Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Идегел Уран-ооловна Ондар

    "Юрта- традиционное жилище тувинцев"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yurta.docx32.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Сайзанак» с.Шекпээр

    Барун-Хемчикского  кожууна Республики Тыва

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по образовательной области

    «Познавательное развитие»

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе

    на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»

    Воспитатель: Ондар Идегел Уран-ооловна

    с. Шекпээр, 2019г

    Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»

    Возрастная группа: старшая группа

    Область: «Познавательное развитие».

    Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.

    Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

    Формы образовательной деятельности: Групповая

    Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.

    Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях  юрты.

    • образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
    • развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
    • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.

    Методы и приемы:

    -наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.

    -словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

    -практические:  построить картинку юрты.

    -игровые: музыкальная физминутка.

    Словарная работа:  юрта,  раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.

    Оборудование и материалы:

    проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.

    Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта. 

    Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.

    Этап занятия

    Структурные компоненты деятельности

    Ход занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность

    детей

    Время

    1

    Вводная часть

    Организационный

    момент

    -Добрый день, дети мои

    Рада видеть всех вас я,

    Сегодня у нас необычное занятие.

    Вводная часть:

     Дети давайте поздороваемся с гостями по тувинской традиции  «Амыр-менди!». Совершая  чолукшууру мы произносим: «Амыр менди!»

      

    Дети поздороваются по тувинской традиции  «чолукшуур».

    чай с молоком

    1мин

    2

    Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

    -А теперь посмотрите дети, на экран. Слайд №1.

    -Кто мне скажет, что это такое? 

    - Правильно дети, это юрта.

    -Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.

    -Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.

     

    Дети отвечают

    2

    3

    Основная часть

    Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

    -Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.

    Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.

    Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.

    Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. (хун унер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.

    Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты. Дымовой круг  удерживается палками (ынаа, образующих крышу).

    Слайд№5. И еще подпорка (багана) , в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.

    Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили  каркас  юрты  нужно  будет  покрыть  из кусков войлока.

    Слайд №8. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.

    Слайд №9. И последнюю очередь покрытие дымового отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода.

    Слайд №8. После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.

    Слайд №8. Вот и юрта готова.

    Капитаны команд по очереди дают команду своим игрокам сверстникам.

    9 мин

    4

    «Открытие» детьми новых знаний, способа действий

    А теперь дети, встанем все и сделаем музыкальную физминутку.

    Физминутка: (Музыку поставит музыкальный руководитель.)

    Юрта, юрта (шагаем на месте)

    Круглый дом (показать круг на воздухе)

    Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

    Гости явятся едва. (повороты туловища влево- вправо)

    В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

    Угостить торопится (присели)

    Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)

    Вот и наши чашечки (руки впереди, ладошки вверх).

    Давайте, угощаем гостей нашим вкусным, молочным чаем.

    Беседа:

    А теперь подходим к макету и повторим о строение юрты.

    - Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта? (из раздвижных решеток или из стен).

    -К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери).

    - Что удерживают палки (ынаалар)? (дымовой круг)

    -Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком).

    -Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты).

    -Молодцы дети, очень много интересного узнали о юрте.

    Под музыку вместе с воспитателем дети выполняют  упражнения

    Ответы детей

    6 мин

    5

    Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

    - А теперь я предлагаю играть дидактическую игру « Сложи картинку». Приступайте дети к работе.

    Анализ работ детей: Посмотрите ребята, вы  правильно подбирали части картинок. Молодцы!

    Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.

    Дети собирают картинку .

    4мин

    6

    Заключительная часть

    Итог занятия.

    Систематизация знаний.

    Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что?  Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? Юрта – она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить. Мне очень понравилось, как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось.

    Ответы детей.

    (чтобы жить в ней, там тепло).

    2мин

    7

    Рефлексия

    Воспитатель: Если вам понравилось игра, возьмите смайлики, которые смеются, а если вам было трудно отвечать на вопросы, возьмите смайлики, изображающие грусть.

    Дети выбирают смайлики

    1мин

    Самоанализ открытого занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: 

    «Юрта - традиционное жилище тувинцев»

    Возрастная группа: старшая группа

    Область: «Познавательное развитие».

    Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.

    Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

    Формы образовательной деятельности: Групповая

    Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.

    Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях  юрты.

    • образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
    • развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
    • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.

    Методы и приемы:

    -наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.

    -словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

    -практические:  построить картинку юрты.

    -игровые: музыкальная физминутка.

    Словарная работа:  юрта,  раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.

    Оборудование и материалы:

    проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.

    Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта. 

    Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.

    Структура (ход) занятия

    Этапы занятия Деятельность

    Вводная часть: 1 минут

            Организационный момент.      Приветствие гостей по  тувинскому обычаю.

            Проблемная ситуация (мотивация) и постановка, принятие детьми цели занятия: 2 мин

    Основная часть занятия:9 мин

       Воспитатель объясняет правило занятия.

    Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.

          Начинали с показом слайда.

    Открытие детьми новых знаний: 6 мин.

             Использовала наглядно - демонстрационный метод (показ презентации на выбранную тему, словесный метод (вопрос и ответ, объяснение, пояснение по слайдам). Дети работали, переживали, хлопали, между собой договаривались.

            Физкультминутку провели в виде музыкальной паузы.

    Самостоятельное применение нового на практике: 4мин.

            Закрепляли полученные знания дидактической игре: «Сложи картинку».

    Заключительная часть: 2 мин

                          Опрос – вам понравилось занятие? Что было интересного вы узнали?

    Рефлексия: 1 мин

            Дети выбирали смайлики.

            Я, считаю, что цели и задачи занятия  удалось реализовать. Не зря на занятии были использованы информационно – компьютерные технологии, так как одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, музыкальная физминутка. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

            Проводилась предварительная работа: о тувинских традициях и обычаях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

    Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

    Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

    Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...