Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Экология» Тема: «Весеннее путешествие» Возрастная группа: старшая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нигматуллина Лилия Ринатовна

Занятие с детьми по экологии с использованием дидактического материала, дидактических игр и слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ned._nauki_st._gr.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Экология»

Тема: «Весеннее путешествие»

Возрастная группа: старшая

                                                                                              Выполнила: воспитатель

                                                                                                Нигматуллина Лилия Ринатовна

                                                                                                     Образование: среднее специальное

                                                                                            Стаж общий: 22 года

                                                                                                     Квалификационная категория: высшая

Интеграция областей по ФГОС: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели ООД: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями  в неживой живой природе.

Образовательные задачи:

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о первоцветах.  

Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении. Формировать  экологическое  представление  детей об окружающем мире. Вызвать желание заботиться о птицах. Совершенствовать  грамматический  строй речи.

Развивающие задачи:  

Развивать интерес к жизни птиц.

Обеспечить  развитие умения  устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитательные задачи:  

Воспитывать интерес, желание больше узнать о весенних изменениях в природе; Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним и любовь ко всему живому;

Помочь получить эстетическое наслаждение;

Способствовать формированию навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Словарная работа: проталины, набухают почки, скворечник, щебет птиц, первоцветы.

Методические приемы: погружение в игровую ситуацию, беседа, вопросы, использование дидактических игр, игровизора, физкультминутка, показ видео.

Материал  оборудование: экран для просмотра видео, проектор, ноутбук, картинки птиц, картинки для игровизора «Птицы и их гнезда» по числу детей, маркеры, картинки первоцветов для игры «Сложи цветок».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, слушание голосов птиц, разучивание физкультминутки, подвижной игры «Весна», пословиц, поговорок о весне, пальчиковой игры, чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа о птицах, первоцветах.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: здравствуйте, дети.

 Дети: здравствуйте.

Воспитатель: меня зовут Лилия Ринатовна.  Я очень рада видеть Вас. Сегодня проснулась я утром с хорошим настроением, а разбудило меня вот такое яркое солнышко и решила прогуляться по городу, спустилась к берегу реки Туймазинка, прошлась по парку, и заметила что-то случилось вокруг: солнце ярко светит, тает снег, везде лужи, ручейки бегут, птички поют

 Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (видео природы со мной)

Дети: это время года весна.

Воспитатель: издавна люди наблюдали за весной, любовались ею и удивлялись ей. Об этом говорят пословицы и поговорки о весне. Вы их знаете?

Дети: весенний день целый год кормит.

           Весенняя пора – поел со двора.

           Март- заря весны.

           Солнце пригреет – все поспеет.

Воспитатель: а теперь вставайте в круг и мы солнышку скажем, какая весна

  Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая…

 Воспитатель: сколько замечательных слов вы сказали о весне, садитесь за столы и мы продолжим рассказ о весне. Весной в природе все меняется, давайте мы расскажем об этих изменениях используя таблицу со схемами-символами, обозначающими приметы весны  (работа по мнемотаблице) 

   Мнемотаблица «Весна»

 - солнце светит ярко и греет;

- на солнце снег начинает таять, капель;

- появились первые проталинки на земле;

- дни длиннее, а ночи короче;

- побежали весенние ручейки;

- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

- вся природа просыпается от зимнего сна;

- на деревьях и кустах набухают почки;

-птицы прилетают с теплых стран.

Воспитатель: а теперь кто сможет выйти и рассказать о весне?  (ответы детей)

Воспитатель: а сейчас мы поиграем и вспомним весенние месяцы.

 Пальчиковая игра:

Идет матушка весна,

Отворяет ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.
А за ним апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.  

Воспитатель: и так какие весенние месяцы мы назвали?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: гуляя по парку посмотрите, что я видела? (видео проталин со цветами).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны:
Верно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: что это такое?

Дети: проталины.

Воспитатель: проталины – это место, где солнце греет сильнее, снег тает быстрее и открывается земля. На проталинах появляются первоцветы, первые весенние цветы, а какие мы узнаем, собрав картинки, лежащие у вас на столах.

Игра «Собери цветок».

 (Подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпан, нарцисс, ландыш и т. д). 

Дети собирают картинки и называют цветок.

Воспитатель: какой весенний цветок получился у вас? (Ответы детей)

Воспитатель: ой, какой красивый, разноцветный ковер из весенних цветов у вас на столах. Послушайте всюду слышен веселый птичий щебет, что случилось, может праздник какой? А почему так много стало птиц? (включается щебетание птиц)

Дети: это птицы с юга вернулись.

Воспитатель: да, дети, морозы закончились, потеплело и птицы вернулись домой. Зимой я привыкла к тому, что кругом воробьи, вороны, голуби, а этих птиц я не знаю. Может вы мне поможете их узнать?  

Дети: да, поможем.

Воспитатель: тогда слушайте внимательно.

                        По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …
 »

Дети: грачи (выставляется картинка птицы на доске)

Воспитатель: да, это грачи, а вы знаете, что грачи прилетают первыми и открывают весну. В народе есть даже такая поговорка: Грач на горе- весна на дворе.

Следующая птица:

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
 

Дети: ласточка (выставляется картинка птицы на доске)

Воспитатель: конечно ласточки, они никогда не садятся на деревья. Крыши и карнизы домов, телеграфные провода, веревка, натянутая для сушки белья, мачты и реи судов – вот их излюбленные места отдыха.   

Воспитатель: Дальше слушаем:

                        На шесте - веселый дом
 С круглым маленьким окном.
 Чтоб уснули дети,
 Дом качает ветер.

                        На крыльце поет отец -
 Он и летчик, и певец.

Дети: скворец  ( выставляется картинка птицы на доске)

Воспитатель: правильно, это скворец. Эти птицы сторожат поля, сады и огороды от насекомых вредителей являясь верными друзьями человека. Еще загадка:

  Воспитатель: Раньше всех из птиц встаёт,

                          Солнцу песенку поёт,

                          Всё живое поднимает,

                          Как ту птичку называют?

Дети: жаворонок  ( выставляется картинка птицы на доске)

Воспитатель: жаворонки - одни из самых лучших певчих птиц России. В старину по прилету этих птиц ориентировались, наступила ли пора пахать и сеять. 

Жаворонок запел - пора выходить на пашню. Дети, вы справились с этим заданием. А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка 

Руки подняли и помахали –               Руки вверху, качаются из стороны в сторону.

Это деревья в лесу.

Ветки согнули, снег отряхнули –      Руки согнуты в локтях, встряхивают ими.         

Деревья встречают весну.

Плавно руками помашем –                Машут «крыльями».

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем:                 Присели, руки за спиной в «замке»

Руки сложили назад.

Воспитатель: дети, подойдите ко мне, я вам еще приготовила картинки, только они, к сожалению, все перепутались. Вы мне поможете разобраться?

Дети: да.

Воспитатель: нужно взять по одной карточки и на доске возле снежинки собрать тех птиц, которых мы видели зимой. А возле солнышка – тех, которые прилетают весной. Подходите, возьмите по одной карточке, внимательно посмотрите и выполните задание (дети выполняют задание)

Дидактическая игра  «Зимующие и перелетные птицы» 

Воспитатель: Никита, какая у тебя птица, куда ты ее поместишь? Почему?

Дети: возле снежинки, потому что мы ее видели зимой на участке.

Воспитатель: ворона, снегирь, синица, голубь, как называются эти птицы одним словом? (показываю на снежинку)

Дети: зимующие.  

Воспитатель: грач, скворец, кукушка и т.д, как называются эти птицы? (показываю на солнышко)

Дети: перелетные.

Воспитатель: а почему их называют перелетными?

Дети: потому что они улетают на зиму в теплые страны, а потом возвращаются обратно.

Воспитатель: да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

Дети: потому что, они боятся холода.

Воспитатель: да, они не приспособлены жить в холоде. Весной птицы возвращаются, радуясь весне и теплу, поднимают нам настроение своими песнями. Давайте пофантазируем: если бы птицы умели петь, как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Дети: о том

- как они любят свою Родину,

-как прекрасна и неповторима наша земля,

-как долог и труден был их путь домой,

-как они спешили и радовались встрече с нами,

-как соскучились.

Воспитатель: а еще пением птицы находят себе друга или подружку. Дети, а какая первая забота у птиц весной?

Дети: построить гнездо.

Воспитатель: а где птицы устраивают гнезда?

Дети: на деревьях, на столбах.

Воспитатель: но не всегда. Ласточки обустраивают свое жилище по берегам рек.

Воспитатель: из чего птицы строят гнезда?

Дети: из веточек, соломы, мха, коры, земли и глины.

Воспитатель: можем ли мы помочь птицам в этом?  

Дети: да, можно сделать и развесить скворечники.  

Воспитатель: мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки ткани, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд. А сейчас, вам нужно поселить каждую птицу в свой домик с помощью игровизора, соединив линией птицу и ее домик.

Игровизор «Посели птицу в гнездо».

 Воспитатель: ну вот, птицы заселены, можно выводить птенцов. А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? (выставляются картинки)

Дети: да.

Воспитатель: значит  мы будем соблюдать эти правила. А сейчас я приглашаю вас поиграть и порадоваться всем вместе весне. Вставайте в кружок.

Подвижная игра «Весна».

Солнышко, солнышко,      Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,       Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,      «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,       Медленно приседают.

А цветочки подрастают.    Тянутся на цыпочках, руки вверх.

 Итог занятия.

Воспитатель: спасибо вам, дети, вы мне сегодня очень понравились, были активными и любознательными. Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Дети: о весне, о птицах.

Воспитатель: я знаю, что вы очень любите рисовать, нарисуйте, пожалуйста, сегодняшнее путешествие и сделайте выставку, пусть все смотрят на ваши работы и любуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников. на тему: «Весеннее путешествие»

Цель: развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.Задачи:Образовательные:Расширять представление детей о временах года – весне, ее признаках, о первых весенних цветах;Закреплять умения р...

Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Для старшей группы. На тему: «Новый год у ворот»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».Для старшей группы....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастная группа старшая

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастна...

Конспект организационной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) на тему: «Геометрические фигуры» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 19 «Золотой петушок » станицы Незлобной»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Рисование» Тема: «Дружба красок» возрастная группа: старшая

Конспект  организованной образовательной деятельности  образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»   раздел «Рисование»  Тема: ...