"Невидимка воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Селютина Любовь Николаевна

"Невидимка воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka_vozduh.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Конспект НОД в старшей группе по познавательной деятельности и экспериментированию « Невидимка воздух».

Подготовила: воспитатель Селютина Л, Н., МКДОУ д/с « Колокольчик», с. Родино Алтайский край.

Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах ( бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ, развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: весы подвесные; два одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого ребёнка; прозрачная ёмкость с водой; две свечи; банка; спички; веера по количеству детей; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки по количеству детей; мыльные пузыри; карточки- обозначения свойств воздуха; игрушка лягушонок, воздушные шары в связке.

Предварительная работа: беседа « Живая и неживая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Ход образовательной деятельности

Педагог:

Сегодня  с вами попробуем творить чудеса. Но сначала давайте вспомним: что относится к живой природе?( Люди, животные, растения.)

Что относится к неживой природе? (Камни, вода, воздух, почва, звёзды.)

Молодцы! А сейчас отгадайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас. ( Воздух)

Педагог:

Правильно ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух- везде: на улице, в комнате, в земле, в воде и даже внутри нас.

 ( Из-за дверей доносятся звуки).

Лягушонок:

Ой, помогите, спасите, лечу!

Педагог: Кто это там кричит? (Открывает двери).

В комнату на воздушных шарах влетает Лягушонок.

Педагог:

Здравствуй, Лягушонок. Как ты к нам попал?

Лягушонок:

Здравствуйте, ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понёс, понёс и принёс к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Педагог:

Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок:

О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нём  слышал, но никогда с ним не встречался. Может его вовсе нет?

Педагог:

Погоди, Лягушонок! Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок:

Ничего я не вижу! Где же он? Куда он спрятался?

Педагог:

Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини- лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие учёные.

( Дети переходят за столы).

Опыт № 1 « Как поймать воздух»

Педагог:

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находиться? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок:

Я уверен, что там ничего нет!

Педагог: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

 ( Педагог подносит пакет к Лягушонку).

Лягушонок:

Я его не вижу, но чувствую

Педагог:

Молодец, Лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха « Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 « Что в стакане?»

Педагог:

Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок:

Это же всем понятно, что в нём ничего нет.

Педагог:

Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стакан нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

( Педагог предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду она постепенно вытесняет из него воздух, занимая место воздуха.

Лягушонок:

Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело!

Педагог

Молодец, Лягушонок! Ты мне подсказал ещё один интересный опыт с воздухом.

Опыт №3 «Воздух легче воды»

Педагог:

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух). Откуда он берётся?

(Мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку).

Лягушонок:

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Педагог:

Потому что воздух легче воды,

Давайте поставим на мольберт ещё одну карточку, которая обозначит свойство воздуха « Воздух легче воды».

Ребята, Лягушонок! А у меня для вас есть небольшой сюрприз. ( Педагог достаёт мыльные пузыри). Что это? ( Пускает мыльные пузыри). Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, а другие ловить, а потом наоборот.

Раз, два, три, раз, два, три-

Я пускаю пузыри.

Мыльные, воздушные,

В тёпленькой водичке
Разведу я мыла…

Капельку шампуня,

Чтобы лучше было…

А теперь от ручки

Трубочкой…Смотри!

Как переливаются эти пузыри…

На, попробуй, выдуй тоже!

Ветерку послушные.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пузыри летят опять

Над домами, над лесами,
Над зелёными садами.

Я пускаю пузыри,

Как красиво, посмотри!

Педагог:

Наигрались? А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес?

Лягушонок:

Конечно, нет!

Педагог:

Хотите проверить?

Опыт №4 « Имеет ли воздух вес?»

Педагог:

Что у меня в руках?( воздушный шар). Почему он так называется? Молодцы! Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвки и палочки( показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит, шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку- обозначение свойства воздуха « Воздух имеет вес».

Лягушонок:

Интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята?

Педагог:

Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку « Воздух не имеет запаха».

Лягушонок:

Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?

Педагог:

Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить запах до нас.

Лягушонок:

Он ещё и двигаться умеет?

Педагог:

Скажи, Лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок:

Меня ветер принёс.

Педагог:

Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер-это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, кружится вертушка). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 « Движение воздуха»

Педагог:

Возьмите в руку веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы сейчас открыли окна? Что бы вы почувствовали? Итак, делаем вывод, что воздух движется и ставим новую карточку- обозначение движения воздуха.

Ребята, сегодня мы поговорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что влздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите пальчиками нос . Не дышите.

Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Дети: Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать!

Лягушонок:

Спасибо вам, ребята, за интересные опыты. Я очень многое узнал. Самое главное, я узнал, что мы дышим воздухом. Воздух- часть природы. Я хочу подарить вам воздушные шарики. Теперь  я знаю, почему они называются воздушными.


 

 

                                                                                               

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...