Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вореженкова светлана Владимировна

Позновательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.Расширение знаний детей о свойствах воды,о её преобразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_s_predmetami_prirody_2.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому  развитию  детей  Калининского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие»

Экспериментальная деятельность с предметами природы. «Путешествие капельки»

     

Составила и провела воспитатель первой категории:

Вореженкова Светлана Владимировна

Санкт-Петербург

2016-2017г.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

-Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы,

-закреплять правила безопасности при проведении опытов

-воспитывать умение слушать ответы товарищей в процессе опытов

-обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

Материалы: ведёрко с загадками, глобус, прозрачные стаканчики, тарелки,  краски, кисточки, карточки, термос со льдом и с кипятком, блюдечки, салфетки, соль, д/и «где живёт вода» ,шампунь деревянные палочки(ложечки), трубочки .

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Я приготовила для вас необычные загадки, они находятся у меня в ведёрке.

Попробуете разгадать их?

Дети:  Да!

Воспитатель: (загадки в виде капельки) И так первая загадка.

С крыши вниз свисает

Острая рогулька

Капли в низ бросает

Мокрая…(сосулька)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это…(дождь)

Он всегда дружит с дождём,

Серой мглой покроет дом.

Мы с тобой пойдём вдвоём

И друг друга не найдём. (туман)

Воспитатель: Ребята что объединяет все наши отгадки?

Дети: Вода.

Воспитатель: Вода, правильно, в этих загадках говорится о трёх состояниях воды: какие –(твёрдое, жидкое и парообразное). Перед вами лежат человечки, наши с вами друзья. Подберите к этим человечкам наши капельки-загадки.

В сосульке какие человечки-(дружные, крепкие). А в воде-

А в тумане-

Воспитатель: молодцы ребятки вспомнили наших друзей.

И сегодня мы с вами поговорим о воде!

Как называется наша  планета на которой мы с вами живём?

Дети: земля

Воспитатель: Вот модель нашей планеты, мы с вами уже знакомы с ней, это глобус.

Давайте ещё раз посмотрим на глобус и вспомним каким цветом обозначают воду на глобусе.

Дети: синим, голубым

Воспитатель: посмотрите сколько её много. А какие водоёмы вы знаете?

Дети: море, озеро, ручей, река…

Воспитатель: А ещё она есть во всём живом, в растениях, в животных, в человеке.

Мы с вами всё знаем о воде?

(ответы детей)

Воспитатель: И  сегодня я снова приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы узнаем ещё многое интересное о воде. Но прежде чем приступить к нашим исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории!

-Не шуметь- этим мы мешаем другим

-Слушать воспитателя

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Ну что ж, я приглашаю вас за стол !

 1 опыт « Прозрачность воды»

Воспитатель: Ну что ж юные исследователи, перед вами стоят два стаканчика с водой, и картинки. Возьмите картинку и поставьте её за стаканчик. Видно картинку?

(ответы детей)

Прозрачна ли вода?

(ответы детей)

Воспитатель: а теперь давайте подкрасим её красками. Берём кисточку обмакиваем её в краску и подкрашиваем воду. Подкрасили?

Снова берём картинку и ставим её за стаканчик. Видно её?

(ответ детей)

Воспитатель: С помощью красок мы сделали воду не прозрачной.

сделаем с вами вывод вода- прозрачна! А можно ли воду сделать снова прозрачной?

Да, её можно отфильтровать…да вы правы можно отфильтровать с помощью фильтра, но мы оставим стаканчики с подкрашенной водой на некоторое время и посмотрим что будет.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Выходите ко мне.

Девочки будут красками, а мальчики будут прозрачной водой, ну а я буду кисточкой. (краски с одной стороны, вода в противоположной) Я кисточка-беру краску и размешиваю её воде, а вы перемешиваетесь. Вот у меня какая стала вода синего цвета…..теперь вода отстоялась, краска осела на дно стаканчика, а в верхнем слое стала прозрачной!

Молодцы здорово у вас получилось!

Воспитатель: И теперь я нова вас приглашаю за стол к следующему опыту.

 

 2 опыт «Превращение воды»

Воспитатель: вытяните перед собой руку и закройте пожалуйста глаза

 (по руке проводится кусочком льда) Что вы почувствовали?

Дети: холод

Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошки и посмотрите, что с ним будет происходить?

Дети: Лёд начинает таять. Лёд превратился в воду.

Воспитатель: Что же такое лёд?

Дети: Вывод-Лёд   это вода в твёрдом состоянии.

Воспитатель: Возьмите салфетки и протрите руки.

 Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину одного кубика немного соли Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, (Ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. А ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие.)

(Вывод делает воспитатель).

Вывод: Солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов.

Когда на улице была зима и мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.

3 опыт «Как образуется дождь»                                                                                                                                    

Воспитатель: Посмотрите что это у меня? (показывает термос)

В термосе у меня кипяток-видите над ним пар? Над паром я поставлю блюдечко. Что стало с паром, во что он превратился? (в капельки воды) Что стало с блюдцем?

Дети: (оно запотело)

Воспитатель: Как вы думаете пар -это вода или нет?

Дети: Пар- это вода. Сильно нагретая вода превращается в пар. 

(Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.)

Воспитатель. Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе») Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Вывод: пар- это вода.

Воспитатель: Молодцы! Давайте ещё немножко с вами поиграем. (д/и «где живёт вода»)  Подходите ко мне.

Перед вами табличка с капелькой в серединке, и ещё много маленьких карточек. Сейчас вы возьмёте картинку внимательно посмотрите, подумаете и скажите какое она имеет отношение к воде.

Ну что ж и с этим заданием вы замечательно справились.

Воспитатель: и на последок я приготовила вам сюрприз. Давайте с вами сделаем мыльные пузыри и возьмём их с собой на прогулку.

Пройдём с вами за стол, Для этого, мы наливаем в стаканчики воду, аккуратно добавляем в воду шампунь, перемешиваем ложечкой. Теперь окунём трубочку в наш раствор и  осторожно пробуем надуть пузырьки….получилось?

Ну что ж наши опыты закончились, подходите все ко мне. Мы с вами узнали много нового о воде? А  теперь ответь мне,

- как образуется дождь?

-А как воду превратить в пар(лёд)

Ну то ж наше интересно путешествие с капелькой подошло к концу, скажем всем до свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....

Конспект ОД "Наша Родина-Россия" с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный конспект знакомит детей с малочисленными народами Крайнего Севера и воспитывает чувство любви к своей Родине-России....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Поможем зайке»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественно эстетическое развитие.Задачи: Развивающие·...

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны» (для детей старшего дошкольного возраста).Образовательная область: «Познавательное развитие»

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной труд...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Волшебный сундучок тётушки Совуньи».

Цель:Развивать связную речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. Задачи:развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;упражнять в умении составлять предложени...