«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Потапенко Евгения Николаевна

«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gr.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:


                          Проект  старшей группы

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ  С

РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »

               

Воспитатели: Потапенко Е.Н.  Пузенко Н.А.                                                           

.

Вид: творческо-информационный.

Подолжительность: долгосрочный.

Участники: дети, родители, педагог, музыкальный работник.

Цель: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. 

Задачи:

«Познание»:

  • расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
  • знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками;
  • развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
  • формировать умение самостоятельно организовать знакомые русские народные подвижные игры;
  • расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.
  • развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России;

  • Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.
  • Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
  • Развивать речь средствами фольклора.
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.

 

«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
.

   

Актуальность. Народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

ПЛАН ПРОЕКТА.

Направление работы

Беседа с детьми: “Народные традиции на Руси. Истоки и современность”

Разучивание народных подвижных хороводных игр

Знакомство с потешками, шутками и прибаутками

Совместная деятельность с детьми по разучиванию потешек, шуток и прибауток

Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла

Вечер русских народных подвижных игр

“Ярмарка и ее участники”

Чтение стихов про предметы старины

Знакомство с русскими народными играми “Заря, заряница”, “Плетень”, “Пугало”

Просмотр видео презентации “Народная ярмарка”

Непосредственно организованная деятельность “Народные промыслы России”

Программа реализации проекта:

План мероприятий:

  1. Знакомство с русской избой, предметы домашнего обихода.
  2. Русская кухня.
  3. Одежда.
  4. Праздники.
  5. Декоративно-прикладное творчество.
  6. Русские народные сказки.
  7. Игры.
  8. Игрушки.
  9. Песни, частушки, прибаутки.
  10. Музыкальные инструменты.

Этапы проекта:

1этапИзучение познавательной литературы на тему «Народная культура и традиции».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы, собранных детьми и их родителями.

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.  НОД Коммуникация, Познание:  Беседа «О русском народном костюме. «Красный сарафан».  Беседа «О народной игрушке».

Художественное творчество  НОД «Одежда».

Чтение художественной литературы

Малые формы фольклора

Развлечение «Ярмарка».  Презентация «В гости к русским матрешкам», «Д /и по декоративно – прикладному творчеству 5-6 лет». Педагогические чтения «О народной игрушке», презентации “Народная ярмарка”

2 этап. 

- Беседа «Быт русского народа».

 - Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

 - Беседа «Откуда хлеб пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе.

 - Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день, Крещение, Масленица,  Благовещение, Пасха).

Викторина « По русским народным сказкам», «Народный фольклор».

Изодеятельность:

 - Лепка «Дымковская игрушка», «Баранки» (из теста), «Конь – качалка»

 - Рисование, аппликация «Хохлома», «Матрешка», «Барышня» (апл. песком), «Разные баранки».

книги и иллюстрации  о быте русского народа,

 ввести пословицы и поговорки о народных праздниках, предметах одежды и орудиях труда;

рассматривание портретов русских богатырей;  

  •  - просмотр видеофильмов, мультфильмов «История возникновения матрешки»

расширять представления о народных игрушках (матрёшки, бирюльки, погремушки)

Знакомство с художественной литературой:

 - Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

 - Театрализованная деятельность по русским народным сказкам, показ пальчикового театра «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».

Музыкальная деятельность:

 - Поздравление именинников – «Каравай»

 - Слушание народных песен, колыбельных перед сном (аудиозапись).

 - Пение знакомых колыбельных песен.

 - Концерт с народными инструментами.

 - Посиделки «Русские пряхи».

Развлечение: «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» совместно с муз.руководителем.

 - Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Дидактические игры:

«Подбери узор», «Собери посуду», «Угадай, что звучит», лото «Народные промыслы» и «Знатоки русской культуры»,  «Парные картинки» ,и др.

Подвижные игры: «Огуречик», «Ручеёк», «Баба-Яга», «Жмурки», «Совы», «Ласточки пчелы», с/р игра «Ярмарка»  и др.

НОД Коммуникация, Познание Беседа «Милости просим, гости дорогие! » Чтение художественной литературы. Рассказывание русских народных сказок.

Художественное творчество Цикл НОД по теме «Чудо-сказки! »

 Игровая деятельность

Русские народные игры. Развлечение Консультации «Развиваем интерес к русской народной культуре».

Устный журнал «О традициях русской народной культуры».

3 этап.         

Реализация идеи НОД

Коммуникация, Познание «Культура и традиции русского народа».

Художественное творчество «Народная игрушка».

Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег», «Гжель»

Игровая деятельность: Зимние игры и забавы, катания на санях.

Сообщение из опыта работы «Использование прикладного искусства в воспитании интереса к русской народной культуре».

Организация мини-музея «Народные промыслы».

Открытый просмотр «Кукла – оберег».

Оформление группового уголка «В гостях у сказки».

Консультация «Народные праздники».

Консультация «Народные приметы».

Экскурсия в музей г. Топки – «Колядки».

Родительское собрание, тема: «Народные промыслы в патриотическом  воспитании детей» , мастер- класс «Кукла – оберег»

Основные этапы:

1 этап – подготовительный:
• изучение методической литературы, нормативных документов;
• составление плана реализации проекта;
• подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
• методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
• подбор музыкальных произведений;

2 этап – основной:
• Осуществление деятельности по проекту;
• «Музыкальная гостиная» — слушание музыкальных композиций;
• «Литературная гостиная» — чтение художественной литературы, стихотворений о временах года, о природе;
• Продуктивная и игровая деятельность;
• Рассматривание фотографий, всевозможных пособий;

Просмотр видео, мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с русской народной культурой"

Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси...

Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).

Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...

«Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста на основе знакомства с русской народной культурой»

Исследования последних лет в области народной педагогики определяют роль народных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую а...

Конспект занятия по знакомству с русской народной культурой.

Стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре....

Досуг для подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой "Веселая ярмарка"

Мероприятие направлено на расширение знаний детей о русских народных промыслах....

2 младшая группа календарно-тематическое планирование на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"

Календарно - тематический план во 2 младшей группе на неделю "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"...