Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка» «Животные Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Грициенко Надежда Валерьевна

создание условий формирование элементарных представлений о животном мире арктической зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_zhivotnyh_severa.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 344 г. Челябинска» МАДОУ «ДС № 344 г. Челябинска» ИНН 7448025699 КПП 744801001

юр.адрес: 454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 63  тел.: 7411874, 7403732

E-mail: doy344kurch@mail.ru

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка»

«Животные Севера»

Составила: Грициенко Н.В,

воспитатель МАДОУ «ДС № 344 г. Челябинска»

2022 г.

Цель: создание условий формирование элементарных представлений о животном мире арктической зоны.

Задачи:

Образовательные:

-углублять представления детей о диких животных холодных стран;

систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие:

-расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

-развивать любознательность, внимание, мышление, память.

развитие способов коммуникации, снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество,

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций «Животные Севера»

- чтение рассказов Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Белёк»

-дидактические игры «Разрезные картинки – Животные севера», «Кто, где живет», «Животные и их детеныши»

- просматривание презентаций про жизнь людей и животных на Севере

- рассматривание фотографий о Северном крае, беседы о его суровом климате

- подвижные игры: «Важенка и оленята», «Белые медведи»

-беседа про животных 

Методы и приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной ситуации

Материалы и оборудование:

Глобус, фотографии животных, емкость для воды, крем для рук, салфетки.

Формы работы с детьми: коллективная, групповая, индивидуальная

Основная часть:

Ход:

Погружение в тему «Животные Севера», беседа про животных. Ребята, у меня в руках глобус, принесла его не просто так! Посмотрим на глобус. Это уменьшенная модель нашей земли. Наша планета- это огромный шар. Такой большой, что нужно много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое волшебное путешествие на Северный полюс (В Арктику). Воспитатель показывает это место на глобусе. Северный полюс- это ледяная пустыня, здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. Люди на северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

- Ребята, а как мы попадем на Северный полюс? (на самолете, на корабле и т.д.)

- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Это цветик-семицветик. Из какой сказки?

Сказка «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный Полюс.

- Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.

- Белого цвета.

- Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли.

Давайте на миг закроем глазки и произнесем слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.

Открываем и как в сказке, мы уже на Северном полюсе.

Это часть Земли - царство вечной мерзлоты. Воды Северного Ледовитого океана закованы во льды, которые никогда не тают. В Арктике целую зиму длится полярная ночь и солнце не показывается на небе.

Ребята, на северном полюсе есть необыкновенное явление.

Полярное сияние.

Небо часами очень красиво переливается разноцветными огнями.

Кругом большие льдины, плавают айсберги.

Давайте познакомимся с теми животными, которые не боятся, снега, стужи.  И первый кого мы встречаем на нашем пути

Загадка

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый...Ответ:(показ картинок с изображением животных Севера) -  это морж.

Сообщение ребенка

Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде морж никогда не замерзает, так как его спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

- Моржи питаются рыбками, червяками, рачками, моллюсками.

- Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Спасибо за интересную информацию.

- Вот мы видим уже другого животного Севера.

Загадка

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...Ответ: Олень

Сообщение ребенка

Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

- Длинные рога.

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег и помогают зимой добывать из-под снега себе пищу.

- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

- Чем же питаются северные олени?

- Мхом, травой.

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Спасибо очень познавательно.

Вот я вижу тут еще одно животное Севера. Кто же это?

Загадка

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна…(тюлень.)

Сообщение ребенка

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

- Плавники.

- Верно, плавники, а не ласты.

- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

- Тюлень питается рыбой.

- Правильно, он питается рыбой и разными мелкими морскими животными.

- А почему детёныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того чтобы быть незаметным для хищников.

- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

- Что спасает от холода тюленей?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

- Верно, молодцы!

Спасибо за проделанную работу, мы многое узнали.

Продолжаем знакомство и наше наблюдение

Загадка

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Сообщение ребенка

Пингвины – это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы их похожи на ласты, они мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Спасибо. Молодец, мы с вами засиделись, давайте погуляем с пингвином по льдинам.

Физ. минутка

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет

Я, пингвин, не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

Прячьтесь, я вижу странное животное

Загадка

Коренастый и мохнатый

Закругленными рогами

Обитает в Артике

Внешне на быка похожий

Шерстью схожий на барана

Неуклюжий только с виду

Травку ест, кустарники

К холоду давно привык

Кто ответьте? (Овцебык)

Сообщение ребенка Овцебык

Травоядное животное – овцебык. Назвали его так, что внешностью он напоминает огромного быка, а некоторыми повадками – овец и коз. Пасутся они в тех местах, где зимой меньше толща снега, разрывая ее копытом. Если снега слишком много, то овцебыки могут погибнуть, не добравшись до сухой травы. Люди специально разводят стада этих животных. Так как получают очень ценный теплый пух. Пух овцебыка в восемь раз теплее шерсти овец. Из него вяжут платья, свитеры, варежки и носки. Так из пуха одного овцебыка можно связать тридцать свитеров. Почуяв опасность, овцебыки спасаются быстрым бегом. А если бег не спасает, то животные выстраиваются плотным кольцом. И из него делает мощный выпад вперед на хищника самый сильный бык. Остальные быки тут же следом подходят к нему и становятся рядом. Такая атака помогает защититься от белых и бурых медведей, росомахи и волка. Но не от человека. Самка овцебыка рождает одного теленка в год. После того как мама оближет детеныша, тот встает на ноги и следует за матерью. Он питается ее очень жирным молоком. Но уже через две недели может прикармливаться мягким мхом.

Спасибо.

Ой, заметила еще одно красивое животное,

Загадка

Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой, в норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны для него всегда вкусны.

На лису похож немного, тоже псовая порода.         (Песец)

Сообщение ребенка

Песец, полярная лисица,

Жить в снегах он не боится.

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты:

Зверьки под хвостик прячут спины

И спят – без пледа и перины.

Спасибо,

Загадка

Ночью ухает: «Ух – ух!»  Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!  Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза, перья тонки и белы,

Клюв короткий и кривой – я охотник смелый.   (Полярная сова).

Сообщение ребенка Полярная Сова

Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?

Загадка

Этот зверь – небоскрёб!

Крупный, белый, как сугроб.!

Спрятав нос, вразвалку

Вышел на рыбалку! (Белый медведь)

- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Сообщение ребёнка Белый медведь

- Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

- У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега.

- Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Исследовательский эксперимент

- Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги.

- А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

- Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).

Покружусь и встану прямо

Стану я медвежьей мамой

Поведу вас купаться

Опыт:

- В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем).

Снова опустите руку в воду и выньте ее.

- Что вы заметили?

Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

Наш медведь живет на Севере.

Он питается рябой.

Он охотится, плавает.

В воде медведя защищает толстая кожа и подкожный жир.

Он выныривает из воды и забирается на льдину.

Там он отряхивается, и капельки воды разлетаются в стороны.

Медведь не замерзает потому, что его шерсть покрыта тонким слоем жира.

После обеда наш медведь ложится спать.

А после сна он играет с другими медведями.

6. Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся с вами домой с помощью нашего цветика – Семицветика (повторяем слова-заклинания).

Рефлексия

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Какие животные живут на северном полюсе? Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира и это не дает им замерзать.

- Понравилось вам наше путешествие?

Вечером мы с вами займемся оригами, вы можете продумать какое животное будем мастерить. Мы уже умеем делать пингвина, тюленя белёк, белого медведя.

Молодцы вы все старались, так прилежно занимались


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности с мультимедийной презентацией Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».

ФИ.О. автора(полностью)Рафикова Эльмира ТихфятовнаТочное название образовательного учрежденияСтруктурное подразделение, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области ср...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик» «Волшебная страна фигур» с применением кругов Эйлера

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик»«Волшебная страна фигур» с примен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова».

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по познавательному  развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова»....

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе комбинированной направленности "Дымковские мастера"

Итоговое занятие по декоративному рисованию в старшей группе комбинированной направленности....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».Задачи: Обучающие: Закреплять понятие «дикие животные»;Учить сравнивать,...