Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»

    Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx26.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

    «Детский сад №119»

    Конспект открытого занятия в старшей группе:

    «Приключения Карандаша и Гвоздика»

                                                                                Подготовила:

    Воспитатель  Глушкова А. Н.

                                             г. Воронеж 2017г.

    «Приключения Карандаша и Гвоздика»

    Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;

    Задачи:

    • учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
    • развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
    • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
    • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
    • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
    • воспитывать бережное отношение к предметам

    Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет - потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

    Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?

    Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»

    Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

    Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

    Цветной Ивашка

    Деревянная рубашка,

    Где носом проведёт

    Там след кладёт.

    (Карандаш)

    Металлический Антошка

    На очень тонкой ножке,

    По головке постучишь

    Что-нибудь да смастеришь.

     (Гвоздь)

    Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)

    (Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).

    Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут  решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

    Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

    Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

    А где растут деревья? (В лесу.)

    А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?

    Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.

    Воспитатель. Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

    Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

    Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.

    Демонстрируется фильм.

    Воспитатель комментирует. Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда - это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

    Дидактическая игра «Из чего сделано»

    На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

    Воспитатель. Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

    А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

    Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

    Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!

    Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

    Физкультминутка

    Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

    Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

    Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

    И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – вправо, изображая руль)

    Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

    Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

    Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)

    У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические

    предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож - у педагога.

    Опыт 1

    Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)

    Опыт 2

    У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

    Опыт 3

    У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

    Опыт 4

    Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.

    Опыт 5

    Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому - отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.

    Опыт 6

    Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)

    Опыт 7

    Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)

    Опыт 8

    Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)

    Опыт 9

    Металл таким образом обработать невозможно. Нужно специальное оборудование для обработки.

    Опыт 10

    Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)

    Опыт 11

    Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.

    Опыт 12

    Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)

    Воспитатель. Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

    Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

    После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла - притягивает магниты.

    Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах. Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)

    Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

    Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'

    Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по изучению органов чувств «В гостях у доктора Пилюлькина»

    Тема: В гостях у доктора Пилюлькина. Цель: Изучить органы чувств. Задачи: Расширить знания об органах чувств, развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе "Уроки гигиены"

    Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;  Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё ...

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».

    Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

    Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по теме "Зимующие птицы"...