение.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Самоанализ занятия

Ф.И.О. педагога Чащина Наталья Александровна

Должность воспитатель

Место работы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  

Группа средняя группа№3

Тема: "Секреты обыкновенной бумаги"

Тип занятия: Занятие-эксперимент

Цель:  Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Задачи: Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества бумаги через проведение опытов.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

 Развивать и активизировать словарь: использовать в речи определения к объектам (качества и свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними; формировать навыки связной речи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.


Методические приёмы:

1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Игровые;
4. Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Этапы занятия:

1этап Психологический настрой

2 этап Вводно- организационный

3 этап. Актуализация

4 этап Расширение имеющихся представлений

5 этап. Рефлексия

1этап Психологический настрой (1 мин)

Дидактическая задача: Создание атмосферы психологической безопасности.

Форма организации: фронтальная.

Метод: словесный.

2 этап Вводно- организационный (1 мин)

Дидактическая задача: Организация направленного внимания. Формирование интереса к содержанию НОД, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Форма организации занятия: фронтальная

Метод: словесный.

3 этап. Актуализация (3 мин) 

Дидактическая задача: Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

 Форма организации : фронтальная, индивидуальная

Метод: наглядный, словесный. 

4 этап Расширение имеющихся представлений (13мин)

Дидактическая задача: Закрепление знаний, представлений о свойствах, качествах объектов, их преобразование.

Дидактический материал:

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

5 этап: Рефлексия (2мин)

Дидактическая задача: закрепить полученные знания.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Метод: словесный.

Краткая характеристика группы: Общее количество детей 25 в группе . Из них девочек 13 и  11мальчиков

Материал для НОД был подобран н доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач, учитывая их возрастные особенности.

На непосредственно образовательной деятельности созданы условия для формирования предпосылок для универсальных учебных действий:

Личностные УУД 

- формирование интереса к себе и окружающему миру;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- умение взаимодействовать с другими детьми;

- формирование желания выполнять учебные действия.

Регулятивные УУД

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

Познавательные УУД 

- осуществлялись предпосылки навыков анализа

Коммуникативные УУД 

- соблюдение правил общения в совместной деятельности;

- построение небольших монологических высказываний;

- инициативное сотрудничество в поиске необходимой информации;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

-игровая деятельность;

-деятельностный подход;

-технология развивающего обучения

-здоровьесберегающие технологии.

Материал для НОД по познавательному развитию был подобран на доступном для детей уровне интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки УУД (учебной универсальной деятельности), которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД(учебной универсальной деятельности)  в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.

Типографская бумага- бумага, на которой печатают книги, газеты, журналы.

Альбомная бумага- используется для рисования 

Писчая - применяется для изготовления тетрадей

Картон - самая плотная бумага. Применяется для моделирования макетов, поделок, аппликаций.

Пергамент - полупрозрачная бумага. используется, в основном, для заворачивания товаров и продуктов питания

Цветная бумага - используется для аппликаций, декорирования.

Анализ непосредственно образовательной деятельности

воспитателя с детьми

Воспитатель: Заматаева Елена Анатольевна

Форма организации непосредственно образовательной деятельности: комплексное занятие.

Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: средняя группа «Буратино»

Дата проведения: 15 ноября 2016 г.

Организационный момент занятия.                                                      

  Воспитателем использован  следующий прием организации детей в начале непосредственно образовательной деятельности:  пробуждение интереса детей и привлечение внимания за счет использования сюрпризного момента – появление старичка Зная и приглашение посмотреть, с чем он пришёл к детям. Оргмомент прошел динамично, быстро, дети заинтересованы предстоящей работой, настроены на совместную деятельность. Приемы, используемые воспитателем соответствуют возрасту детей. Соответствуют сюжету занятия, цели работы  детей на занятии. 

 Мотивационно-ориентировочный этап.  Основой для формулировки цели явилась учебная задача, практическое задание в начале деятельности:                          расширить и закрепить знания о свойствах бумаги.  Воспитатель хорошо подвела детей к формулировке и принятию целей и задач занятия, сумела пробудить интерес к передаваемой информации, к различным видам деятельности.

Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии (поисковый и практический этап): использованы такие формы организации совместной деятельности как постановка проблемных вопросов и активизация мышления (как можно использовать бумагу, чтобы спрятать игрушку, сомните бумагу и послушайте, какие звуки издаёт бумага, когда вы её мнёте). Воспитатель опирается при подаче материала на познавательный интерес детей, на их стремлении  узнать о свойствах бумаги в ходе экспериментов (сомните бумагу и послушайте, какие звуки издаёт бумага, когда вы её мнёте;  пустите в плавание бумажный и металлический кораблики; вложите в маленький конверт письмо на большом листе бумаги) и сама проявляет активное стремление к общению с детьми. Использованы приемы активизации познавательной деятельности: проведение опытов, объяснение (репродуктивные) и педагогическая ситуация, проблемный вопрос, практическое игровое задание (продуктивные), их соотношение можно отметить в сторону продуктивных.  Педагог дает возможность детям высказаться, на протяжении занятия активно идет речевое развитие (расширение активного словаря детей, развитие связной речи), вовлечение каждого ребенка в решение проблемных ситуаций.  

    Заслуживает одобрения познавательный эффект занятия: в знакомый детям материал введены элементы нового, элементы усложнения знаний. Развитие мыслительной деятельности детей обеспечивается созданием условий для проявления усилий и напряжения мысли ребёнка, наличием поисковой  ситуации.

      Ярко прослеживаются воспитательные возможности содержания занятия:    решались задачи нравственного развития детей, осуществлялось экологическое воспитание.

               Соблюдены такие дидактические принципы как соответствие материала возрасту, программе, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала. На протяжении занятия была выдержана сюжетная линия, сохранены целевые установки, формировалось осмысленное отношение к работе.

       Материалы, используемые на занятии, соответствуют возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобно размещены. Работы детей выполнены на хорошем уровне, чувствуется, что материал заинтересовал детей, они не остались равнодушны к увиденному и услышанному в ходе совместной деятельности.

Соблюдены санитарно-гигиенические требования: длительность проведения непосредственно образовательной деятельности соответствует возрастным нормам, время эффективно использовано, темп оптимален. Стиль общения педагога с детьми можно оценить как демократический, были включены релаксационные моменты, необходимая доля поддержки детей, нуждающимся в помощи во время проведения экспериментов, что обеспечивало детям психологический комфорт. Объем двигательной активности, интеллектуальная нагрузка достаточны, нагрузка на органы зрения и слуха оптимальна.

Рефлексивно-оценочный этап:  педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки. При оценивании учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей.

Выводы: используемые методы и организационные формы работы соответствуют целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; поставленные педагогом цели достигнуты.

Рекомендации: целесообразно включение на мотивационном этапе проблемной ситуации для использования версионного подхода к ее разрешению, предоставления детям возможности для свободных высказываний, активизации их мыслительных процессов, Воспитателю использовать современные информационно-коммуникативные технологии, ТСО. При организации оценочной деятельности знакомить детей с наиболее наглядными параметрами.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1,  схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 "Бумага мнется"

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

Карточка №2, схема рванная бумага.

 Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,   заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Карточка №3, схема капля воды.

Опыт 3 "Бумага намокает"

-Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-. Что Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

Карточка №5,  схема растительное масло.

Опыт №4, "Бумага впитывает масло"

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

Карточка №6, схема физминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на  щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком  утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Карточка №7, схема нота.

Опыт №5 "Бумага издает звук" 

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

Карточка №8, схема ветер.

Карточка №9, схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 "Бумага горит "

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Карточка №10, схема с сюрпризом- творческий этап.

Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами.  Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой, добавляем клей.

3. Выкладываем на ровную поверхность.

Рефлексия.

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется. Бумага можно резать.

3. Бумага намокает.

4. Бумага впитывает масло.

5. При смятии бумага издает звук.

6. Бумага горит.

7. Из бумаги можно делать поделки.

Бумага для печати          Бумага для письма

 Картон                                     Салфетки          

Бархатная бумага                   Упаковочная бумага    

  Полотенца бумажные       Платки носовые

 Туалетная бумага                                Обои

Газетная                          Калька

Гофрированная бумага           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия "Как выращивают хлеб" по образовательной области "Познавательное развитие" средняя группа

Технологическая карта занятия "Как выращивают хлеб" по образовательной области "Познавательное развитие" средняя группа...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: " Письмо от волшебника"

Технологическая карта помогает воспитателю быстрее подготовиться к занятию и успешно провести его....

Технологическая карта ООД (Занятия) Познавательное развитие в группе раннего возраста"Я и моя семья"

Цель: воспитание у ребёнка любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду.Задачи по образовательным областям:Образовательная область «Речевое развитие»1. Учить отвечать ...

Технологическая карта ООД (Занятия) Познавательное развитие в группе раннего возраста"День и ночь"

Цель: формировать представления детей  о смене частей суток. Образовательные задачи: познакомить детей с временными понятиями  день-ночь,  научить правильно употреблять...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию.Средняя группа

Технологическая карта по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста "Поможем гномику".Главной целью является уточнение и расширение представление детей о диких животных...