Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе " Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гирчева Ольга Николаевна

План - конспект занятия по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Перелётные птицы»

Цели:

  • Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
  • Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
  • Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.

Ход занятия:

Воспитатель: -Доброе утро ребята, поздороваемся с вами.

С добрым утром ручки (Гладят ручки)

Вы проснулись (Хлопают)

С добрым утром ножки  (гладят ножки)

Вы проснулись (топают)

С добрым утром глазки (Гладят)

Вы проснулись (бинокль)

С добрым утром солнышко (руки в сторону)

Ты проснулось

-Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

 В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

 На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

-Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки.

Беседа с детьми

Воспитатель: -Тихо. Не слышно птиц. Почему?

Дети:- Улетели в теплые края.

Воспитатель:- Чем питались птицы летом?

Дети:- Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

Воспитатель:- А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью? (Ответы детей).

- Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

 где тепло и сытно.

- Сначала улетели те, кто питался насекомыми, и называются они – насекомоядные.

- Какие это птицы?

Дети:- Ласточки, стрижи. (Ставлю картинки).

Воспитатель:- После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи.

Последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас, пока не замерзнут  реки.

Воспитатель:- Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

Дети:- Перелетные птицы.

Воспитатель:- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) 

- Назовите их. (Воробей, клёст, сорока, ворона, голубь, дятел, синица, снегирь, свиристель).

Воспитатель:- Чем отличаются птицы от животных? (Ответы детей).

- Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые).

Воспитатель: -Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. 
Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Сейчас к нам в гости прилетят птицы и расскажут о себе.

 (Звучит музыка, входят дети в шапочках птиц.) 


Первая птица, которая к нам прилетела: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Мальчик в шапочке дятла встает и проходит перед ребятами и загадывает загадку:

Хоть я не молоток – 
По дереву стучу; 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный.

Воспитатель:- Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети: - Это дятел.

Дятел: - Правильно, ребята! Я – дятел.

Воспитатель:  - Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса"? Вас ласково зовут Тук Тукич.

Дятел: - Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев.  Пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев.

Воспитатель: -  Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы. 
А что вы еще знаете о дятлах?

Дети: - У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

Дятел: - А как можно найти эти "кузницы" в лесу?

Дети: - Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.

Воспитатель: - А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?

Звучит запись голоса синицы.

Воспитатель: - Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?

Девочка в шапочке синички встает и проходит перед ребятами.

Воспитатель: Ребята, вы ее узнали?

Дети. Это – синица.

Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

Воспитатель:- Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом с синичкой.

Звучит запись голоса снегиря.

Воспитатель:

На ветвях, украшенных снежной бахромой, 
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.

Кто это?

Ребенок в шапочке снегиря проходит перед детьми.

Снегирь: -Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы.

Воспитатель: - А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"

 Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев пробегают по группе.

Воробей:-  Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. 

Воспитатель:- Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, 
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, 
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. 
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, 
(Присели.)
Почесала клювом грудку, 
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, 
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, 
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! 
(Прыжки на месте на двух ногах.)

Проводится игра «Птички на кормушках».

Воспитатель (загадывает загадку): «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.

На фланелеграфе находятся изображения кормушки, птиц и корма.

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки, 
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... 
(Снегири).

3) Непоседа, невеличка, 
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? 
(Синичка.)

4) Уличный мальчишка 
В сером армячишке 
По двору шныряет,
Крошки собирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует
(Воробей.)

5) Гладенький, аккуратненький. 
Урчит, воркует,
Дружка целует. 
(Голубь.)

Воспитатель: - Ребята, а какие стихотворения о птицах вы знаете?

Дети читают стихи.

Прилетели свиристели, 
На свистульках засвистели,       

Красну ягоду поели 
И за речку улетели.

Я особа всем известная, 
Я – крикунья наша местная. 
Лишь увижу тучку темную,       

Я взлечу на ель зеленую. 
И смотрю я словно с трона 
Чернокрылая ворона.

Не люблю сидеть на месте, 
На хвосте несу я вести.             
Может в них и мало прока, 
Но горда собой сорока.

Я без молотка, без рук 
По стволу стучу: тук-тук, 
Вылечу деревья - ели,                 
Чтоб росли и не болели! 
Вытащу за спинку 
Всякую личинку.

Воспитатель:- А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, грач, воробей, ласточка, сорока, свиристель, голубь, клест, журавль, синица. Молодцы! 


-А теперь расскажите правила кормления птиц.

Дети:- Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки. 
- Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными. 
- Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. 
- Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Воспитатель:- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Каких птиц вы сегодня узнали?

- Ребята, вы молодцы, настоящие знатоки природы.  Сегодня я вас награждаю памятными медалями « ЗНАТОКИ  ПРИРОДЫ»

- А ещё мне хочется пожелать вам, чтобы вы были настоящими друзьями птиц, берегли и любили природу.

 Звучит стихотворение Александра Яшина

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов. 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна –                                
И не страшна, 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их – не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть, 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».

Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе: «Домашние животные»

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;- учить различать взрослых животных и их детёнышей....

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе "Зимующие птицы"

Цель данного занятия закрепить понятие «зимующие» птицы;  дать детям представление о том, чем можно кормить  птиц; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодн...