Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе комбинированной направленности с ребёнком ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе комбинированной направленности с ребёнком ТНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_s_reb._tnr.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Конспект НОД 

по познавательному развитию в подготовительной группе комбинированной направленности с ребёнком ТНР

Тема: Жизнь насекомых зимой.

Цель: Формирование представлений у детей об особенностях жизни насекомых в зимний период времени.

Коррекционно-образовательные: 

- знакомить детей с миром насекомых в зимний период;

- уточнять знания детей о насекомых;

- развивать любознательный интерес к различным видам насекомых.

Коррекционно-развивающие:

- формировать умение отвечать на вопросы и задавать их.

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать навык связной речи;

- способствовать правильному звукопроизношению;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к насекомым.

- содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества в совместной  деятельности

Интеграция ОО: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа: Чтение и обсуждение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Образовательная среда: Мультимедийный проектор, проекционный экран, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза.)

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Характер взаимодействия: эмоционально-личностное, ситуативное.

Руководство деятельностью:

Мотивационно-целевой этап: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, ко мне в руки прилетел листочек. Почему он с дерева слетел? А какие еще признаки осени вы знаете? (Ответы детей.)

Обратить внимание в тот момент, когда дети будут говорить о насекомых, что они впадают в спячку - А так ли это?)

Постановка цели: Вы хотите побольше узнать, как готовятся к зиме самые маленькие обитатели? Надо попросить помощи у листика. Он по ветру летал, и всюду побывал.

Предлагаю ребенка с ТНР попросить у листика помощи. 

- Как можно это сделать? («Листик, пожалуйста, помоги нам»)

Совместная деятельность с детьми: Давайте за руки возьмемся и вместе произнесем слова:

Листик, листик помоги, нас листок перенеси, перенеси ты нас туда, где раскинулись леса…

- Ребята, куда мы попали? (Мы попали в осенний лес…) (изображение на экране)

Воспитатель загадывает загадки:

- Живёт в лесу малыш изящный, пусть ростом мал, да работящий.

Весь день без устали снуёт – то прут, то брёвнышко несёт. (Муравей) (картинка муравья)

Вопрос к ребенку с ТНР: 

- Что несет муравей? Какой он? (ответ ребенка)

- Ребята, как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети высказывают свои варианты (Из прутиков, листьев, травинок, кусочков земли, дерева)

- Как называется дом муравья? (изображение муравейника на экране, приложить картинку муравья к муравейнику)

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

- Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу.

- Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Ответы детей: любят лакомиться сладкими

ягодами, соком растений)

- Почему их называют санитарами леса? (Они поедают вредных насекомых)

- Ребята, а кто из вас знает, как муравьи готовятся к зиме? (Ответы детей)

- Муравьи закрывают все свои основные входы в муравейнике, оставляя открытыми только несколько, для доступа кислорода в муравейник и впадают в спячку, но не лежат всю зиму, а потихоньку передвигаются, чтобы поесть и сделать некоторые внутренние дела.

- Вот следующая загадка:

Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик) (изображение на экране)

Вопрос к ребенку с ТНР: - Что может делать кузнечик? (ответ ребенка)

- Какие особенности кузнечика вы знаете? Как он издает звуки? (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, как зимуют кузнечики?

Перед наступлением холодов кузнечики надежно прячут в почву отложенные яйца. Сами кузнечики в зимний период гибнут, а зимуют лишь яйца. Яйца кузнечиков не боятся холода. Это и есть их способ пережить зиму.

- Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.

Физкультминутка «Кузнечики»

Представьте, что мы все кузнечики.

Поднимайте плечики,  Дети поднимают плечи

Прыгайте, кузнечики.  Дети прыгают

Прыг-скок, прыг-скок. Дети прыгают, повторяя слова

Сели, травушку покушали,  Дети остановились, сели

Тишину послушали. Дети сидят, слушают тишину

Тише, тише, высоко,        

Прыгай на носках легко. Дети прыгают

- А теперь продолжим наше путешествие…

- Давайте за руки возьмемся и произнесем слова:

Листик, листик помоги, нас листок перенеси,

перенеси ты нас туда, где раскинулись луга…(изображение на экране)

- И послушайте следующую загадку:

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

На спине кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка) (картинка божьей коровки)

- А вы знаете, как зимуют божьи коровки? (Ответы детей) Божьи коровки, как правило, ведут одиночный образ жизни и только перед наступлением холодов, сбиваются в большие стаи. Стаи божьих коровок начинают с лугов перелетать ближе к лесу, ближе к деревьям, оврагам к берегам рек. Там, под корой, во мху или под опавшей листвой они находят место своей зимовки.

- Следующая загадка:

- Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок, пьет хоботком душистый сок. (Бабочка) (картинка бабочки)

Я — мохнатый червячок, полосатый бочок. Скоро бабочкою стану, закружусь я над поляной. (Гусеница) (картинка гусеницы)

- Что общего между этими насекомыми? (Ответы детей)

- Некоторые гусеницы заползают в недоступные места, превращаются в куколок и там зимуют, а весной, с наступлением тепла, куколки превращаются в бабочек.

- Отгадайте следующую загадку:

Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила, а зовут ее ... (Пчела). (картинка пчелы)

Предложить ребенку с ТНР изобразить жужжание пчелы

- А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?

Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье тепло. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Находящихся ближе к выходам пчел время от времени сменяют другие, померзшие пчелки пробираются вглубь улья.

- Ребята, продолжаем наше путешествие?

Давайте за руки возьмемся и произнесем слова:

Листик, листик помоги, нас листок перенеси,

перенеси ты нас туда, где разлилась вода…(изображение на экране)

Загадка:

На солнечной полянке, на речке у пруда, кружится егоза…

У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза. Называют ее ... (Стрекоза) (картинка стрекозы)

- Хотите узнать, как зимуют стрекозы?

Стрекозы проводят зиму в стадии личинки. Зимуют они в воде. Весной личинка выползает из воды на стебель растения и после превращается во взрослую стрекозу.

- Ребята, а как всех этих животных назвать одним словом? – Насекомые.

Воспитатель с детьми подводит итог:

- Оказывается, основная масса насекомых не спит. Лишь некоторые виды впадают в спячку. Предлагаю поиграть в игру, на внимательность и сообразительность.

Речевая игра: «Исправь ошибку»

Бабушка летает около цветка.

Воробей залез в муравейник.

Мука села на сыр.

Самовар укусил Машу.

Лук ползет по веточке.

Предлагать ребенку с ТНР право первого ответа на задание.

Пальчиковая гимнастика

«Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет» (активно шевелить пальцами рук.)

- Ребята, что мы сегодня узнали? (как зимуют некоторые насекомые).

- Наше путешествие закончилось, и наш листочек возвращает нас обратно в детский сад.

Повторяем: Листик, листик помоги, нас листок перенеси,

перенеси ты нас туда, где ждут нас игры и дела…

А на листок мы будем любоваться зимой, вспоминая осень!

Результативный этап: Ребята, что вам показалось самым интересным, о чем вы сможете рассказать своим близким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».Подготовила и провела уч...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР.

Программные задачи ООД.  Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе: короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик» «Волшебная страна фигур» с применением кругов Эйлера

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик»«Волшебная страна фигур» с примен...

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...