Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чебыкина Наталья Геннадиевна

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».

Задачи:

Обучающие:

Закреплять понятие «дикие животные»;

Учить сравнивать, классифицировать животных;

Закреплять умение составлять из частей целое.

Учить составлять предложения из 4-5 слов;

Развивающие:

Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные нашего края зимой»;

Развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания, отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать внимание, память, мышление, крупную и мелкую моторику, координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениям.

Развивать интерес к выполнению заданий, желание получать новые знания.      

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Воспитывать культуру речевого общения, любознательность.

Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dikie_zhivotnye_nashego_kraya_zimoy.docx58.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: познавательно-речевому развитию

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 «Солнышко»

Тема НОД: «Дикие животные нашего края зимой»

Составил:

Чебыкина Наталья Геннадиевна,

воспитатель

г. Советский, 2021 г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическо-музыкальное развитие»: конструктивно-модельная деятельность,  «Речевое развитие».

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».

Задачи:

Обучающие: 

Закреплять понятие «дикие животные»;

Учить сравнивать, классифицировать животных;

Закреплять умение составлять из частей целое.

Учить составлять предложения из 4-5 слов;

Развивающие:

Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные нашего края зимой»;

Развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания, отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать внимание, память, мышление, крупную и мелкую моторику, координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениям.

Развивать интерес к выполнению заданий, желание получать новые знания.        

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Воспитывать культуру речевого общения, любознательность.

Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Планируемый результат:

Дети используют монологическую речь, применяя грамматические формы, составляют предложения из 4-5 слов; сравнивают, классифицируют животных; умеют составлять из частей целое.

Словарная работа: 

Предварительная работа: беседа, чтение о диких животных наших лесов, подготовка детьми небольших описательных рассказов о животных и их детёнышах, интерактивные игры по лексической теме «Дикие животные», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Технологическая карта НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

(примерное)

  1. Вводная часть. Организационный момент

Воспитатель: - У меня очень хорошее настроение, я  хочу поделиться с вами. Дарю вам улыбку, а вы мне.

Дети: стоят, взвившись за руки в кругу, улыбаются.

2 мин

2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятые детьми цели занятия.

1.Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Утром я проветривала группу, и к нам в окно залетело необычное письмо. Что нам с ним делать?

Воспитатель: - Письмо всё в снежинках нужно подуть на них, и мы сможем его открыть.

Дыхательные упражнения: 

Воспитатель: 

Беда, беда!

Срочно приходите,

Срочно помогите.

Нас волшебник напугал.

Заморозил он нас всех и заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Поскорее приходите,

Помогите, помогите!

                                            (Лесные жители)

Воспитатель: - Что нам делать? 

Воспитатель: - Так, так,  в конверте лежат снежинки-задания, чтобы помочь лесным жителям нам необходимо их выполнить.

Воспитатель: - Выберите по одной снежинке - задания, я по одной буду у вас брать и читать вам задания.

Дети: прочитать

Дети: делают дыхательную гимнастику (через палочки-снежинки)

Дети: помочь лесным жителям

Дети: выбирают снежинки

3 мин

3. Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.

 

Воспитатель: - Тогда нам нужно одеть тёплую одежду и скорее отправляться в лес. Чтобы оказаться в лесу, нам нужно сказать волшебные слова – «Один, два, три, четыре, пять» – в лес идем зверей спасать.

Воспитатель: - Куда мы попали?

Воспитатель: - Как красиво в лесу, полянка покрыта снегом, будто пушистым ковром.

Воспитатель: - Кто такие лесные жители?

В.:  - Как назвать их, одним словом?

В.:  - Почему их называют – дикими?

В.:  - Какие дикие животные живут в лесах нашего округа?

В.:  - Верно. Что общего есть у всех животных?

В.:  - Чем покрыто тело животных?

В.:  - Молодцы!

В.: - (имя ребёнка), что написано на твоей снежинке, можно я прочитаю? 

Игра «Какое животное»?

В.:  - Лиса какая?

В.:  - Волк какой?

В.:  - Заяц какой?

В.:  - Медведь какой?

В.: - Белка какая?

В.: - С первым заданием мы справились, у нас 1 часть картинки

В.: - Прочитаем, что на снежинке  у (имя ребёнка)

В.: - Игра «Четвёртый лишний»

В.: - В лесу высокие сугробы, выше ноги поднимайте, слова за мной вы повторяйте.

По сугробам мы идём,

Всех животных мы спасём!

В.: - Присаживайтесь на пеньки. 

Гимнастика для глаз

Выполним гимнастику для глаз:

- Поднимите глазки вверх,

- Опустите глазки вниз,

- Вправо, влево поверните,

- На кончик носа посмотрите

Интерактивная игра «Четвёртый лишний» (презентация – интерактивная игра)

На экране появляются изображения  животных

В.: - Догадайтесь, какое животное лишнее и почему.

В.: - Прекрасно потрудились и со всем разобрались. 

Мы получаем  2 часть картинки    

В.: - Что-то стало холодать, нам всем нужно поиграть!

В.: - (имя ребёнка), что написано на твоей снежинке, прочитаю?

В.: -  Физкультминутка. «На водопой»

Выходите на полянку.

Как-то днём лесной тропой звери шли на водопой 

За мамой лосихой топал лосёнок 

За мамой лисицей крался лисёнок 

За мамой ежихой катился ежонок 

За мамой медведицей шёл медвежонок 

За мамой белкой скакали бельчата 

За мамой зайчихой - косые зайчата 

Волчица вела за собою волчат 

Все мамы и дети напиться хотят 

В.: - (имя ребёнка) узнаем, что на твоей снежинке

В.: «Чей детёныш?»

В.: - Прошу вас подойти к столу

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

В.: - Разомнем ваши пальцы

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Игра собери картинку «Чей детёныш?» (разрезные картинки животных)

В.: - На столе лежат  разрезные картинки. Что нужно сделать?

В.: - Что получилось?

В.: - Это 3 часть картинки. Молодцы, у вас всё получается!

В.: -  Волшебник заколдовал зверей, они не помнят, кто, где живёт и чем питаются.

Вот и  4 часть картинки

В.: -  (имя ребёнка), можно прочитать, что написано на твоей снежинке?

«Собрать картину»

В.: - Предлагаю вам собрать картину из 4-х частей.

Игры «Кто, где живёт?» «Кто, что ест?»

В.: - Посмотрите медведь и ёжик в своём жилище. Почему?

В.: - Кто, где живёт? Подарите подарок с лакомством.

В.: - Как называется жилище медведя?

В.: - Что любит медведь? Подари подарок. Верно.

В.: - Как называется жилище ежика?

В.: - Что любит ёжик? Подари  подарок. Хорошо.

В.: - Как называется жилище волка?

В.: - Что любит волк? Подари подарок. Молодец.

В.: - Как называется жилище лисы?

В.: - Что любит лиса? Подари подарок. Умничка.

В.: - Как называется жилище белки?

В.: - Что любит белка? Подари  подарок. Правильно.

В.: - Где живёт заяц?

В.: - Что любит заяц? Подари подарок. Хорошо.

В.: - Где живёт лось? Подари подарок с лакомством. Верно.

В.: - Все звери в своих жилищах с любимыми лакомствами. Вы настоящая команда спасателей!

В.: - Нам удалось помочь, лесным жителям выполнив все задания злого волшебника. Пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебные слова  – «Один, два, три, четыре, пять нам пора в детсад опять». Мы вернулись в детский сад.

В.: - Переодевайтесь, и я переоденусь.

Дети: (имитация одевания одежды)  за воспитателем произносят волшебные слова.

Дети: мы попали в лес.

Дети: животные леса

Дети: это дикие животные.

Дети: потому что они живут в лесу.

Дети: в лесу живут волк, лиса, заяц, белка, еж, медведь, лось.

Дети: у всех животных есть: голова, морда, лапы, хвост, уши.

Дети: тело животных покрыто шерстью.

Ребёнок: подаёт снежинку

Ребёнок: лиса - хитрая, рыжая, пушистая.

Ребёнок: волк - злой, голодный, серый.

Ребёнок: заяц - длинноухий, трусливый, зимой белый, а летом серый.

Ребёнок: медведь - неуклюжий, коричневый, большой, мохнатый.

Ребёнок: белка – маленькая, рыжая, зимой  - серая, хвост пушистый

Ребёнок: подаёт снежинку

Дети: имитация ходьбы по сугробам, повторяя слова за воспитателем

Дети: присаживаются на пеньки и обращают внимание на ИКТ доску.

Дети: выполняют движения, по словам воспитателя

Дети: по  очереди называют лишнее животное с объяснением

Ребёнок: подаёт снежинку

Дети: выходят на середину группы

Дети: (дети идут по кругу друг за другом),

(идут, громко топая),

(крадутся на носочках),

(приседают, медленно двигаются вперед),

(идут вперевалочку),

(скачут вприсядку)

(скачут),

(идут на четвереньках),

(лицом в круг, делают движение языком, лакают).

Ребёнок: подаёт снежинку

Дети: проговаривают слова с движением пальчиков

(сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)

(начинаем с большого пальца загибать пальчики)

(Кулачок сжат)

Дети: нужно собрать картинки

Дети: дети собирают картинку (первые кто собрал, называют, что на картинке, например: бельчонок и т.д)

Ребёнок: подаёт снежинку

Дети: собирают картину леса из 4-х частей (магнитной доске)

Дети: медведь и ёжик зимой впадают в спячку.

Дети: обращают внимание на (магнитную доску, картину леса) отвечают, по одному подходят к картине и прикрепляют к жилищу животного – животное и дарят подарок с лакомством

Ребёнок: у медведя жилище - берлога.

Медведь любит малину. Подарю подарок с малиной

Ребёнок: у ежика жилище - норка.

Ёжик любит грибы. Подарю подарок с грибами

Ребёнок: у волка жилище – логово. Подарю подарок с птицами (глухари).

Ребёнок: у лисы жилище - нора. Подарю подарок с рыбой.

Ребёнок: у белки жилище - дупло.

Белка любит орехи. Подарю подарок с орехами.

Ребёнок: заяц живёт под ёлкой или кустиком. Заяц любит траву.  Подарю подарок с травой.

Ребёнок: у лося нет дома, он спит под деревом. Подарю подарок с корой дерева.

Дети:  произносят волшебные слова

Дети: (имитация раздевания одежды)  

17 мин.

3.Итог занятия. Систематизация знаний.

3 мин

К.: Здравствуйте, здравствуйте. Я корреспондент, возьму у вас интервью для выпуска газеты «Лесные новости».

К.: - Вам понравилось ваше увлекательное приключение?

- Расскажите, где вы были?

- Кому помогали?

- Как?

- Что было самым интересным? Трудным? Веселым? О чем вы расскажите сегодня родителям?

К.: - Вы помогли лесным жителям! Были дружные, старательные и внимательные ребята. Лесные жители вас благодарят и дарят раскраски.

Дети: ответы детей

мин.

25

Литература и интернет ресурсы:

1. Н.В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016

2. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

4. https://www.maam.ru/,  http://www.maam.ruhttp: www.nsportal.ru/,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши»

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши» Цель:  закрепить знания детей о дики...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Дикие животные нашего края зимой»

Самоанализнепосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленностидля детей с ТНР по теме «Дикие животные нашего края зимой...

Календарный план воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Дикие животные"

В плане отражаются задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач, взаимодействие с родителями на неделю по лекси...