Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Идегел Уран-ооловна Ондар

"Юрта- традиционное жилище тувинцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurta.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Сайзанак» с.Шекпээр

Барун-Хемчикского  кожууна Республики Тыва

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе

на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»

Воспитатель: Ондар Идегел Уран-ооловна

с. Шекпээр, 2019г

Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»

Возрастная группа: старшая группа

Область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.

Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Формы образовательной деятельности: Групповая

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.

Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях  юрты.

  • образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
  • развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
  • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.

Методы и приемы:

-наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.

-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

-практические:  построить картинку юрты.

-игровые: музыкальная физминутка.

Словарная работа:  юрта,  раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.

Оборудование и материалы:

проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта. 

Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Время

1

Вводная часть

Организационный

момент

-Добрый день, дети мои

Рада видеть всех вас я,

Сегодня у нас необычное занятие.

Вводная часть:

 Дети давайте поздороваемся с гостями по тувинской традиции  «Амыр-менди!». Совершая  чолукшууру мы произносим: «Амыр менди!»

  

Дети поздороваются по тувинской традиции  «чолукшуур».

чай с молоком

1мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

-А теперь посмотрите дети, на экран. Слайд №1.

-Кто мне скажет, что это такое? 

- Правильно дети, это юрта.

-Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.

-Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.

 

Дети отвечают

2

3

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.

Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.

Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.

Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. (хун унер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.

Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты. Дымовой круг  удерживается палками (ынаа, образующих крышу).

Слайд№5. И еще подпорка (багана) , в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.

Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили  каркас  юрты  нужно  будет  покрыть  из кусков войлока.

Слайд №8. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.

Слайд №9. И последнюю очередь покрытие дымового отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода.

Слайд №8. После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.

Слайд №8. Вот и юрта готова.

Капитаны команд по очереди дают команду своим игрокам сверстникам.

9 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

А теперь дети, встанем все и сделаем музыкальную физминутку.

Физминутка: (Музыку поставит музыкальный руководитель.)

Юрта, юрта (шагаем на месте)

Круглый дом (показать круг на воздухе)

Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

Гости явятся едва. (повороты туловища влево- вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)

Вот и наши чашечки (руки впереди, ладошки вверх).

Давайте, угощаем гостей нашим вкусным, молочным чаем.

Беседа:

А теперь подходим к макету и повторим о строение юрты.

- Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта? (из раздвижных решеток или из стен).

-К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери).

- Что удерживают палки (ынаалар)? (дымовой круг)

-Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком).

-Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты).

-Молодцы дети, очень много интересного узнали о юрте.

Под музыку вместе с воспитателем дети выполняют  упражнения

Ответы детей

6 мин

5

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- А теперь я предлагаю играть дидактическую игру « Сложи картинку». Приступайте дети к работе.

Анализ работ детей: Посмотрите ребята, вы  правильно подбирали части картинок. Молодцы!

Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.

Дети собирают картинку .

4мин

6

Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что?  Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? Юрта – она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить. Мне очень понравилось, как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось.

Ответы детей.

(чтобы жить в ней, там тепло).

2мин

7

Рефлексия

Воспитатель: Если вам понравилось игра, возьмите смайлики, которые смеются, а если вам было трудно отвечать на вопросы, возьмите смайлики, изображающие грусть.

Дети выбирают смайлики

1мин

Самоанализ открытого занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: 

«Юрта - традиционное жилище тувинцев»

Возрастная группа: старшая группа

Область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.

Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Формы образовательной деятельности: Групповая

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.

Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях  юрты.

  • образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
  • развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
  • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.

Методы и приемы:

-наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.

-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

-практические:  построить картинку юрты.

-игровые: музыкальная физминутка.

Словарная работа:  юрта,  раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.

Оборудование и материалы:

проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта. 

Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.

Структура (ход) занятия

Этапы занятия Деятельность

Вводная часть: 1 минут

        Организационный момент.      Приветствие гостей по  тувинскому обычаю.

        Проблемная ситуация (мотивация) и постановка, принятие детьми цели занятия: 2 мин

Основная часть занятия:9 мин

   Воспитатель объясняет правило занятия.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.

      Начинали с показом слайда.

Открытие детьми новых знаний: 6 мин.

         Использовала наглядно - демонстрационный метод (показ презентации на выбранную тему, словесный метод (вопрос и ответ, объяснение, пояснение по слайдам). Дети работали, переживали, хлопали, между собой договаривались.

        Физкультминутку провели в виде музыкальной паузы.

Самостоятельное применение нового на практике: 4мин.

        Закрепляли полученные знания дидактической игре: «Сложи картинку».

Заключительная часть: 2 мин

                      Опрос – вам понравилось занятие? Что было интересного вы узнали?

Рефлексия: 1 мин

        Дети выбирали смайлики.

        Я, считаю, что цели и задачи занятия  удалось реализовать. Не зря на занятии были использованы информационно – компьютерные технологии, так как одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, музыкальная физминутка. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

        Проводилась предварительная работа: о тувинских традициях и обычаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...