Главные вкладки

    Игры по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Великанова Елена Григорьевна

    В учебном материале содержатся развивающие игры о растительном и животном мире, неживой природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).

    В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?

    Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости?

    Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию. Любить природу, ухаживать за ней нужно приучать с раннего детства. И мы сами должны служить примером для ребенка. Если он видит, что после пикника остается выжженная трава, мусор, сломанные деревья, как ему потом объяснить, что природу надо любить? Поэтому начинать нужно с себя.

    Экологическое воспитание ребенка включает основы экологического мышления:

    ♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

    ♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

    ♦ предотвращение появления у малышей агрессии по отношению к ней.

    Если ребенок говорит: «Если бы я был рыбкой, я бы сказал, что меня нельзя ловить, ведь я такой маленький. Если вы меня поймаете, то мои мама и папа — рыбки будут плакать», — что это, как не начало экологического воспитания?

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.

    У каждого ребенка есть место, где он любит играть, — лес, парк, двор. А может, он любит ходить на прогулку по одной и той же тропе? Впрочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой.

    Скажите ребенку, что вы станете скорой помощью для природы. А что мы положим в сумку скорой помощи? Соберите ее вместе с ребенком. Купите или сшейте ее из непромокаемой ткани. Следите, чтобы в ней всегда были бутылочка с водой, тряпочки, бинт, хлеб, зерно, лопатка, фотоаппарат и другие необходимые вещи.

    Развивающие игры для детей 6-7 лет о растительном мире.

    1. «Назови одним словом».

    Цель: выявить знания детей о видах растений.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: березы, дуба, клена, ели, сосны, тополя, липы… (деревья); ромашки, колокольчика, василька, тюльпана, ландыша, розы… (цветы); тыквы, помидора, картофеля, огурца, перца, моркови, кабачка… (овощи); яблок, груш, сливы, апельсина, лимона, банана…(фрукты); малины, клубники, земляники, черники… (ягоды); белого гриба, опят, лисичек, шампиньона, мухомора, ложных опят…(грибы) и назвать их одним словом.

    1. «Покажи и назови части растения».

    Цель: выявить знания детей о частях растения.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрацию с изображением яблони и показать, назвать ее части (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

    3. «Расскажи, где что растет».

    Цель: выявить знания детей о местах произрастания некоторых видах растений.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением земляники, грибов (лес), пшеницы, ржи (поле), ромашки, колокольчика (луг), яблони, смородины (сад), тыквы, помидора (огород) и рассказать, где что растет.

    1. «Угадай, что за дерево».

    Цель: выявить знания детей о разновидностях деревьев.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов деревьев и назвать их (иллюстрации: береза, дуб, рябина, клен, сосна, ель, осина, ольха, вяз, тополь, липа).

    1. «Расскажи, с какого дерева листья и плоды?»

    Цель: выявить знания и умения детей определять по листьям и плодам деревья.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением листьев и плодов деревьев и назвать какому дереву они принадлежат (лист рябины и кисть, лист березы и сережки, лист дуба и желудь, иголки сосны и шишка).

    1. «Сравни строение дерева, куста, травы».

    Цель: выявить умение детей находить отличия в строении дерева, куста, травы.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением дерева, куста, травы (у кустарников нет ствола, у травы нет ветвей, ствола).

    1. «Вспомни и назови необходимые условия для жизни и роста растений».

    Цель: выявить знания о необходимых условиях для жизни и роста растений и умения за ними ухаживать.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением хорошо ухоженного комнатного растения и погибающего и назвать причину гибели цветка.

    1. «Что сначала, что потом?».

    Цель: выявить знания детей о последовательности роста растений.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением стадий роста растений и расположить их в правильной последовательности.

    1. «Собери урожай».

    Цель: выявить знания и умения детей находить и называть овощи и фрукты.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: яблока, помидора, тыквы, огурца, банана, лука, земляники, опят, груши, персика, перца, сливы, березы, колокольчика, капусты, кабачка, апельсина, картофеля, репы, лимона, гороха, свеклы, малины, мухомора. Собрать картинки с изображением фруктов в красную тарелочку, а с изображением овощей – в синюю.

    1. «Найди и назови ягоды».

    Цель: выявить знания и умения детей находить и называть ягоды.

    Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: капусты, лисичек, малины, тополя, земляники, яблока, черники, огурца, смородины, крыжовника, тюльпана, клубники. Найти и назвать картинки, на которых изображены ягоды.

    1. «Отгадай загадки».

    Цель: выявить знания и умения детей о растительном мире.

    Расту в земле на грядке я,

    Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

    Много одежек,

    И все без застежек. (Капуста)

    У кого одна нога,

    Да и та без башмака? (Гриб)

    Вверху зелено,

    Внизу красно,

    В землю вросло. (Свекла)

    Рос шар бел,

    Ветер дунул-

    Шар улетел. (Одуванчик)

    Сидит дед, в шубу одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слезы проливает. (Лук)

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает. (Дерево)

    Весь из золота отлит,

    На солнышке стоит. (Колос)

    12.  «Что было бы, если из леса исчезли…».

    Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

    - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

    Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

    13.  «Какого растения не стало?».

    На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

    14.  «Где что зреет?».

    Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

    Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

    15.  «Угадай, что в руке?».

    Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

    16.  «Четвёртый лишний».

    Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

    1. заяц, ёж, лиса, шмель;
    2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
    3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
    4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
    5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
    6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
    7. таракан, муха, пчела, майский жук;
    8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
    9. лягушка, комар, жук, бабочка;
    10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

    17.  «Игра в слова».

    Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

    Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

    Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

    18.  «Земля, вода, огонь, воздух».

    Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

    19. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

    Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

    Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

    Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

    20.  «Угадай растение».

    Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

    21.  Игра «Поймай мяч».

    Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

    Аналогично называются другие классы объектов природы.

    22.  «Птицы, рыбы, звери».

    Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

    Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

    23. Игра с мячом «Назови предмет».

    В центре круга — ведущий, он бросает мяч каждому участнику и называет категорию объектов природы: растения, животные, птицы, рыбы и т. д. Ребёнок вступает в игру, когда поймает мяч. Задача игрока — перечислить пять названий той категории, которая ему досталась, например: «Я знаю пять животных» и называет (кот, лиса, заяц, тигр, слон), после чего возвращает мяч ведущему. Следующему ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Цветы» и т. д.

    24. Пластическая игра-имитация «Бегает, летает, плавает».

    Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации животных или птиц, рыб и предлагает детям с помощью телесной пластики изобразить способ движения тех, чьи изображения они видят.

    25.  Игра «Пищевая цепочка».

    Ведущий предлагает игроку соединить ленточкой изображения всех животных, охотящихся друг за другом, выживание которых взаимно зависит от их существования, например, лягушка, комар. Все дети помогают найти правильные иллюстрации.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Вода- это жизнь!»

    Задачи : В ходе этого занятия с дошкольниками подготовительной группы будут выполнятся следующие задачи: закрепить знания детей о некоторых свойствах воды;уточнить, что вода - важная составляюща...

    Перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

    В материале представлен подробный перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы...

    Сценарий познавательного развлечения по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Природы жалобная книга»

    Сценарий познавательного развлеченияпо экологическому воспитаниюдля детей подготовительной к школе группе «Природы жалобная книга»...

    Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы "Скворцы прилетели"

    Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитани о пернатых "Скворцы прилетели" для детей подготовительной к школе группе. В занятии содержится мастер - класс по изготовлению объёмной апп...

    Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Круговорот воды в природе"

    Данный конспект предназначен для воспитателей детских садов и родителей детей подготовительного к школе возраста. В конспекте содержатся материалы опытов, игр, вопросы касаемо темы "Круговорот во...

    "Путешествие по родному краю" конспект ООД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группена тему: "Путешествие по родному краю"воспитателяМБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач» г.Дюртюли Ха...