Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_chistovik.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

     «Волшебница вода».

    Составила: Еремина Наталья Александровна.

    Тема занятия: «Волшебница вода».

    Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)

    Цели: Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой. 

    Задачи:

    Образовательные:

    -продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет формы).

    -сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

    -уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

    -активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными; глаголами по теме занятия.

    -совершенствовать навык аккуратного складывания бумаги, наклеивания поделки  на основу, создания коллективной композиции.

    Развивающие:

    -развивать навыки проведения лабораторных опытов;

    - развивать интерес  в процессе экспериментирования с жидкостями;

    -развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.

    Воспитательные:

    - воспитывать усидчивость, аккуратность.

    - воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.

    Предварительная работа:

    -рассматривание карты мира;

    -заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде;

    -беседа на тему: «Круговорот воды в природе»;

    -заучивание физкультминутки «Капельки»;

    -оформление альбома «Волшебница вода».

    Оборудование и материалы:

    - иллюстрации на тему «Вода»;

    -схемы к опытам;

    - капельки воды, изготовленные из бумаги;

    - аудиозапись со звуками воды;

    - стаканчики, вода, молоко, сахар,  маленькие ложечки, фильтр из марли и ваты, воронка, графин;

    - цветные квадраты бумаги, подносы,  клей, салфетки, кисточки, тряпочки;

    - заготовка – ватман «Речка»;

    - мешочек «Капелька» с конфетами;

    - костюм тучки.

    Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).

    Место проведения: групповое помещение.

    Ход занятия:

    Дети входят в группу и говорят «Здравствуйте».

    В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости? (Да) Посмотрите, как много  гостей к нам пришло. У вас  хорошее настроение?(Да). Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям и  больше не будем на них отвлекаться, а покажем что мы знаем и умеем. Садитесь поудобнее, спинка прямая.

    В:Какое сейчас время года?(Осень). Как называется второй осенний месяц? (Октябрь). Повторим все вместе. Сегодня четвертый день недели, как он называется? (Четверг). Давайте повторим все вместе.

    В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без …

    (воды).

    В: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Так говорите что вы гостей любите?

    Д: да.

    В: К нам сейчас зайдет еще одна гостья. Наталья Александровна покружилась, и в тучку превратилась. (Воспитатель одевает накидку и маску ободок). Я теперь не Н.А. а тучка, а вас я сейчас превращу в моих деток.  Я до вас дотронусь и вы станете – капельками.

    В: давайте поиграем  в игру  «Мама Тучка». Делайте все, что я скажу.

    Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (подбегают к тучке).

    В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

    Д: Круговорот воды в природе.

    В: Где встречается капелька воды?

    Д: В капельке дождя, речке, океане.

    В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? (Да).Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

    Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:

    1)уголок природы:

    В: Почему мы остановились здесь, в уголке природы?

    Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.

    В: Как мы даем растениям воду?

    Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

    В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

    Д: Они засохнут, завянут.

    В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

    Оставим здесь сестричку-капельку?

    Д: Да! (приклеиваем капельку)

    Идем дальше.

    В: Где еще нужна вода в группе?

    2)в туалетной комнате, в умывальнике.

    В: Для чего нам там вода?

    Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

    В: Оставим здесь сестричку-капельку?

    Д: Да! (приклеиваем капельку)

    Идем дальше.

    3)игровой уголок.

    В: А здесь где вода нужна? для чего?

    Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

    В: Оставим здесь сестричку-капельку?

    Д: Да! (приклеиваем капельку)

    В: Куда пойдем дальше?

    4)к мойке младшего воспитателя

    В: А здесь где вода нужна?

    Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

    В: Здесь оставим сестричку-капельку?

    Д: Да! (приклеиваем капельку)

    В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

    -Проходите ребятки на стульчики.

    В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?

    Д: Из крана.

    В: А в кран как попадает?

    Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.

    В: Как называются эти трубы?

    Д: Водопроводные (картинка).

    В: Повторим все вместе

    В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

    Д: Мы будем тратить много воды

    В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

    В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

    Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

    В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Проходите в нашу маленькую лабораторию, садитесь красиво, спинка прямая. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

    -не шуметь - этим мы мешаем другим;

    - нельзя обливаться водой;

    - аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов;

    - поддерживать порядок на рабочем столе;

    - подтирать  разлившуюся на стол воду;

    -слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов;

    -закончив наблюдение, сделать вывод.

    В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

    В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

    Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.

    В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

    Д: Чистой.

    В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?

    Д: Нет.

    В: Чем она м. б. загрязнена?

    Д: Грязными сточными водами (картинка)

    В: Повторим все вместе.

    В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

    Д: Да.

    В: Что для этого используют?

    Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)

    В: Повторим все вместе.

    В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

    В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

    Д: Вода становится чистой.

    В: А что стало с марлей?

    Д: Грязная стала.

    В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

    В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

    Д: Чистую.

    В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?

    Д: Тоже чистая.

    В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

    1 опыт: прозрачность воды.

    Опускаем в стакан с молоком маленькую ложечку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

    Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

    2 опыт: есть ли запах у воды?

    Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

    Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

    3 опыт: есть ли вкус у воды?

    Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

    Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

    4 опыт: вода-растворитель

    Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

    Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

    В: Какой стала вода?

    Д: Сладкой.

    В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

    Д: Когда пьем чай за завтраком.

    5 опыт: Предложить детям перелить воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой.

    Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

    В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?

    Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность

    -не имеет запаха

    -не имеет вкуса

    -вода-растворитель

    - не имеет формы.

    В: Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

    Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем:

    Физминутка:

    Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть

    Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп

    Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик

    Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

    Раз присели, два привстали

    Руки кверху все подняли

    Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

    Вот и кончилась игра.

    Творческая работа:

    В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть квадраты цветной бумаги, давайте сделаем из нее  рыбок и запустим в речку (приклеим). Наметьте диагонали. По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник». Согните верхний слой бумаги на 1\3 от центральной линии сгиба. Туже операцию проделайте с противоположной частью. Приклеиваем глаз. Мажем клеем только хвостик и запускаем в нашу речку. Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

    Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

    В: Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения о воде, которые мы подготовили.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде                    (Катя Вед.)

    В луже, в речке, в океане,

    И в водопроводном кране.

    На плите у вас кипит,                   (Дима Р.)              

    Паром чайника шипит.

    Мы ее не замечаем,

    Мы привыкли, что вода-

    Наша спутница всегда.

    Без нее вам не умыться            (Катят Варг.)

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить

    Без нее вам не прожить!

    Вы ее в пруду найдете                (Матвей З.)

    И в сыром лесном болоте,

    Путешествует всегда,

    Наша спутница-вода!

    В: А сейчас наши ребятки загадают гостям загадки, но гости могут не знать отгадки. Поэтому вы тоже дети будьте внимательны, если знаете  ответ помогайте.

    Загадки:

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,                    (Саша П.)

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода.)

    Рассыпался горох на 70 дорог,                       (Настя К.)

    Никто его не подберет?

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица. (Град.)

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.                             (Злата Е.)

    Чуть солнце ее припечет,

    Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

    Что за звездочки сквозные           (Саша З.)

    На пальто и на платке?

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

    И в него вода льется, и из него льется,           (Камилла З.)

    А сам по земле плетется. (Ручей.)

    Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадет.

    И никуда я не иду                 (Надя Г.)

    Покуда он идет. (Дождь.)

    Подведение итогов:

    -Итак, ребята, скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на занятии. (О волшебнице воде).

    -А почему воду называют волшебницей? (Потому что вода всем очень нужна).

    -Какими свойствами обладает вода?(прозрачная, растворитель, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы).

    -Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? (Нет).

    -Будем беречь воду! (Да обязательно!)

    -Чем мы еще занимались на занятии? (Играли, делали опыты).  А что вам понравилось больше всего?

    В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

    На этом наше занятие окончено. Давайте скажем до свидания нашим гостям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'

    Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по изучению органов чувств «В гостях у доктора Пилюлькина»

    Тема: В гостях у доктора Пилюлькина. Цель: Изучить органы чувств. Задачи: Расширить знания об органах чувств, развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе "Уроки гигиены"

    Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;  Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё ...

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

    Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по теме "Зимующие птицы"...

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

    Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла...