Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_chistovik.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

 «Волшебница вода».

Составила: Еремина Наталья Александровна.

Тема занятия: «Волшебница вода».

Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)

Цели: Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой. 

Задачи:

Образовательные:

-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет формы).

-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

-активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными; глаголами по теме занятия.

-совершенствовать навык аккуратного складывания бумаги, наклеивания поделки  на основу, создания коллективной композиции.

Развивающие:

-развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать интерес  в процессе экспериментирования с жидкостями;

-развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

- воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.

Предварительная работа:

-рассматривание карты мира;

-заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде;

-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»;

-заучивание физкультминутки «Капельки»;

-оформление альбома «Волшебница вода».

Оборудование и материалы:

- иллюстрации на тему «Вода»;

-схемы к опытам;

- капельки воды, изготовленные из бумаги;

- аудиозапись со звуками воды;

- стаканчики, вода, молоко, сахар,  маленькие ложечки, фильтр из марли и ваты, воронка, графин;

- цветные квадраты бумаги, подносы,  клей, салфетки, кисточки, тряпочки;

- заготовка – ватман «Речка»;

- мешочек «Капелька» с конфетами;

- костюм тучки.

Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Дети входят в группу и говорят «Здравствуйте».

В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости? (Да) Посмотрите, как много  гостей к нам пришло. У вас  хорошее настроение?(Да). Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям и  больше не будем на них отвлекаться, а покажем что мы знаем и умеем. Садитесь поудобнее, спинка прямая.

В:Какое сейчас время года?(Осень). Как называется второй осенний месяц? (Октябрь). Повторим все вместе. Сегодня четвертый день недели, как он называется? (Четверг). Давайте повторим все вместе.

В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды).

В: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Так говорите что вы гостей любите?

Д: да.

В: К нам сейчас зайдет еще одна гостья. Наталья Александровна покружилась, и в тучку превратилась. (Воспитатель одевает накидку и маску ободок). Я теперь не Н.А. а тучка, а вас я сейчас превращу в моих деток.  Я до вас дотронусь и вы станете – капельками.

В: давайте поиграем  в игру  «Мама Тучка». Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (подбегают к тучке).

В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д: Круговорот воды в природе.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, речке, океане.

В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? (Да).Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:

1)уголок природы:

В: Почему мы остановились здесь, в уголке природы?

Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.

В: Как мы даем растениям воду?

Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д: Они засохнут, завянут.

В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

Идем дальше.

В: Где еще нужна вода в группе?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В: Для чего нам там вода?

Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В: Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

Идем дальше.

3)игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? для чего?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В: Оставим здесь сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

В: Куда пойдем дальше?

4)к мойке младшего воспитателя

В: А здесь где вода нужна?

Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В: Здесь оставим сестричку-капельку?

Д: Да! (приклеиваем капельку)

В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

-Проходите ребятки на стульчики.

В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?

Д: Из крана.

В: А в кран как попадает?

Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В: Как называются эти трубы?

Д: Водопроводные (картинка).

В: Повторим все вместе

В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д: Мы будем тратить много воды

В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Проходите в нашу маленькую лабораторию, садитесь красиво, спинка прямая. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

-не шуметь - этим мы мешаем другим;

- нельзя обливаться водой;

- аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов;

- поддерживать порядок на рабочем столе;

- подтирать  разлившуюся на стол воду;

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов;

-закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д: Чистой.

В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?

Д: Нет.

В: Чем она м. б. загрязнена?

Д: Грязными сточными водами (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д: Да.

В: Что для этого используют?

Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с марлей?

Д: Грязная стала.

В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д: Чистую.

В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?

Д: Тоже чистая.

В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт: прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком маленькую ложечку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт: есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт: есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт: вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В: Какой стала вода?

Д: Сладкой.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д: Когда пьем чай за завтраком.

5 опыт: Предложить детям перелить воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?

Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность

-не имеет запаха

-не имеет вкуса

-вода-растворитель

- не имеет формы.

В: Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем:

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Творческая работа:

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть квадраты цветной бумаги, давайте сделаем из нее  рыбок и запустим в речку (приклеим). Наметьте диагонали. По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник». Согните верхний слой бумаги на 1\3 от центральной линии сгиба. Туже операцию проделайте с противоположной частью. Приклеиваем глаз. Мажем клеем только хвостик и запускаем в нашу речку. Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения о воде, которые мы подготовили.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде                    (Катя Вед.)

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,                   (Дима Р.)              

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться            (Катят Варг.)

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете                (Матвей З.)

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода!

В: А сейчас наши ребятки загадают гостям загадки, но гости могут не знать отгадки. Поэтому вы тоже дети будьте внимательны, если знаете  ответ помогайте.

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,                    (Саша П.)

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,                       (Настя К.)

Никто его не подберет?

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.                             (Злата Е.)

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные           (Саша З.)

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

И в него вода льется, и из него льется,           (Камилла З.)

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду                 (Надя Г.)

Покуда он идет. (Дождь.)

Подведение итогов:

-Итак, ребята, скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на занятии. (О волшебнице воде).

-А почему воду называют волшебницей? (Потому что вода всем очень нужна).

-Какими свойствами обладает вода?(прозрачная, растворитель, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы).

-Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? (Нет).

-Будем беречь воду! (Да обязательно!)

-Чем мы еще занимались на занятии? (Играли, делали опыты).  А что вам понравилось больше всего?

В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено. Давайте скажем до свидания нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе: «Домашние животные»

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;- учить различать взрослых животных и их детёнышей....

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Тигр-редкое животное, занесенное в красную книгу"

муниципальное автономное дошкольное образовательное                 учреждение  «Детский сад №6 «Светля...