10.01.2024 Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности. Тема: «Волшебная вода »
план-конспект занятия (старшая группа)

Яковлева Снежана Васильевна

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.

Тема: «Волшебная вода »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ekologiya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.

Тема: «Волшебная вода »

Цель: формирование знаний детей о воде и её свойствах.

Задачи:

Обучающие: 

-познакомить детей со свойствами воды, видами водоемов;

-развивать познавательную активность, речь, мышление;

-овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы.

Развивающие:\

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

-Развивать связную речь;

-Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к воде;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Активизация словаря: водоем, родник, водопад, пресная вода, термос, пар, газообразное состояние.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О. Троепольской, «Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Лед» Г. Ладонщикова, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, «Пар» Н. Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной.

Материал: глобус, иллюстрации водоемов, макеты агрегатных состояний воды, экологический знак «Берегите воду», клей, корона для Королевы воды, аудиозаписи: звуки воды, оборудование для проведения опытов, белые халаты.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Королева вода: Здравствуйте дети, я Королева воды. Посмотрите, что я вам принесла?

Дети: глобус.

Королева вода: А что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля.

Королева вода: Какой он формы?

Дети: круглой.

Королева вода: А кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом?

Дети: моря, океаны, реки, озера.

Королева вода:  Какая вода в морях и океанах?

Дети: синяя, соленая.

Королева вода: Дети, а соленую воду можно пить?

Дети: нет.

 Королева вода: тогда какую воду вы пьете?

Дети: пресную.

Королева вода:  В каких водоемах находится пресная вода?

Дети: водопадах, ручьях, родниках, реках, озерах.

Королева вода: А что обозначено желтым цветом на глобусе?

Дети: суша.

Королева вода: На глобусе больше суши или воды?

Дети: воды.

II. Основная часть

Королева вода: Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в путешествие, вы хотите?

Дети: да.

Королева вода: Возьмитесь за руки, и мы поплывем. (музыкальное сопровождение).

Королева вода: Мы приплыли в Царство водоемов.

Королева вода: Дети посмотрите, что нас окружает в Царстве водоемов? Дети: родник, ручей, озеро, водопад, река, море, океан.

Королева вода: предлагаю сесть, послушать и угадать звуки Царства водоемов.

Игровое упражнение: «Угадай»

(дети слушают и угадывают звуки воды: ручей, шум волн, водопад и т.п.).

Королева вода: Дети, чтобы понять, что такое вода, приглашаю вас продолжить путешествие в Научное царство.

Дети переходят в лабораторию

 Королева вода: Ребята одевайте халаты, предлагаю превратиться в ученых и провести опыты.

2. Королева вода: Дети, что вы видите в Научном царстве?

 Дети: стаканы с водой и молоком, ложки, салфетки, разные сосуды.

Королева вода:  Сколько стаканов стоит у каждого ученого?

Дети: два.

1 опыт

Королева вода: Сейчас предлагаю определить, есть ли у воды цвет. Опустите ложку в стакан с водой, вы ложку видите?

Дети: Да.

 Королева вода: А теперь опустите в стакан с молоком, ложку видно?

Дети: ложку не видно.

Королева вода: Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода прозрачная, бесцветная.

Опыт 2

Королева вода: У меня на столе стоят разные сосуды, обратите внимание на их форму. Они одинаковой формы и размера?

Дети: нет.

Королева вода: Вода – это жидкость. Сейчас я буду наливать воду в разные сосуды и мы посмотрим, что произойдет с водой.

Дети хотите посмотреть, что произойдет с водой если ее налить в резиновую перчатку?

Дети: да

Королева вода: мне нужен помощник. Посмотрите, как вода заполняет каждый пальчик перчатки, вода изменила свою форму?

 Дети: да, вода приняла форму перчатки и др. сосудов).

Вывод: вода- жидкость; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда или предмета, в котором находится.

Опыт 3 

Самый интересный.

Королева вода: Посмотрите, что лежит на тарелке?

Дети: сахар.

Королева вода: Построена башня из кубиков сахара. Внимательно смотрите, что я буду делать, и дома покажете родителям!

В стакан с водой добавляю красную гуашь, вода поменяла цвет?

Дети: да

Королева вода: гуашь в воде растворилась?

Дети: да.

Королева вода:  Теперь аккуратно выливаю окрашенную воду в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, как окрашенная вода проникает в сахар и смешивается с ним, что происходит с башней?

Дети: башня меняет цвет. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, что произойдет с башней?

Дети: рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем.

4 опыт

 Самый опасный.

Королева вода: Что у меня в руках?

Дети: термос.

Королева вода: Кто скажет, для чего нужен термос?

Дети: для сохранения горячей воды.

Королева вода: Детям можно брать и открывать термос с горячей водой?

Дети: нет.

Королева вода: Почему?

Дети: Если открыть термос будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься. Молодцы!

Королева вода: Открываем термос с горячей водой, дети видите из термоса выходит пар. У меня в руках чистое, сухое зеркало. Сейчас я поднесу к горлышку термоса зеркало и мы посмотрим что с ним произойдет. Дети, посмотрите, что появилось на зеркале?

Дети: На нем появились капельки воды.

Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии. Повторите!

Р.S. – Посмотрим, что стало с нашей башней.

3. Королева вода: Дети, предлагаю вам продолжить наше путешествие и отправиться в Водяное царство.

Королева Вода: Девочки и мальчики, вода существует в природе в трех состояниях. В каких?

Дети: жидком, твердом и газообразном.

Вывешивается схема

Королева вода: Дети назовите жидкое состояние воды в природе?

Дети: дождь, роса.

Королева вода: Посмотрите на тучку с дождем, на росу

Королева вода: Дети назовите твердое состояние воды в природе?

Дети: град, снег, лед, сосульки.

Королева вода: Дети, давайте превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

-А когда вода находится в жидком состоянии, то ее капельки могут двигаться и менять положение. Давайте возьмемся за руки и попробуем походить по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

4. Королева вода: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Поплыли.

Королева вода:  Ребята, а у вас в детском саду есть вода?

Дети: да.

Королева вода: Где?

Дети: в кране, в лейке, на кухне, в туалете.

Королева вода:  Кому нужна вода?

Дети: детям, воспитателю, цветам, поварам, растениям, рыбам и т.д.

Королева вода:  Для чего нужна вода человеку?

Дети: пить, готовить пищу, умываться, стирать, мыть посуду, поливать цветы и т.д.

Королева вода:  Ребята можно ли сказать, что вода большая труженица и помощница человека?

Дети: да.

Королева вода: Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, не кончается. Как нужно относиться к воде, чтобы она вся не вытекла?

 Дети: бережно. Не оставлять открытые краны.

Королева вода: Ребята, что нового вы узнали?

Дети: узнали о природных водоемах, свойствах воды, в каком состоянии бывает вода в природе, воду надо беречь).

Королева Вода: Что произойдет, если вдруг не станет воды?

Дети: погибнут животные, растения, рыбы, человек и т.д.

Королева Вода: А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла?

 Дети: закрывать кран.

Королева Вода: Мне понравилось с вами «путешествовать». Вы дружные, активные, любознательные, умеете общаться.

Вода - это радость Земли,

Вода - это счастье Земли,

Вода - это чудо Земли,

Воду ты всегда береги!

До свидания ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».

Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"

Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе

Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе: «Домашние животные»

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;- учить различать взрослых животных и их детёнышей....