Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Программные задачи ООД.  Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе: короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).  Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.  Закреплять знания детей о труде людей осенью.  Закреплять обобщающие понятия овощи и фрукты.  Закреплять знания основных цветов и геометрических форм.  Совершенствовать диалогическую форму речи.  Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.  Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.  Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_oseni._otkr.zan_.22_oktyabrya_2015dou_50.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР.

 В ГОСТЯХ  У   ОСЕНИ.

Программное содержание.

  • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе: короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
  • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.
  • Закреплять знания детей о труде людей осенью.
  • Закреплять обобщающие понятия овощи  и фрукты.
  • Закреплять знания основных цветов и геометрических форм.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
  • Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  • Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Обогащение словаря. Живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, унылая, слякотная, ароматный, шершавый, жухнет.

Предварительная работа. Наблюдения за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропинке детского сада. Рассматривание картин и репродукций об осени. Чтение художественной литературы. Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование. Волшебный зонт осени, письмо от осени, муляжи фруктов и овощей, логические таблицы серии « четвёртый лишний», 2 мольберта, картинки с изображением разных времён года, листья берёзовые и рябиновые, нарисованные осенние деревья берёза и рябина, ёжик.

Ход ООД.

Дети с воспитателем заходят в группу. На ковре лежат  осенние листья (берёзовые и рябиновые). В центре ковра лежит раскрытый зонтик. Зонтик украшен осенними листочками, на ниточках к зонтику прикреплены (на пуговицы) картинки с изображением разных фруктов, овощей, ягод. Под зонтиком лежит письмо.

В.- ребята, мне кажется, что пока нас не было,  к нам в гости кто-то приходил. Кто же здесь у нас гулял и листочки разбросал? Я вам подскажу, а вы попробуйте отгадать.

В. – загадывает загадку об осени.

Слякоть. Лужи. Непогода.
Дождевое время года.
Тучи небо бороздят,
В парке пёстрый листопад.
Ветер песни завывает,
В кучи листики сметает.

Лес с себя одежду сбросил.
Птицы к югу полетели.

Что же это? Всех мы спросим.

Ну конечно это

…Осень.

В.-правильно, молодцы, конечно,  это осень, угадали.

В.-  ребята, осень видно так спешила по своим осенним делам, что забыла у нас свой волшебный зонтик.

Посмотрите,  какой красивый зонт у осени. Чем он украшен?

Дети отвечают.

Воспитатель наклоняется к зонтику.

В.- ой, смотрите, мне кажется под зонтиком что-то есть…

Воспитатель поднимает с ковра зонт, а под ним – письмо.

В.- интересно-интересно… Какой-то конверт, на нём написано - ребятам старшей группы детского сада № 50. Так это же нам письмо.

Давайте, ребята, сядем сначала  на стульчики  откроем письмо  и скорее его прочитаем.

Дети садятся на стульчики.

В. – открывает и читает письмо от осени. Ребята, послушайте, что нам пишет осень.

Милые мои, ребята,

В гости к вам прийти я рада

Скоро-скоро к вам приду,

И гостинцы принесу.  Только справиться вам надо с разными заданьями и поможет в этом вам мой волшебный зонтик.

В.- ребята, посмотрите,  на зонтике разные дары, которые приносит нам осень, и о каждом из них осень нам оставила загадки.

В.- ну, что, ребята, справимся с заданиями осени?

Д.- да.

1.Тогда слушайте первую загадку.

Знаком он  всем, растет в теплице.
Пьёт прохладную водицу.
Вырастает он  хрустящий,
Весь зелёный и блестящий.
И на стол к нам, наконец,
Попадает …
Огурец.

В.-предлагает ребёнку найти и снять с зонтика огурец.

Ребёнок не только должен найти овощ, но и сказать какой он, назвать ласково.

Огурец- огурчик, зелёный, ароматный, свежий, сочный, хрустящий, твёрдый.

В.- ставит огурец на магнитную доску.

В.- а вот и первое задание.

Вы знаете, что  каждое время года состоит из 3 месяцев.

 Назовите месяцы осени.

Д.- сентябрь, октябрь, ноябрь.

В.-молодцы, а теперь назовите признаки  осени, что бывает только  осенью?

Дети отвечают.

Осенью становится  холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

Осенью листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.

Осенью  насекомые прячутся под листья, кору деревьев и засыпают.

Осенью собираются в стаи и улетают на юг перелётные  птицы.

Осенью дни стали короче, а ночи длиннее.

Осенью с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов.

Осенью животные готовятся к зиме.

Осенью люди одевают тёплую осеннюю одежду.

Осенью дети идут  в школу.

2. Слушайте вторую загадку.

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные, красные. Яблоки.

Ребёнок находит на зонтике яблоко и говорит, какое яблоко- сочное, сладкое, кисло-сладкое, ароматное, твёрдое, красное.

В.- а вот и второе задание.

Осень предлагает нам поиграть в игру.

Игра « Найди картинку с изображением осени».

Проказник осенний ветер перепутал все картинки с временами года, выберем только те картинки, на которых изображена осень.

На доске висят картинки с изображением разных времён года. Дети подходят по одному, выбирают осеннюю картинку и прикрепляют её под изображение осени.

3. в.- а вот и третья загадка.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус,  как сахар сладкая. Морковь.

Ребёнок находит на зонтике морковь  и говорит, какая она. Сочная, сладкая, твёрдая, хрустящая, полезная, витаминная.

Игра « Свари борщ и компот».

Разделить детей на 2 команды. В корзинке  вперемешку овощи и фрукты. 1 команда собирает в корзинку овощи для борща, а 2 – фрукты для компота.

Воспитатель корзинки вместе с детьми проверяет. Классификация овощей и фруктов, где растут.

4. Четвёртая загадка.

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Эти ягоды, все знают,

Они  лекарства заменяют.

Если вы больны ангиной,

пейте на ночь чай с... малиной.

Ребёнок находит на зонтике малину  и говорит, какая она. Сочная, сладкая, мягкая, ароматная, полезная, витаминная.

Игра «Четвёртый лишний».

4-5 картинок.

Дети должны найти, что лишнее на картинке, объяснить почему.

5. Пятая загадка.

Этот овощ вот уж диво,
Круглый, красный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Борщ, свекольник,

Винегрет.
Свёкла.

Ребёнок находит на зонтике свёклу  и говорит, какая она. Сочная, сладкая, твёрдая, хрустящая, полезная, витаминная, яркая.

Физкультурная минутка с листочками.

В.- предлагает детям выйти на ковёр и поднять любые листочки.

Выполнение физ. минутки.

Физкультурная минутка «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,

На  ветках мы  сидим,

Дунул ветер, полетели, полетели, полетели.

И на землю тихо, тихо, тихо  сели.

Ветер снова набежал,

Все листочки вверх поднял!

И листочки покачал.

Закружились, полетели, полетели, полетели.

и на землю тихо, тихо, тихо  сели.

В.-ребята, а теперь  посмотрите на свои листочки, а с каких деревьев они, узнали?

Дети. С рябины и берёзы (рябиновые и берёзовые).

В.- предлагает каждому листочку найти своё дерево. Дети, по очереди , прикрепляют листья к нарисованным берёзе и рябине. И садятся на свои места.

6. Шестая загадка.

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... груша.

Ребёнок находит на зонтике грушу и говорит, какая она. Груша - сочная, сладкая, ароматная, мягкая.

В.- осень предлагает нам поиграть в игру

Игра «Да, нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко и пора одеть панамку?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

В.- ребята, на нашем зонтике совсем не осталось даров осени, остались только тучки осенние и холодные капельки дождя,

вы справились со всеми заданиями осени.

И на волшебном зонтике осени остались только тучки и капельки осеннего холодного дождя.

Ещё чуть-чуть и пойдёт дождик.

Я думаю, что самое время спрятаться под зонтом и позвать к нам в гости осень. Но зонт волшебный и попасть под него не просто, вам надо назвать какая бывает осень.

Воспитатель встаёт в центр ковра.

А чтобы она услышала нас и пришла я буду вас приглашать под  её волшебный зонтик, а вы должны будете сказать, какой бывает осень. Я начну, а вы мне поможете.

В.- осень разноцветная. А какая ещё бывает осень?

Дети. Осень золотая, печальная, хмурая, красивая. Осень  разноцветная, дождливая, долгая, затяжная. Осень пестрая, теплая, холодная. Осень дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая. Осень очаровательная, тихая, невеселая. Осень ранняя, золотая, поздняя. Осень таинственная, скучная, грустная, ласковая.

В.- ребята, слышите, чьи-то лёгкие шаги , наверно это сама осень идёт к нам в гости.

Приходит осень.

Осень. Здравствуйте, ребята. Знаете кто я ? Правильно, я осень. Молодцы, справились со всеми моими заданьями. А за это я вам всем принесла угощение, свои осенние дары, сладкие, сочные, да румяные яблоки. Угощайтесь, ребята.

Спасибо, осень.

А мне пора спешить, проверю все ли звери, готовы встретить мою сестрицу зимушку-зиму. До свиданья, ребята, ждите меня через год. Дети прощаются.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Название: «Этот загадочный Космос» Тема: «Космос»Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности для детей с ФФНР

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе, в котором представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков Р-Рь, определение места зв...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе комбинированной направленности с ребёнком ТНР

Конспект НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе комбинированной направленности с ребёнком ТНР...